Изобретение относится к области химической технологии, в частности, к концентратам антифризов для изготовления охлаждающих жидкостей, применяемых в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, а также в качестве теплоносителя, предназначенного для использования в системах отопления и кондиционирования зданий
Известны композиции концентратов антифризов (CS патент №226394, МПК 6, С 23 F 11/10, 1985; YP патент №59157167, МПК 6, С 09 К 3/00, 1984), которые не предотвращают коррозию черных металлов. Антифриз, изготовленный на основе ингибитора черных металлов (CS патент №213154, МПК 6, С 23 F 11/10, 1984), агрессивен по отношению к латуни.
Известен концентрат антифриза на основе гликолей (FR заявка №2489355, МПК 6, С 09 К 15/04, 1982). Хотя он и предотвращает коррозию черных и цветных металлов, однако антифриз, полученный на его основе, неустойчив по отношению к жесткой воде.
Известны ингибиторы коррозии, представляющие собой концентрат антифризов (RU патент №2046815, МПК 6, С 09 К 5/00, 1995; RU патент №2050397, МПК 6, С 09 К 5/00, 1995; RU патент №2095388, МПК 6, С 09 К 5/00, 1997), обеспечивающие защиту черных и цветных металлов, но имеющие в своем составе тетраборат натрия (буру), наличие которого может ухудшать защиту алюминия и его сплавов в условиях нагревания.
Высоко концентрированный суперконцентрат для получения антифризов и теплоносителей (RU патент №2196797, МПК 7, С 09 К 5/00, 2001), на основе которого изготавливают антифризы с улучшенными противокоррозионными свойствами, как и в предыдущих изобретениях, имеет существенный недостаток в том, что в его составе присутствует триэтаноламин. Предполагается, что подобные соединения могут расщепляться при высоких температурах и приводить к образованию высокомолекулярных канцерогенных соединений, таких как нитрозоамины, представляющих токсикологическую опасность.
Подобные недостатки исключают составы ингибиторов коррозии для антифризов на основе гликолей (RU патент №2104330, МПК 6, С 09 К 5/00, 1999; RU патент №2143499 МПК 6, С 09 К 5/00, 1999; RU патент №2125074, МПК 6, С 09 К 5/00, 1999). Однако присутствие фосфатов калия в составах композиций этих изобретений снижает стабильность антифриза при его эксплуатации, причиной этому является образование осадков, мешающих циркуляции охлаждающей жидкости и снижающих тем самым теплообмен.
Известен бесфосфатный ингибитор коррозии (US 5422026 МКИ 6, С 09 К 5/00, 1995), в составе которого присутствуют бура, нитраты и силикаты, наличие которых характеризуется выпадением нерастворимых силикатных модификаций при высоких температурах, что свидетельствует о нестабильности антифриза в целом.
Известен водный ингибитор коррозии (US патент №6228283, МПК 7, С 09 К 5/00, 2001), композиция которого представлена стабилизированным силикатом, однако присутствие в ней фосфатов щелочного металла, нитрата и нитрита щелочных металлов не позволяет признать подобные антифризы соответствующими современным требованиям, предъявляемым к антифризам.
Известна охлаждающая жидкость на полигликолевой основе, содержащая в качестве антикоррозионных присадок моно- и дикарбоновую кислоты, фосфат щелочного металла, тетраборат натрия и/или высокомодульное жидкое стекло и/или трилон Б и/или декстрин (Патент РФ 2213119 С 7, С 09 К 5/00, 2003). Присутствие подобных компонентов снижает стабильность охлаждающей жидкости в целом. Известно, что наличие буры способствует увеличению коррозии алюминия, фосфат щелочного металла не обеспечивает долговременной защитной пленки на поверхности металла, а включение в состав высокомодульного жидкого стекла (силиката натрия) способствует снижению стабильности антифриза при хранении и образованию гелеобразного осадка в условиях эксплуатации при высоких температурах.
