Стыковочный агрегат летательного аппарата Советский патент 1992 года по МПК B64G1/64 

Описание патента на изобретение SU1744003A1

Изобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов

Известно устройство, где на стыковочном шпангоуте устанавливаются зам.ки. обеспечивающие соединение и воспринимающие все внутренние и внешние нагрузки при полете кораблей в состыкованном состоянии. На нем также расположены направляющие элементы, необходимые для точного совмещения стыка, толкатели для расстыковки, датчики сигнализации и автоматизации. Известное устройство содержит

также механизм типа штырь-конус, имеющий центральную штангу с приводом для подтягивания и выдвижения.

Известное аналогичное устройство обладает недостаточным диапазоном углов подлета корабля во время процесса стыковки не обеспечивает широкой универсальности устройств за счет использования механизма штырь-конус, перегораживает центральной штангой переходной тоннель между кораблями.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является стыковочный агрегат летательного аппарата, содерv4

t

О О W

жащий закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройства сцепки и соединения, а также размещенные по периферии силового элемента кольца. Извест- ное устройство обладает ограниченным диапазоном углов подлета и скоростей сближения при стыковке и недостаточной универсальностью.

Целью изобретения является расшире- ние эксплуатационных возможностей и повышения универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующих летательных аппаратов при одновременном обеспечении их дальнейшего совместного функционирования.

Для достижения указанной цели в стыковочном агрегате, содержащем закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройство сцепки и соединения, а также размещенное по периферии силового элемента кольцо, привод выполнен в виде ряда силовых цилиндров, связанных с устройствами сцепки и соединения, выпол- ненными в виде захватов с крюками на свободных концах, при этом ряд силовых цилиндров снабжены прижимами.

Кроме того, каждый силовой цилиндр, снабженный пружиной, заключен в корпус, а пружина одним концом жестко соединена с корпусом, а другим - со штоком силового цилиндра.

На фиг. 1 показано одно из возможных положений кораблей перед стыковкой; на фиг.-0. - стыковочный агрегат, вид сбоку; на фиг. 3 - конструкция верхней части силового цилиндра с пружиной; на фиг. 4 - захват стыковочного агрегата, вид сбоку; на фиг. 5 - то же, вид сверху; на фиг. 6 стыко- вочный агрегат, вид сверху; на фиг. 7 - начало стыковки с изображением двух захватов; на фиг. 8 - промежуточное положение при стыковке с изображением двух захватов; на фиг. 9-сцепка аппаратов с изо бражением двух захватов; на фиг. 10 - состыкованные аппараты с изображением двух захватов.

Устройство содержит (фиг 2) силовой элемент-шпангоут 1, к которому прикрепле- но кольцо 2, составляющие привода - силовые цилиндры с пружинами 3, соединенные с захватами 4, имеющими на концах захватные крюки.

На шпангоуте 1 также закреплены бачок с газом 5 и управляющее устройство 6 пневмосистемы которые вместе с силовыми пневмоцилиндра ми 7 и силовыми пневмоцшшндрами с пружинами 3 составляют саму пневмосистему. Штоки пневмоцилиндров 7 шарнирно соединены с

захватами 4. Шпангоут 1 содержит пиро- шнур 8 и прикреплен к кораблю. Управляющее устройство 6 пневмосистемы соединено с системой управления корабля кабелем,

Силовые цилиндры с пружинами (фиг. 3) состоят из корпуса 9, силовых пневмоцилиндров10 и пружин 11. Одним концом захваты связаны со штоками 12 пневмоцилиндров 10, которые прикреплены к одному из концов пружин 11 Другие концы пружин 11 жестко связаны с корпусами 9.

Устройства также содержат герметизирующую крышку 13 (фиг. 6).

При подлете к объекту стыковки - кораблю, имеющему аналогичное устройство, которое находится в пассивном состоянии, стыкующийся корабль разворачивается стыковочным агрегатом в сторону стыковочного агрегата объекта стыковки и сближается с ним.

В случае удара колец о захваты последние сжимают пружины 11 и вместе со штоками и поршнями пневмоцилиндров отдвигаются вниз (принято, что поршни имеют некоторую свободу перемещения за счет сжимаемости газа, достаточную для такого перемещения). В подпружиненном состоянии они удерживаются кольцами. При продолжении движения захваты могут выдвинуться вверх и могут испытать повторный удар с внутренней стороны кольца.

В случае удара захвата о захват их форма позволит им проскальзывать мимо друг друга и продолжать движение. При столкновении захваты могут повернуться вместе со штоками, но за счет связи пружин со штоками они стремятся вернуться в исходное положение.

Далее смещенные захваты выталкиваются до упора. Происходит зацепление колец неубиравшимися захватами.

Захваты наклоняются пневмоцилинд- рами 7, затем происходит стягивание кораблей силовыми цилиндрами с пружинами 3.

В случае сближения шпангоутов под углом -происходит зацепление одним или несколькими захватами. В дальнейшем оператор, наблюдая за стыковкой, выдвигает остальные захваты с помощью силовых пневмоцилиндров с пружинами-3 и пневмоцилиндров 7, зацепляет кольца ответного устройства и затем осуществляет стягивание кораблей.

При расстыковке закрывается крышка 13, срабатывают пневмоцилиндры, захваты отодвигаются и корабли могут отделяться. На случай аварийного отделения имеется пирошнур.

