Изобретение относится к горному делу, в частности к разработке полезных ископаемых открытым способом, и может быть использовано при отработке законтурных пологопадающих залежей.
Известные способы расконсервации нерабочих бортов карьеров, включающие последовательную проходку разре-зных полутраншей при расширении разделительных берм на горизонтах до размеров рабочих площадок по всей высоте борта сверху вниз.
Однако эти способы малоэффективны из-за значительных затрат средств и времени на нарезку горизонтов.
Сокращение сроков расконсервации бортов карьера достигается при использовании технического решения, которое предусматривает взрывание совмещениях
уступов, формирование концентрационных горизонтов на борту карьера и транспортирование горной массы железнодорожным транспортом с использованием двух въездных траншей.
Применение данного способа обусловлено необходимостью наличия достаточно широких берм. На практике, как правило, к моменту расконсервации, бермы находятся в разрушенном состоянии или перекрыты осыпями в результате воздействия внешней среды на массив борта карьера. Поэтому возможность использования данного способа ограничена. Кроме того, работа на кон- сервационном горизонте в стесненных условиях с использованием железнодорожного транспорта ведет к удорожанию горных работ, затраты на разработку
XI
Ь. Ю СЛ
увеличиваются в 1,5-2 раза по сравнению с работой в нормальных условиях.
Для сокращения затрат и времени на расконсервацию нерабочего борта существует способ построения и расконсервации временно неработающих бортов карьеров, заключающийся в следующем: нарезку рабочих площадок осуществляют поперечными заходками с применением автомобильного транспорта с последующей экскаваторной перегрузкой в железнодорожный транспорт. Перегрузочные пункты размещают на горизонтальных площадках во фланговых частях уступов.
При использовании данного способа сооружение перегрузочных пунктов на уступе осложняет организацию горных работ и требует привлечения значительных затрат средств и времени. Затраты на разработку также увеличиваются в связи с выполнением перегрузочных работ.
Целью изобретения является повышение эффективности горных работ и снижение сроков расконсервации борта.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу расконсервации борта, включающему бурение скважин в породах уступа, заряжение их и взрывание, отрабатывание разделительных берм и нарезку рабочих площадок уступов сверху вниз, формирование откоса борта, транспортирование пород в отвал за счет гравитационной доставки пород на дно карьера, формируют сплошной откос борта посредством срабатывания разделительных берм сразу на всю высоту борта, после чего производят нарезку рабочих горизонтов, а породу от нарезки рабочих горизонтов перепускают под откос борта, при этом разделительные бермы срабатывают посредством сбрасывания пород верхнего уступа.
На фиг. 1 показан порядок развития горных работ при расконсервации борта (план); на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - гравитационный перепуск породы (разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - ведение горных работ при достижении рабочей зоны навала перепущенных пород (разрез В-В на фиг. 1).
Способ осуществляется следующим образом.
На нерабочем борту 1 срабатывают разделительные бермы 2 (фиг. 1, 2), для чего разупрочняют породы, слагающие уступы, и
при нарезке верхнего горизонта 3 (фиг. 3) породы сбрасывают под откос борта 1 карьера. Вследствие гравитационной доставки пород разупрочненные разделительные
бермы 2 разрушаются от ударов перемещающихся кусков и борт карьера превращается в сплошной откос 4. Разупрочнение осуществляют, например, взрывом на со- трясание. После подвигания верхнего уступа 5 на ширину рабочей площадки нарезают последующие нижележащие горизонты, а породу от нарезки горизонтов перепускают по образованному откосу 4 на дно карьера 6. Порода под действием
гравитационных сил перемещается в выработанное пространство 7 и на дне карьера 5 формируется навал 8. При приближении рабочей зоны 9 (фиг. 4) к навалу 8 перепущенных пород расчищают нижнюю часть откоса
10 борта. Расчистка осуществляется путем послойной отработки части навала 11, затрудняющей нарезку горизонтов.
Использование предлагаемого способа позволяет значительно сократить срок расконсервации борта карьера за счет интенсивной нарезки горизонтов вследствие гравитационной доставки пород на дно карьера. Перемещение и складирование части перепущенных пород во внутренний отвал обеспечит снижение затрат на транспортирование пород при расконсервации борта.
Формула изобретения
1.Способ расконсервации борта карье- ра, включающий бурение скважин в породах
уступа, заряжание их и взрывание, отрабатывание разделительных берм и нарезку рабочих площадок уступов сверху вниз, формирование откоса борта, транспортирование пород в отвал, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на отработку уступов за счет гравитационной доставки пород на дно карьера при сокращении сроков расконсервации борта,
формируют сплошной откос борта посредством срабатывания разделительных берм сразу на всю высоту борта, после чего производят нарезку рабочих горизонтов, а породу от нарезки рабочих горизонтов
перепускают под откос борта.
2.Способ по п. 1,отличающийся тем, что разделительные бермы срабатывают посредством сбрасывания пород с верхнего уступа под откос борта.
in
CN Ч Ч I4ггпф
А.
Л h м ц | М U л М /I )|
;УС У УС Х
(
1
Л
X /
(I
- i vr-Pps -
вО
L± I
-И
Л-А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТА КАРЬЕРА | 2003 |
|
RU2239065C1 |
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТОВ КАРЬЕРА | 1991 |
|
RU2012810C1 |
Способ построения и последующей расконсервации временного борта карьера | 1980 |
|
SU945433A1 |
СПОСОБ ВЫЕМКИ ПРИОТКОСНЫХ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1994 |
|
RU2054120C1 |
Способ построения и расконсервации временно нерабочих бортов карьеров | 1982 |
|
SU1027391A1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2098627C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ | 2013 |
|
RU2533996C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ЭКСКАВАТОРНО-БУНКЕРНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2204720C2 |
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ ВРЕМЕННО НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА | 2010 |
|
RU2425221C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2118456C1 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при обработке законтурных пологопада- ющих залежей. Цель изобретения - снижение затрат на отработку уступов за счет гравитационной доставки пород на дно карьера при сокращении сроков расконсервации борта, Расконсервируют борт карьера. Производят взрывную подготовку пород уступов. Формируют сплошной откос борта путем срабатывания разделительных берм сразу на всю высоту борта. Нарезают рабочие горизонты сверху вниз. Породу от нарезки рабочих горизонтов перепускают под откос борта. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. С W Ё
Фиг. 2
±±
l
О
«a t
OQ
со
Хохряков B.C | |||
и др | |||
Проектирование карьеров | |||
М.: Недра | |||
Способ построения и расконсервации временно нерабочих бортов карьеров | 1982 |
|
SU1027391A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1990-09-13—Подача