Привод горной машины Советский патент 1992 года по МПК E21C31/00 E21C29/00 E21C27/32 

Описание патента на изобретение SU1747689A1

Наиболее близким к предлагаемому является привод горной машины, включающий двигатель, выходной вал которого кинематически связан с установленным на промежуточном валу эксцентриком, расположенные в корпусе механизм для преобразования вращательного движения в качательное движение с рычагом, в котором выполнен паз для размещения эксцентрика, передаточный механизм с выходным валом для размещения приводного элемента, механизм.свободного хода, который кинематически связан с передаточным механизмом, и приспособление для регулирования скорости вращения выходного вала, которое кинематически связано с механизмом для преобразования вращательного движения в качательное.

Однако известному устройству присущи следующие недостатки. Во-первых, запуск двигателя происходит под нагрузкой, что снижает надежность последнего. Во-вторых, невозможность автоматического уменьшения скорости вращения выходного вала при плавном изменении внешнего сопротивления, что влечет за собой более тяжелый режим работы привода, а следовательно и снижение надежности его узлов. В-третьих, известное устройство при внезапном существенном увеличении внешней нагрузки, что особенно важно при работе горных машин, внешняя нагрузка передается полностью на выходной вал двигателя, что может привести к выходу его из строя.

Цель изобретения - повышение надежности работы привода горной машины за счет снижения нагрузок на двигатель при его запуске и увеличении внешней нагрузки на приводном элементе.

Поставленная цель достигается тем, что в известном приводе горной машины, включающем двигатель, выходной вал которого кинематически связан с установленным на промежуточном валу эксцентриком, и расположенные в корпусе механизм для преобразования вращательного движения в качательное движение с рычагом, в котором выполнен паз для размещения эксцентрика, передаточный механизм с выходным валом для размещения приводного элемента, механизм свободного хода, который кинематически связан с передаточным механизмом, и приспособление для регулирования скорости вращения выходного вала, которое кинематически связано с механизмом для преобразования вращательного движения в качательное движение, передаточный механизм выполнен в виде двух планетар- ных редукторов, водило каждого из которых кинематически связано через установленные на валу водила сателлиты с поворотным вокруг продольной оси редуктора наружным центральным колесом и с солнечным колесом, а рычаг одним концом шарнирно

соединен с корпусом привода и выполнен с расположенным на его свободном конце зубчатым сектором, который кинематически связан с наружным центральным колесом одного из планетарных редукторов посред0 ством закрепленного на наружном центральном колесе зубчатого сектора, при этом механизм свободного хода выполнен в виде двух пар гидроцилиндров, корпус каждого из которых шарнирно соединен с корпусом

5 привода, и приспособления для управления гидроцилиндрами, а вал водила каждого планетарного редуктора выполнен с эксцентриковой шейкой, продольная ось которой расположена параллельно продольной оси

0 вала водила соответствующего планетарного редуктора и на которой шарнирно закреп/г ны штоки соответствующей пары гидроцилиндров, причем наружные центральные колеса каждого планетарного редук5 тора кинематически связаны между собой посредством закрепленных на них дополнительных зубчатых секторов, а выходной вал для размещения приводного элемента кинематически связан с солнечным колесом

0 каждого планетарного редуктора Приспособление для управления гидроцилиндрами выполнено в виде четырех гидрорэспреде- лителей с полостями управления для перемещения их золотников, четырех обратных

5 клапанов, гидропневмоаккумуля-тора и приспособления для управления гидрораспределителями, а продольные оси гид- роцилиидроа в каждой паре расположены под углом одна к другой, при этом штоковая

0 полость одного из гидроцилиндров а каждой паре и поршневая полость второго гидроцилиндра в каждой паре через соответствующий гидрораспределитель гидравлически сообщены с жидкостной полостью

5 гидропневмоаккумупятора, а поршневая полость первого гидроцилиндра в каждой паре и штоковая полость второго гид- рсцилиндра в каждой паре гидравлическисообщенычерез

0 соответствующий гидрораспрэделитель и соответствующий обратный клапан с жидкостной полостью гидропневмоаккумулято- ра. Приспособление для управления гидрораспределмтзлямп выполнено в виде

5 четырех дополнительных гидрорзспредели- телей с полостями управления для перемещения их золотников, гидрораспр д-элителя реверса, дополнительного гидрогяевмозк- кумуля.тора и восьми гидроклапаное с толкателями для перемещения их ззпорных