Формула изобретения 1. Стыковочный агрегат летательного аппарата, содержащий закрепленный на корпусе летательного аппарата силовой элемент, установленные на нем привод и устройства сцепки и соединения, а также размещенное по периферии силового элемента кольцо, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения универсальности агрегата путем расширения диапазона углов подлета стыкующихся летательных аппаратов при одновременном обеспечеФиг.1

нии их дальнейшего совместного функционирования, в нем привод выполнен в виде ряда силовых цилиндров, связанных с устройствами сцепки и соединения, выполнен- ными в виде захватов с крюками на свободных концах, при этом ряд силовых цилиндров снабжены пружинами.

2. Агрегат летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем. что каждый силовой цилиндр, снабженный пружиной заключен в корпус, при этом пружина одним концом жестко соединена с корпусом, а другим - со штоком силового цилиндра.

Похожие патенты SU1744003A1

название год авторы номер документа
ПАССИВНОЕ УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО К КОРПУСУ НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ 2014
  • Кащеев Павел Борисович
  • Гусев Георгий Александрович
  • Градусова Ольга Викторовна
  • Клабукова Наталья Владимировна
  • Наумова Татьяна Владимировна
  • Тихонов Владимир Иванович
RU2583992C2
Стыковочная система беспилотного летательного аппарата 2018
  • Сизиков Алексей Александрович
RU2680555C1
УСТРОЙСТВО СТЯГИВАНИЯ СТЫКОВОЧНЫХ АГРЕГАТОВ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2018
  • Земцов Геннадий Александрович
  • Лапицкая Ирина Николаевна
  • Иволжатов Александр Владимирович
RU2706640C1
УСТРОЙСТВО СТЯГИВАНИЯ ПЕРИФЕРИЙНОГО СТЫКОВОЧНОГО МЕХАНИЗМА 2018
  • Яскевич Андрей Владимирович
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Рассказов Ярослав Владимирович
  • Чернышев Иван Евгеньевич
RU2706741C1
УСТРОЙСТВО ОТКРЫТИЯ КРЫШКИ ЛЮКА 2010
  • Турбин Юрий Иванович
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Рябко Евгений Николаевич
  • Бобров Евгений Геннадьевич
  • Темнов Станислав Степанович
RU2428360C1
Способ крепления и отделения полезной нагрузки 2021
  • Трунов Илья Александрович
RU2769847C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ С ОКОЛОЛУННОЙ ОРБИТЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЛУНЫ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2730700C1
МЕХАНИЗМ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СТЫКА СТЫКОВОЧНЫХ АГРЕГАТОВ 2014
  • Долганова Нина Александровна
  • Пучков Евгений Андреевич
  • Рябко Евгений Николаевич
  • Зимина Елена Леонидовна
RU2559666C1
МЕХАНИЗМ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СТЫКА СТЫКОВОЧНОГО АГРЕГАТА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ 2016
  • Бурцев Максим Александрович
  • Дьяков Виктор Павлович
  • Маленкова Ирина Александровна
  • Рябко Евгений Николаевич
RU2648662C2
АКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО К КОРПУСУ НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ 2014
  • Тихонов Владимир Иванович
  • Градусова Ольга Викторовна
  • Наумова Татьяна Владимировна
  • Поливода Александр Владимирович
  • Рябко Евгений Николаевич
  • Павлов Виктор Николаевич
  • Банных Людмила Николаевна
  • Клабукова Наталья Владимировна
RU2583993C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 744 003 A1

Реферат патента 1992 года Стыковочный агрегат летательного аппарата

Изобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение универсальности агрегата путем рас- ширения диапазона углов подлета стыкующихся летательных аппаратов при одновременном обеспечении их дальнейшего совместного функционирования. Устройство содержит силовой элемент-шпангоут 1, к которому прикреплено кольцо 2, пр.и- воды - силовые цилиндры с пружинами 3, соединенные с захватами 4, имеющими на концах захватные крюки. На шпангоуте 1 также закреплен бачок с газом 5 и управляющее устройство 6 пневмосистемы, которые вместе с силовыми пневмоцилиндрами 7 и силовыми пневмоцилиндрами с пружинами 3 составляют саму пневмосистему. Штоки пневмоцилиндров 7 шарнирно соединены с захватами 4. Шпангоут 1 содержит пирошнур 8 и прикреплен к кораблю. Управляющее устройство 6 пневмосистемы соединено с системой управления корабля кабелем. Силовые цилиндры с пружинами состоят из корпуса, силовых пневмоцилин- дров и пружин. Одним концом захваты связаны со штоками пневмоцилиндров, которые прикреплены к одному из концов пружин Другие концы пружин жестко связаны с корпусами. Устройство также содержит герметизирующую крышку. 1 з.п. ф-лы, 10 ил. сл с

Формула изобретения SU 1 744 003 A1

фиг.2

Щиг.Ь

11

#

Ю

фиг,3

Фие.5

(риг. 7

риг. б

р& 2. в

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1744003A1

Космическая энциклопедия
М.: Изд-во Советская энциклопедия, с 388 Там же, с
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1

SU 1 744 003 A1

Авторы

Курочкин Олег Александрович

Ушаков Владимир Михайлович

Даты

1992-06-30Публикация

1990-02-20Подача