Согласно современным требованиям автопроизводителей (см. Спецификацию инженерных материалов Ford WSS-M97 В44 D) ограничивается присутствие силикатов, фосфатов до 0,001 мас.%, буры - 0,0005 мас.%; по техническим требованиям АвтоВаза ТТМ 1.97.1172-2004 полностью исключается наличие нитрата и нитрита.
Известен концентрат антифриза на основе этиленгликоля, содержащий монокарбоновые кислоты, следующего состава: соль щелочного металла 6,6',6"-(1,3,5-триазин-2,4,6-трил-триимино)-тригексановой кислоты (0,1-6,0 мас.%), бензотриазол или толилтриазол (0,02-2,0 мас.%), нитрат магния (0,01-1,0 мас.%) (DE патент 19930682, МПК 7, С 09 К 5/00, 2001. Однако антифриз, полученный на основе данного концентрата, несмотря на высокие антикоррозионные свойства, не доступен для отечественного производства из-за дефицита сырья указанной композиции и нежелательного присутствия нитрата.
Наиболее близким по составу, свойствам и назначению к заявленному составу концентратов антифризов является органическая композиция (РФ патент 2249634, 10.04.2005) следующего состава, мас.%:
Дальнейшее развитие получили формулы антифризов с повышенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию подобранной комбинации моно- и дикарбоновых кислот и ряда других ингибиторов коррозии. В составах новых современных антифризов полностью исключается наличие силикатов, фосфатов, нитратов и нитритов, аминов, боратов при сохранении высокой коррозионной защиты металлов, особенно алюминия, стали, чугуна, припоя, меди и латуни.
Задачей данного изобретения является создание композиции суперконцентрата для получения антифриза с высокими защитными свойствами, отвечающего современным требованиям автопроизводителей, обладающего повышенной стабильностью при эксплуатации при высоких температурах, смешиваемостью с другими антифризами.
Поставленная цель достигается тем, что суперконцентрат для изготовления антифризов и теплоносителей на основе гликоля, содержащий в качестве ингибирующей композиции тщательно подобранную комбинацию моно- и дикарбоновых кислот таких, как капроновая, каприловая, 2-этилгексановая, бензолкарбоновая, бутандионовая, гександионовая, декандионовая, фталевая или их солей щелочных металлов или алканоламинов, толилтриазол или бензотриазол или их смесь в равных соотношениях, молибдат натрия, дополнительно содержит капролактам, полиакрилат натрия, соль моноалкилфосфорной кислоты, пеногаситель, воду, а в качестве гликоля - моноэтиленгликоль или пропиленгликоль или полигликоли при следующем соотношении компонентов, мас.%:
,
где
При этом в качестве указанной антикоррозионной композиции моно- и дикарбоновых кислот или их солей может быть использована их смесь в следующем соотношении компонентов, мас.%: 0,01-10,0 капроновой кислоты или ее натриевой, или калиевой, или алканоламиновой соли, или 0,01-10,0 каприловой кислоты или ее натриевой или калиевой, или алканоламиновой соли, или 0,005-20,0 2-этилгексановой кислоты или ее натриевой, или калиевой или алканоламиновой соли, или 0,01-10,0 бензолкарбоновой кислоты или ее натриевой, или калиевой, или алканоламиновой соли, или 0,01-10,0 бутандионовой кислоты или ее натриевой, или калиевой, или алканоламиновой соли, или 0,01-10,0 гександионовой кислоты или ее натриевой, или калиевой, или алканоламиновой соли, или 0,01-10,0 декандионовой кислоты или ее натриевой, или калиевой, или алканоламиновой соли, или 0,005-10,0 фталевой кислоты или ее натриевой, или калиевой, или алканоламиновой соли, или их смесь в любом сочетании.
В качестве алканоламиновой соли указанных кислот используются соль триэтаноламина, или β,β1-дигидрокси-N-метилдиэтаноламин, или 2,2',2"-нитрилотриэтаноламина.
В качестве пеногасителя может быть использована силиконовая эмульсия DSP фирмы Dow Corning или жидкий кремнийорганический полимер различной вязкости ПМС-200 А (ОСТ 6-02-20-79).
