Изобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов
Известно устройство, где на стыковочном шпангоуте устанавливаются зам.ки. обеспечивающие соединение и воспринимающие все внутренние и внешние нагрузки при полете кораблей в состыкованном состоянии. На нем также расположены направляющие элементы, необходимые для точного совмещения стыка, толкатели для расстыковки, датчики сигнализации и автоматизации. Известное устройство содержит
также механизм типа штырь-конус, имеющий центральную штангу с приводом для подтягивания и выдвижения.
Известное аналогичное устройство обладает недостаточным диапазоном углов подлета корабля во время процесса стыковки не обеспечивает широкой универсальности устройств за счет использования механизма штырь-конус, перегораживает центральной штангой переходной тоннель между кораблями.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является стыковочный агрегат летательного аппарата, содерv4
t
О О W
жащий закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройства сцепки и соединения, а также размещенные по периферии силового элемента кольца. Извест- ное устройство обладает ограниченным диапазоном углов подлета и скоростей сближения при стыковке и недостаточной универсальностью.
Целью изобретения является расшире- ние эксплуатационных возможностей и повышения универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующих летательных аппаратов при одновременном обеспечении их дальнейшего совместного функционирования.
Для достижения указанной цели в стыковочном агрегате, содержащем закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройство сцепки и соединения, а также размещенное по периферии силового элемента кольцо, привод выполнен в виде ряда силовых цилиндров, связанных с устройствами сцепки и соединения, выпол- ненными в виде захватов с крюками на свободных концах, при этом ряд силовых цилиндров снабжены прижимами.
Кроме того, каждый силовой цилиндр, снабженный пружиной, заключен в корпус, а пружина одним концом жестко соединена с корпусом, а другим - со штоком силового цилиндра.
На фиг. 1 показано одно из возможных положений кораблей перед стыковкой; на фиг.-0. - стыковочный агрегат, вид сбоку; на фиг. 3 - конструкция верхней части силового цилиндра с пружиной; на фиг. 4 - захват стыковочного агрегата, вид сбоку; на фиг. 5 - то же, вид сверху; на фиг. 6 стыко- вочный агрегат, вид сверху; на фиг. 7 - начало стыковки с изображением двух захватов; на фиг. 8 - промежуточное положение при стыковке с изображением двух захватов; на фиг. 9-сцепка аппаратов с изо бражением двух захватов; на фиг. 10 - состыкованные аппараты с изображением двух захватов.
Устройство содержит (фиг 2) силовой элемент-шпангоут 1, к которому прикрепле- но кольцо 2, составляющие привода - силовые цилиндры с пружинами 3, соединенные с захватами 4, имеющими на концах захватные крюки.
На шпангоуте 1 также закреплены бачок с газом 5 и управляющее устройство 6 пневмосистемы которые вместе с силовыми пневмоцилиндра ми 7 и силовыми пневмоцшшндрами с пружинами 3 составляют саму пневмосистему. Штоки пневмоцилиндров 7 шарнирно соединены с
захватами 4. Шпангоут 1 содержит пиро- шнур 8 и прикреплен к кораблю. Управляющее устройство 6 пневмосистемы соединено с системой управления корабля кабелем,
Силовые цилиндры с пружинами (фиг. 3) состоят из корпуса 9, силовых пневмоцилиндров10 и пружин 11. Одним концом захваты связаны со штоками 12 пневмоцилиндров 10, которые прикреплены к одному из концов пружин 11 Другие концы пружин 11 жестко связаны с корпусами 9.
Устройства также содержат герметизирующую крышку 13 (фиг. 6).
При подлете к объекту стыковки - кораблю, имеющему аналогичное устройство, которое находится в пассивном состоянии, стыкующийся корабль разворачивается стыковочным агрегатом в сторону стыковочного агрегата объекта стыковки и сближается с ним.
В случае удара колец о захваты последние сжимают пружины 11 и вместе со штоками и поршнями пневмоцилиндров отдвигаются вниз (принято, что поршни имеют некоторую свободу перемещения за счет сжимаемости газа, достаточную для такого перемещения). В подпружиненном состоянии они удерживаются кольцами. При продолжении движения захваты могут выдвинуться вверх и могут испытать повторный удар с внутренней стороны кольца.
В случае удара захвата о захват их форма позволит им проскальзывать мимо друг друга и продолжать движение. При столкновении захваты могут повернуться вместе со штоками, но за счет связи пружин со штоками они стремятся вернуться в исходное положение.
