VJ
4
ю о
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к трансмиссиям карьерных транспортных средств.
Известна коробка передач, которая содержит в корпусе входной и выходные валы, соосно расположенные планетарные механизмы, блокирующие муфты включения и шестерни, закрепленные на параллельном валу, которые кинематически связывают ведомую шестерню входного вала с коронной шестерней второго планетарного редуктора-дифференциала, что позволяет реализовать увеличение кинематического диапазона.
Недостатком данной коробки является то, что блокировка планетарных механизмов возможна при действии муфт включения, что сопряжено с приостановкой входного вала, а значит - с холостой работой двигателя, после чего включение входного вала из-за несогласованности с оборотами двигателя приводит к пиковым нагрузкам и рывкам.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой является коробка передач, которая содержит два конических планетарных редуктора, имеющих кинематическую связь между собой посредством двух пар шестерен с разными передаточными числами и вал подачи мощности, вал снятия мощности, соединенные с водилами сателлитов, при этом в потоке передачи мощности в зацеплении с меньшим передаточным числом установлена обгонная муфта, которая позволяет, в зависимости от нагрузки, блокировать передачу мощности с меньшим крутящим моментом, что позволяет осуществить автоматическое переключение без пиковых нагрузок в трансмиссии.
Недостатком известной коробки передач является необходимость включения системы торможения транспортного средства при отказе двигателя на поверхности дороги карьера, имеющей наклон, что снижает безопасность транспортного средства.
Цель изобретения - повышение безопасности эксплуатации транспортного средства путем самоблокировки редукторов в коробке передач.
Для достижения поставленной цели в двухступенчатой коробке передач в корпусе установлены два трехзвенных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с одним из центральных колес второго планетарного механизма, которое, помимо этого, связано с механизмом свободного хода; второе центральное колесо первого планетарного механизма связано передачей с вторым центральным колесом второго планетарного механизма. Водило первого планетарного механизма связано с входным валом, а водило второго
планетарного механизма связано с выходным валом, причем а коробке передач дополнительно установлен механизм свободного хода, связанный со второй центральной шестерней первого планетарного
механизма.
На чертеже изображена кинематическая схема двухступенчатой коробки передач для транспортного средства, общий вид. Двухступенчатая коробка передач для
транспортного средства имеет корпус (не показан) и содержит входной вал 1, соединенный с водилом 2 сателлитов входного дифференциала, левая коническая шестерня 3 которого своим дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом
5левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала, ось 7 которой соединена с первой односторонней обгонной
муфтой 8, закрепленной в корпусе 9, правая коническая шестерня 10 своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 промежуточного дифференциала зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом
12 правой конической шестерни 13 входного дифференциала, ось 14 которой соединена с второй односторонней обгонной муфтой 15, водило 16 промежуточного дифференциала соединено с выходным валом 17.
Двухступенчатая коробка передач работает следующим образом,
С входного вала 1 крутящий момент передается на водило 2 сателлитов входного
дифференциала, на левой 3 и правой 13 конических шестернях которого происходит распределение этого крутящего момента. Данные распределенные моменты соответственно передаются на свои дополнительные осевые зубчатые венцы 4 и 12.и через соответственные осевые зубчатые венцы 5 и 11 соответственных конических шестерен
6и 10 промежуточного дифференциала, в котором на водиле 16 происходит их суммирование и передача их на выходной вал 17. Гак как дополнительный осевой зубчатый венец 12 правой конической шестерни 13 меньше дополнительного зубчатого венца 4 левой конической шестерни 3 входного дифференциала, то на правой конической шестерне 13 распределяется больший крутящий момент. Ответная реакция на выходном валу 17 тзкже распределяется на :;.аой б и правой 10 конических шестернях .;.юмежуточного дифференциала.
Если распределенный ответный реактивный момент на левой конической шестерне 6 промежуточного дифференциала будет больше чем распределенный крутящий момент, то произойдет замедление и останов вращения оси 7, а так как имеется первая односторонняя обгонная муфта 8, то обратного вращения не произойдет. Тогда коробка передач будет редупировать больший момент при меньшей скорости.
При уменьшении реактивного момента произойдет расстопорение первой односторонней обгонной муфты 8 и постепенное увеличение скорости от левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциа- ла. Отрицательный реактивный момент на выходном валу 17, т.е. создание крутящего момента, приводит к тому, что больший отрицательный реактивный момент будет рас- пределяться через левую коническую шестерню 6, ее дополнительный осевой зубчатый венец 5 промежуточного дифференциала и дополнительный осевой зубчатый венец 4 левой конической шестерни 3 входного дифференциала. В зависимости от от- ветной реакции от входного вала 1 может вращаться или не вращаться правая коническая шестерня 13 входного дифференциала, так как в обратную сторону не позволяет вращаться вторая односторонняя обгонная муфта 15.
Таким образом, пример реализации подтверждает, что в результате использования изобретения снижается расход топлива при переключении и устраняются ударные нагрузки с одновременным повышением безопасности эксплуатации транспортного средства в условиях карьера.
Формула изобретения Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе два трехдверных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с одним из центральных колес другого планетарного механизма, которое также связано с механизмом свободного хода, второе центральное колесо первого планетарного механизма связано передачей с вторым центральным колесом второго планетарного механизма, водило первого планетарного механизма связано с входным валом, а водило второго планетарного механизма связано с выходным валом, отличающаяс я тем, что, с целью повышения безопасности эксплуатации транспортного средства путем самоблокировки редукторов в коробке передач, она снабжена дополнительно механизмом свободного хода, связанным с второй центральной шестерней первого планетарного механизма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухступенчатая коробка передач | 1989 |
|
SU1749064A1 |
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства | 1989 |
|
SU1752587A1 |
Коробка передач | 1989 |
|
SU1652116A1 |
Многоосное длиннобазное шасси | 2020 |
|
RU2743769C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДВАИВАНИЯ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСМИССИЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ | 2018 |
|
RU2731488C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2093374C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2143349C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2003 |
|
RU2248891C1 |
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка | 2020 |
|
RU2755557C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2149769C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Цель - повышение безопасности эксплуатации транспортного средства путем самоблокировки редукторов в коробке передач. Устройство содержит входной вал 1, соединенный с водилом 2 сателлитов входного дифференциала, левая коническая шестерня 3 которого своим дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом 5 левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала, ось 7 которой соединена с первой односторонней обгонной муфтой, закрепленной в корпусе 9, правая коническая шестерня 10 своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 промежуточного дифференциала зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом 12 правой конической шестерни 13 входного дифференциала, ось 14 которой соединена с второй односторонней обгонной муфтой 15, водило 16 промежуточного дифференциала соединено с выходным валом 17. 1 ил. со с
Скреперное устройство | 1935 |
|
SU44483A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Коробка передач | 1989 |
|
SU1652116A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1989-12-20—Подача