Используемые полигликоли (ТУ 6-15-1761-94) являются побочным продуктом производства этиленгликоля и представляют собой водный раствор смеси гликолей с массовой долей 75-90%, в котором содержится 60-80 мас.% моноэтиленгликоля, 5-20 мас.% диэтиленгликоля, до 5 мас.% триэтиленгликоля.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что данный состав суперконцентрата антифриза отличается от известного введением новых компонентов: антикоррозионной композиции, содержащей моно- и дикарбоновые кислоты свободные или в виде солей щелочных металлов или алканоламинов такие, как капроновая, каприловая, 2-этилгексановая, бензолкарбоновая, бутандионовая, гександионовая, декандионовая, фталевая в любом их сочетании, капролактам, полиакрилат натрия, пеногаситель. Состав суперконцентрата антифриза представлен легко доступным сырьем.
Таким образом, заявленное техническое решение соответствует критерию новизны.
Применение в данном составе новых компонентов в сочетании с известными и найденное соотношение всех ингредиентов обеспечивает такие свойства, которые проявляются только в указанном техническом решении, а именно:
- высокие антикоррозионные свойства антифриза или теплоносителя, полученных на его основе, относительно конструкционных материалов (медь, припой, латунь, сталь, чугун, алюминий), включая защиту от кавитации и эрозии (см. таблицы 2 и 3);
- высокую степень сохранения стабильности антифриза при высоких температурах (см. таблицу 4);
- устойчивость антикоррозионной защиты в жестких условиях при испытаниях потенциостатическим методом (см. таблицу 5);
- совместимость с большинством торговых марок антифризов и тосолов (см. таблицу 6).
Предлагаемая композиция предотвращает минеральные отложения в закрытых водных системах, не допускает вспенивания, устойчива к жесткой воде.
При изучении других технических решений в данной области технологии признаки, отличающие заявленное изобретение от прототипа, не были выявлены, что обеспечивает соответствие данного технического решения критерию существенные отличия.
Концентрат данного состава готовят последовательным смешиванием компонентов.
Пример 1. В емкость с мешалкой помещают 5,0 г воды, 0,01 г молибдата натрия, 0,001 г бензотриазола, 0,001 г капролактама, 0,001 г полиакрилата натрия, 71,976 г этиленгликоля, 10,0 г натриевой соли капроновой кислоты, 0,01 г натриевой соли бензолкарбоновой кислоты, 10,0 г бутандионовой кислоты, 2,7 г фталевой кислоты, 0,3 г соли моноалкилфосфорной кислоты и 0,001 г пеногасителя. Смесь перемешивают при температуре окружающей среды в течение 1 ч до полного растворения компонентов.
Пример 2. В емкость с мешалкой помещают 7,5 г воды, 3,0 г молибдата натрия, 1,2 г толилтриазола, 1,5 г капролактама, 0,05 г полиакрилата натрия, 75,215 г этиленгликоля, 0,7 г калиевой соли капроновой кислоты, 10,0 г калиевой соли каприловой кислоты, 0,5 г калиевой соли гександионовой кислоты, 0,01 г калиевой соли бутандионовой кислоты, 0,01 г декандионовой кислоты, 0,01 г фталевой кислоты, 0,005 г пеногасителя и 0,3 г соли моноалкилфосфорной кислоты. Смесь перемешивают при температуре окружающей среды в течение 1 ч до полного растворения компонентов.
Примеры 3 и 4 осуществляют аналогично Примеру 2.
Пример 5. В емкость с мешалкой помещают 12,0 г воды, 3,0 г молибдата натрия, 5,0 г толилтриазола, 0,5 г капролактама, 0,05 г полиакрилата натрия, 58,275 г этиленгликоля, 0,5 г капроновой кислоты, 0,01 г каприловой кислоты, 20,0 г триэтаноламиновой соли 2-этилгексановой кислоты, 0,01 г натриевой соли бензолкарбоновой кислоты, 0,35 г натриевой соли декандионовой кислоты, 0,3 г соли моноалкилфосфорной кислоты, 0,005 г пеногасителя. Смесь перемешивают, как указано в примере 1.