элементов, которые расположены двумя группами по четыре гидроклапана и попарно в каждой группе на линиях, проходящих через продольную ось вала водила соответствующего планетарного редуктора и центр шарнирного соединения корпуса соответствующего гидроцилиндра с корпусом привода, а толкатели гидроклапанов в каждой группе установлены с возможностью взаимодействия с эксцентриковой шейкой вала водила соответствующего планетарного редуктора, при этом полость управления каждого основного гидрораспределителя гидравлически сообщена с выходом соответствующего дополнительного гидрораспределителя, а полость управления каждого дополнительного гидрораспределителя гидравлически сообщена с входами одной из пар опозитно расположенных гидроклапанов, причем один из входов каждого дополнительного гидрораспределителя гидравлически соединен с выходами одной из пар смежно расположенных гидроклапанов в каждой группе и через гидрораспределитель реверса с жидкостной полостью основного или дополнительного гидро- пневмоаккумулятора, а другой вход каждого дополнительного гидрораспределителя гидравлически соединен с выходами второй пары смежно расположенных гидроклапанов в каждой группе и через гидрораспределитель реверса - с жидкостной полостью дополнительного или основного гидропневмоаккумулятора. Приспособление для регулирования скорости вращения выходного вала выполнено в виде гидрораспределителя с полостью управления и входными каналами для сообщения соответственно с напорной и сливной гидромагистралями, предохранительного клапана с полостью управления и силового гидроцилиндра с расположенным в его поршневой полости дополнительным поршнем, который образует с корпусом силового гидроцилиндра полость управления, а кинематическая связь приспособления для регулирования скорости вращения выходного вала с механизмом для преобразования вращательного движения в качательное движение выполнена в виде установленных с возможностью вращения одна относительно другой и совместного продольного перемещения наружной и внутренней обойм, при этом наружная обойма соединена со штоком силового гидроцилиндра, а внутренняя обойма установлена на промежуточном валу с возможностью поворота вокруг продольной оси промежуточного влаа и кинематически связана с эксцентриком, причем полость управления силового

гидроцилиндра гидравлически сообщена с выходом гидрораспределителя приспособления для регулирования скорости вра- щения выходного вала и с выходом 5 предохранительного клчпана, вход которого гидравлически соединен с напорной гидромагистралью, а полость упрэвления предохранительного клапана гидравлически сообщена с полостью управления гидро0 распределителя приспособления для регулирования скорости вращения выходного вала и посредством напорных гидроклапанов через соответствующие основные гидрораспределители - с штоковыми или

5 поршневыми полостями одного из гидроцилиндров механизма свободного хода в каждой паре гидроцилиндров,

На фиг.1 изображена принципиальная кинематическая схема привода горной ма0 шины; на фиг.2 - принципиальная гидравлическая схема управления приводов горной машины; на фиг.З - приспособление для регулирования скорости вращения выходного вала; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.З; на

5 фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.З; на фиг.б - кинематическая связь механизма для преобразования вращательного движения в качательное с передаточным механизмом; на фиг.7 - вид В на фиг 3; на фиг.8 - разрез Г-Г

0 на фиг.7.

Привод горной машины содержит двигатель 1 с выходным валом 2, который кинематически связан, например, через понижающий редуктор 3 с установленным на

5 промежуточном валу 4 эксцентриком 5 Эксцентрик 5 может быть выполнен, например, в виде втулки б, которая расположена на участке промежуточного вала 4, имеющего с двух сторон лыски 7. В корпусе 8 привода

0 (показан условно) расположен механизм для преобразования вращательного движения в качательное, который содержит рычаг 9, в котором выполнен паз 10 для размещения наружного кольца подшипника 11. внут5 реннее кольцо которого закреплено на втулке 6. Один конец рычага 9 посредством шарнира 12 соединен с корпусом 8, а на его свободном конце закреплен зубчатый сектор 13 Передаточный механизм выполнен в

0 виде двух планетарных редукторов 14 и, 15. Водило 16 каждого планетарного редуктора 14 и 15 кинематически связано через установленные на валу 17 водила 16 сателлиты 18 с поворотными вокруг продольной оси