Далее смещенные захваты выталкиваются до упора. Происходит зацепление колец неубиравшимися захватами.
Захваты наклоняются пневмоцилинд- рами 7, затем происходит стягивание кораблей силовыми цилиндрами с пружинами 3.
В случае сближения шпангоутов под углом -происходит зацепление одним или несколькими захватами. В дальнейшем оператор, наблюдая за стыковкой, выдвигает остальные захваты с помощью силовых пневмоцилиндров с пружинами-3 и пневмоцилиндров 7, зацепляет кольца ответного устройства и затем осуществляет стягивание кораблей.
При расстыковке закрывается крышка 13, срабатывают пневмоцилиндры, захваты отодвигаются и корабли могут отделяться. На случай аварийного отделения имеется пирошнур.
Формула изобретения 1. Стыковочный агрегат летательного аппарата, содержащий закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройства сцепки и соединения, а также размещенное по периферии силового элемента кольцо, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующихся летательных аппаратов при одновременном обеспечеФиг.1
нии их дальнейшего совместного функционирования, в нем привод выполнен в виде ряда силовых цилиндров, связанных с устройствами сцепки и соединения, выполнен- ными в виде захватов с крюками на свободных концах, при этом ряд силовых цилиндров снабжены пружинами.
2. Агрегат летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем. что каждый силовой цилиндр, снабженный пружиной заключен в корпус, при этом пружина одним концом жестко соединена с корпусом, а другим - со штоком силового цилиндра.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАССИВНОЕ УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО К КОРПУСУ НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ | 2014 |
|
RU2583992C2 |
Стыковочная система беспилотного летательного аппарата | 2018 |
|
RU2680555C1 |
УСТРОЙСТВО СТЯГИВАНИЯ СТЫКОВОЧНЫХ АГРЕГАТОВ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ | 2018 |
|
RU2706640C1 |
УСТРОЙСТВО СТЯГИВАНИЯ ПЕРИФЕРИЙНОГО СТЫКОВОЧНОГО МЕХАНИЗМА | 2018 |
|
RU2706741C1 |
УСТРОЙСТВО ОТКРЫТИЯ КРЫШКИ ЛЮКА | 2010 |
|
RU2428360C1 |
Способ крепления и отделения полезной нагрузки | 2021 |
|
RU2769847C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ С ОКОЛОЛУННОЙ ОРБИТЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ | 2019 |
|
RU2730700C1 |
МЕХАНИЗМ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СТЫКА СТЫКОВОЧНЫХ АГРЕГАТОВ | 2014 |
|
RU2559666C1 |
МЕХАНИЗМ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СТЫКА СТЫКОВОЧНОГО АГРЕГАТА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ | 2016 |
|
RU2648662C2 |
АКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО К КОРПУСУ НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ | 2014 |
|
RU2583993C2 |
Изобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение универсальности агрегата путем рас- ширения диапазона углов подлета стыкующихся летательных аппаратов при одновременном обеспечении их дальнейшего совместного функционирования. Устройство содержит силовой элемент-шпангоут 1, к которому прикреплено кольцо 2, пр.и- воды - силовые цилиндры с пружинами 3, соединенные с захватами 4, имеющими на концах захватные крюки. На шпангоуте 1 также закреплен бачок с газом 5 и управляющее устройство 6 пневмосистемы, которые вместе с силовыми пневмоцилиндрами 7 и силовыми пневмоцилиндрами с пружинами 3 составляют саму пневмосистему. Штоки пневмоцилиндров 7 шарнирно соединены с захватами 4. Шпангоут 1 содержит пирошнур 8 и прикреплен к кораблю. Управляющее устройство 6 пневмосистемы соединено с системой управления корабля кабелем. Силовые цилиндры с пружинами состоят из корпуса, силовых пневмоцилин- дров и пружин. Одним концом захваты связаны со штоками пневмоцилиндров, которые прикреплены к одному из концов пружин Другие концы пружин жестко связаны с корпусами. Устройство также содержит герметизирующую крышку. 1 з.п. ф-лы, 10 ил. сл с
фиг.2
Щиг.Ь
11
#
Ю
фиг,3
Фие.5
(риг. 7
риг. б
р& 2. в
Космическая энциклопедия | |||
М.: Изд-во Советская энциклопедия, с 388 Там же, с | |||
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1990-02-20—Подача