Примеры 6-22 приготавливают аналогично Примерам 1 и 2.
Пример 23. В емкость с мешалкой помещают 10,0 г воды, 3,0 г молибдата натрия, 2,0 г бензотриазола, 1,0 г капролактама, 0,05 г полиакрилата натрия, 63,528 г пропиленгликоля, 0,01 г калиевой соли, каприловой кислоты, 20,0 г 2,2',2"-нитрилотриэтаноламиновой соли 2-этилгексановой кислоты, 0,11 г декандионовой кислоты, 0,3 г соли моноалкилфосфорной кислоты, 0,002 г пеногасителя. Смесь перемешивают, как указано в примере 1.
Примеры 24 -25 приготавливают аналогично Примеру 23.
Составы концентрата антифриза по примерам 1-25 и прототипу приведены в таблицах 1, 1а, 1б, 1в.
Из составов суперконцентрата антифризов, указанных в таблицах 1-1в, готовят образцы антифризов для испытания на коррозионное воздействие на металлы путем его разбавления этиленгликолем или пропиленгликолем, или полигликолями в соотношении 1:4.
Образцы антифризов подвергают коррозионным испытаниям в виде их 50%-ных растворов по ГОСТ 28084-90 в течение 336 ч при 88°±1°С с аэрацией воздухом.
Сравнительные результаты коррозионных испытаний представлены в таблице 2. Основные физико-химические свойства суперконцентрата антифриза и антифриза, полученного на его основе, представлены в таблице 3.
Определение стабильности при хранении при повышенной температуре охлаждающих жидкостей, полученных на основе концентрата антифриза, проводят по методике Технических требований АвтоВаза (ТТМ 1.97.1172-2004) и Спецификации инженерных материалов Ford (WSS-M97 B44-D). Концентрат охлаждающей жидкости в количестве 60 мл помещают в термостат в герметично закрытом сосуде и нагревают до 65±2°С в течение 14 дней. Контролируют наличие студенистого осадка на 2, 7, 10, 14 день. При появлении осадка испытания прекращают. При отсутствии осадка 30 мл испытуемой жидкости растворяют в таком же количестве синтезированной жесткой воды, содержащей 275 мг/дм3 кальция хлористого, 148 мг/дм3 натрия сернокислого, 165 мг/дм3 натрия хлористого, 138 мг/дм3 натрия двууглекислого. Полученный раствор вновь помещают в термостат при температуре 65±2°С на следующие 14 дней, контролируют наличие студенистого осадка на 2, 7, 10 и 14 день. При наличии осадка жидкость считается не выдержавшей испытания.
Результаты проведенных испытаний по стабильности при высокой температуре представлены в таблице 4.
Устойчивость эффективной защиты ингибиторов коррозии антифриза, полученного на основе суперконцентрата, проверялась с помощью лабораторного электрохимического потенциостатического метода. Согласно общепринятым стандартным методам тестирования автомобильных антифризов BL 5-1 Ford Motor Company (гальваностатический метод) и метод РСР (метод циклического поляризационного сканирования), испытания проводят на сплаве алюминия в виде 30 об.% раствора антифриза в коррозионной воде по ASTM D 1384,содержащей 0,0028М NaCl (165 мг/л), ионы Cl- которого являются основным активатором коррозии алюминия. Оценку эффективности защитного действия ингибиторов коррозии в настоящем изобретении проводили потенциостатическим методом 20 об.% раствора антифриза, содержащего 0,01М NaCl (585 мг/л), т.е. при создании более жестких условий тестирования. Поляризационные кривые снимали на образцах алюминиевого сплава АВ 00 (технически чистый алюминий). Потенциал питтингообразования Епр, при котором пробивается пассивирующая пленка металла, определяли по резкому подъему или по возникновению стабильных осцилляции тока на поляризационных кривых. Сравнительную эффективность ингибирующих композиций антифризов определяли по величинам Епр и значениям противопиттингового базиса ΔЕ=Епр-Ек, где Ек - стационарный (начальный) потенциал, а также по величинам плотности тока Ia, соответствующим общей скорости коррозии. Чем выше значение ΔЕ, тем более эффективно данная антифризовая рецептура предотвращает возникновение питтинговой коррозии. Чем выше значение Iа, тем быстрее протекает коррозия, тем менее эффективна данная композиция для защиты металла. Результаты проведенных испытаний представлены в таблице 5.
