Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для смазывания узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности трибосоп-. ряжения.
На чертеже представлен график изменения мощности трения (N) в зависимости от обьема дозы (V) смазочного материала, подаваемого в трибосопряжение, где Мдогг максимальная допускаемая для трибосопряжения мощность трения; /ДОп - соответствующий ей объем дозы смазочного материала; ар - рабочая точка, которой соответствуют Vp - объем дозы смазочного материала и Np - потребляемая мощность в момент после подачи смазочного материала; NMHH - минимальная потребляемая мощность.
Объем дозы смазочного материала определяет толщину смазочного слоя. Наличие на графике экстремального минимума мощности трения связано с тем, что при относительно малой толщине смазочного слоя потери на преодоление вязкого сопротивления бывают меньше, чем при большой толщине смазочного слоя, а сопротивление сдвигу меньше, чем при трении квазикристаллических граничных слоев со сравнительно прочной структурой. На графике выделены три главных режима смазки: I - гидродинамическая смазка, I - смешанная смазка, III - граничная смазка.
При периодическом смазывании трибосопряжения в зависимости от дозы и интервала между подачами смазочного материала толщина смазочного слоя может существенно изменяться. Предпочтительным режимом смазки является конец диапазона смешанной смазки и начало диапазона гидродинамической смазки (участок а0э). Этот режим смазки обеспечивает как наименьший износ трибосопряжения, так и малые потери на трение.
сл С
VI
N
ND СЛ
ч о
Исходя из величины максимальных допускаемых потерь на трение (МДОп), выбирают объем дозы смазочного материала (Vp), обеспечивающий работу трибосопряжения в режиме гидродинамической смазки. В процессе работы трибосопряжения контролируют потери на трение и, когда последние снижаются до минимума (NMHH) или до определенной величины, подают очередную дозу смазочного материала.
Пример. Смазывание цилиндрической зубчатой передачи с эвольвентным профилем зубьев осуществляют магнитной жидкостью, синтезированной на триэтано- ламине. Передача содержит зубчатые колесо из стали 20X13 твердостью HV 380-440 с числом зубьев на каждом колесе z 60, модулем m 0,6 мм, шириной венца Ь 4 мм, изготовленные по 6-й степени точности. Частота вращения колес составляет 8с , контактное давление 500 МПа. Потери на трение оценивают по потребляемой элект родвигателем мощности с помощью ваттметра. Смазочный материал подают
0
5
0
периодически через 8 ч по 0,05 см . Мощность трения после очередной подачи смазочного материала изменяют от 55 до 30 Вт. За 300 ч наработки интенсивность изнашивания составляет 1,2-10 .
Предлагаемый способ позволяет почти на порядок уменьшить интенсивность изнашивания зубчатой передачи, при этом расход энергии снижается на 10%.
Формула изобретения
Способ смазывания трибосопряжения, включающий контроль потерь на трение и периодическую подачу дозами смазочного материала при определенной величине потерь на трение, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трибосопряжения, смазочный материал подают по достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов смазки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2006 |
|
RU2311448C1 |
Смазочное устройство | 1988 |
|
SU1603130A1 |
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ИМПУЛЬСНАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ "МАСЛО-ВОЗДУХ" | 2001 |
|
RU2202728C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2014 |
|
RU2559077C1 |
МОБИЛЬНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ПИТАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2245485C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ В ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕ | 2017 |
|
RU2663095C1 |
ГЕЛЕВАЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ ДОБАВКА | 2013 |
|
RU2567543C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭНДОПРОТЕЗОВ СУСТАВОВ С МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПАРОЙ ТРЕНИЯ | 2013 |
|
RU2556789C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И СОСТАВ СМАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ ПРИПОВЕРХНОСТНЫХ СЛОЕВ ТРУЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ | 2007 |
|
RU2351640C2 |
ОРГАНИЧЕСКАЯ СМАЗКА | 2013 |
|
RU2514434C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для смазывания узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности трибосопряжения. Смазывание трибосопряжения производят периодически, причем очередную дозу смазочного материала подают при определенной величине потерь на трение, для чего потери контролируют. Новым в способе является то, что смазочный материал подают при достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов смазки. 1 ил.
1973 |
|
SU417674A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-06-23—Публикация
1989-10-05—Подача