Совместимость антифриза, полученного на основе суперконцентрата, с другими коммерческими антифризами и тосолами проверяли по Спецификации инженерных материалов Ford WSS-M97B44-D (п.3.4.2) и с помощью потенциостатического метода. 50 об.% раствор антифриза по заявленному составу, приготовленный путем разбавления коррозионной водой по ASTM D 1384, и 50 об.% раствор испытуемого концентрата коммерческого тосола или антифриза, разбавленного такой же коррозионной водой, смешивают в объемном соотношении 1:1. Дают постоять 24-48 часов при 20±2°С при полном отсутствии света. Через заданное время проверяют наличие осадка и тестируют на коррозию с соблюдением потери веса. Дополнительно проверяют изменение скорости коррозии с помощью потенциостатического метода. Для снятия поляризационных кривых готовят в равных объемных соотношениях смесь антифриза по заявленному составу, разбавленного 1:1 дистиллированной водой, и испытуемого коммерческого тосола или антифриза с добавлением 585 мг/л NaCl. Результаты испытаний представлены в таблице 6.
Кроме того, приготовленные на основе суперконцентрата образцы антифризов испытывают на стойкость в жесткой воде по ГОСТ 28084-89. Критерием устойчивости антифриза к жесткой воде является отсутствие осадка и расслоения жидкой фазы. Определение резерва щелочности проводят по методике ASTM D 1121. Водородный показатель (рН) измеряют в 30%-ных водных растворах образцов суперконцентрата по методике ASTM D 1287.
Как видно из таблиц 1 и 2, составы 1-3, 5-7, 19-21, 23 обладают высокими антикоррозионными свойствами. Уменьшение концентрации молибдата натрия ниже 0,01 мас.% вызывает усиление коррозии стали (пример 4), а увеличение его выше 5,0 мас.% не приводит к повышению положительного эффекта (пример 8).
Уменьшение концентрации бензотриазола или толилтриазола ниже 0,001 мас.%, т.е. практически их исключение, вызывает коррозию меди и латуни (пример 9), а увеличение ее выше 5,0 мас.% не приводит к положительному эффекту (пример 10 и 22 соответственно).
С уменьшением содержания соли моноалкилфосфорной кислоты ниже 0,3 мас.% значительно снижается защита алюминия (пример 11), а увеличение ее содержания выше 0,5 мас.% приводит к образованию нерастворимого осадка, а также к снижению защиты цветных металлов (пример 12).
Уменьшение концентрации капролактама ниже 0,001 мас.%, практически его исключение, приводит к снижению коррозионной стойкости цветных металлов (пример 13), увеличение его содержания выше 1,5 мас.% резко усиливает коррозию всех металлов (пример 14).
Уменьшение содержания полиакрилата натрия ниже 0,001 мас.%, практически его исключение, приводит к выпадению осадка при смешивании с жесткой водой (пример 15). Увеличение его концентрации выше 3,0 мас.% не дает положительного эффекта (пример 16).
В отсутствии пеногасителя (пример 24) при приготовлении суперконцентрата наблюдается пенообразование, при введении пеногасителя более чем 0,03 мас.% не наблюдается положительного эффекта (пример 25).
Уменьшение концентрации смеси натриевых или калиевых или алканоламиновых солей капроновой, каприловой, 2-этилгексановой, бензолкарбоновой, гександионовой, бутандионовой, декандионовой, фталевой кислот ниже нижнего предела вызывает усиление коррозии меди, припоя, стали, чугуна, алюминия (пример 17). Увеличение концентрации смеси этих компонентов выше верхнего предела приводит к образованию нерастворимого осадка в виде суспензии, что резко снижает защиту от коррозии всех металлов (пример 18).
Разбавление суперконцентрата антифриза этиленгликолем или пропиленгликолем или водно-гликолевой смесью или полигликолями позволяет получить антифриз и охлаждающие жидкости с заданной температурой замерзания от минус 10°С до минус 65°С.
Таким образом, применение в составе суперконцентрата антифриза согласно изобретению новых компонентов в сочетании с известными и найденное соотношение ингредиентов и синергетической комбинации моно- и дикарбоновых кислот позволяет получать антифризы и теплоносители, обеспечивающие высокую и долговременную коррозионную защиту по отношению к конструкционным материалам двигателей внутреннего сгорания или теплообменников (меди, припою, латуни, стали, чугуну, алюминию), защиту от кавитации и эрозии без использования нитритов, устойчивость к жесткой воде, стабильность при хранении при высоких температурах, совместимость с большинством коммерческих антифризов и тосолов.
Результаты коррозионных испытаний антифризов, полученных на основе суперконцентрата антифриза
Физико-химические свойства суперконцентрата антифриза и антифриза, полученного на его основе
Испытания проводились по ГОСТ 28084-89
Результаты по определению стабильности охлаждающих жидкостей, полученных на основе суперконцентрата антифриза, при нагревании
Испытания проводились по Спецификации инженерных материалов Ford WSS-M97 В44 D (п 3.4.3.) и Техническим требованиям АвтоВаза ТТМ 1.97.1172-2004 (п 4.1)
Результаты испытаний 20 об.% раствора антифриза, полученного на основе суперконцентрата антифриза, с помощью потенциостатического метода в присутствии 0,01М NaCl (585 мг/л)
Результаты испытаний антифриза, полученного на основе суперконцентрата, на совместимость с коммерческими охлаждающими жидкостями
Использование: в химической технологии, в частности, в приготовлении антифризов, предназначенных для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также в качестве теплоносителей, используемых в теплообменных аппаратах. Сущность: суперконцентрат антифриза содержит в мас.%: 0,05-60,0 смеси по крайней мере одной монокарбоновой кислоты, такой, как капроновая, каприловая, 2-этилгексановая, бензолкарбоновая, и по крайней мере одной дикарбоновой кислоты, такой, как бутандионовая, гександионовая, декандионовая,, фталевой или их солей щелочных металлов или алканоламинов, 0,001-5,0 толилтриазола или бензотриазола или их смеси в равных соотношениях, 0,005-5,0 молибдата натрия, 0,001-1,5 капролактама, 0,001-3,0 полиакрилата натрия, 0,3-0,5 соли моноалкилфосфорной кислоты общей формулы где R=H; С16Н33-С18Н37; M=Na, К, NH(CH2CH2OH)3, n=9-15, 0,001-0,03 пеногасителя, 5-15 воды, остальное гликоли, такие как этиленгликоль, пропиленгликоль, полигликоли. Технический результат - повышение защитных свойств, стабильности при эксплуатации при высоких температурах, устойчивости к жесткой воде, обеспечение совместимости с большинством коммерческих антифризов и тосолов. 2 з.п. ф-лы, 9 табл.
ИНГИБИРУЮЩИЕ КОРРОЗИЮ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ЖИДКИХ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ | 2000 |
|
RU2249634C2 |
US 4647392 А, 03.03.1987 | |||
АНТИФРИЗНЫЙ ОХЛАЖДАЮЩИЙ КОНЦЕНТРАТ (ВАРИАНТЫ), АНТИФРИЗНАЯ ОХЛАЖДАЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ИНГИБИРОВАНИЯ КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2170752C2 |
АНТИФРИЗ | 1993 |
|
RU2046815C1 |
Устройство для вытяжения позвоночника | 1980 |
|
SU995785A1 |
АНТИФРИЗ | 2001 |
|
RU2206592C1 |
Авторы
Даты
2006-12-27—Публикация
2005-09-26—Подача