5 наружным центральным колесом 19 и с солнечным колесом 20. На наружном центральном колесе 19 редуктора 14 закреплен зубчатый сектор 21, который кинематически связан с зубчатым сектором 13, и дополнительный зубчатый сектор 22, который кинемагически связан с дополнительным зубчатым сектором 23, закрепленным на наружном центральном колесе 19 редуктора 15, Вал 17 водила 16 каждого планетарного редуктора 14 и 15 выполнен с-эксцентриковой шейкой 24, продольная ось которой расположена параллельно продольной оси вала 17 водила 16 соответствующего планетарного редуктора 14 и 15. Солнечные колеса 20 планетарных редукторов 14 и 15 кинематически связаны через, например, редуктор 25 с выходным валом 26 для размещения приводного элемента 27, например, исполнительного органа комбайна или ведущей звездочки тяговой цепи струговой установки (не показана). Механизм свободного хода выполнен в виде двух пар гидроцилиндров 28 и 29, корпус каждого из которых шарнир- но соединен с корпусом 8 привода. Штоки каждой пары гидроцилиндров 28 и 29 шар- нирно закреплены на эксцентриковых шейках 24 вала 17 водила 16 соответствующего планетарного редуктора 14 и 15. Механизм свободного хода имеет приспособление для управления гидроцилиндрами 28 и 29, которое выполнено в виде четырех гидрораспределителей 30-33 с полостями управления 34 для перемещения их золотников, четырех обратных клапаное 35-38, гидропневмоаккумулятора 39 и приспособления для управления гидрораспределителями. Продольные оси гидроцилиндров 28 и 29 в каждой паре расположены под углом одна к другой. Штоко- вая полость гидроцилиндра 29 в одной паре гидролинией 40 и штоковая полость гидроцилиндра 28 в другой паре гидролиниёй 41 соответственно через гидрораспределители 33 и 31 сообщены с жидкостной полостью гидропневмоаккумулятора 39, а поршневая полость гидроцилиндра 28 в первой паре гидролинией 42 и поршневая полость гидроцилиндра 29 в другой паре гидролинией 43 соответственно через гидрораспределители 32 и 30 также сообщены с жидкостной полостью гидропневмоаккумулятора 39. Поршневая полость гидроцилиндра 29 в первой паре гидролинией 44 и поршневая полость гидроцилиндра 28 во второй паре гидролинией 45 соответственно через гнд- рораспределители 33 и 31 и через соответствующий обратный клапан 38 и 36 сообщены с жидкостной полостью гидропневмоаккумулятора 39, а штоковая полость гидроцилиндра 28 в первой паре гидролинией 46 и штоковая полость гидроцилиндра 29 во второй паре гидролинией 47 соответственно через гидрораспределители 32 и 30 и через соответствующий обратный клапан 37 и 35 сообщены с жидкостной

полостью гидропневмоаккумулятора 39, Приспособление для управления гидрораспределителями 30-33 выполнено в виде четырех дополнительных гидрораспределителей 4851с полостями управления 52 для перемещения их золотников, гидрораспределителя 53 реверса, дополнительного гидропневмоаккумулятора 54 и восьми гидроклапанов 55-62 с толкателями 63 для перемещения их

0 запорных элементов, Гидроклапаны могут быть выполнены,например, в виде управляемых обратных клапанов (гидрозамков) и расположены двумя группами по четыре гидроклапана в каждой группе. В каждой

5 группе гидроклапаны 55-62 расположёны попарно на линиях, проходящих через продольную ось вала 17 водила 16 соответствующего планетарного редуктора 14 и 15 и центр 0 шарнирного соединения корпуса

0 соответствующего гидроцилиндра 28 и 29 с корпусом 8 привода. Так, например,гидро- клапамь) 55, 56, 57 и 58 составляют одну из групп, в которой пары образуют гидроклапаны 55 и 57 - одну пару, а гидроклапаны

5 56 А 58 - вторую пару. Толкатели 63 всех гидроклапанов в каждой группе установлены с возможностью взаимодействия с эксцентриковой шейкой 24 вала 17 водила 16 соответствующего планетарного ре0 дуктора 14 и 15. Полость управления 34 основного гидрораспределителя 30 гидролинией 64 сообщена с выходом дополнительного гидрораспределителя 48, полость управления 34 основного

5 гидрораспределителя 31 гидролинией 65 сообщена с выходом дополнительного гидрораспределителя 49, полость управления 34 основного гидрораспределителя 32 гидролинией 66 сообщена с

0 выходом дополнительного гидрораспределителя 50, а полость управления 34 основного гидрораспределителя 33 гидролинией 67 сообщена с выходом дополнительного гидрораспределителя 51. Полость управле5 ния 52 дополнительного гидрораспреде- лмтеля 48 гидролинией С8 сообщена с входами огозитно расположенных гидроклапанов 60 и 62, полость управления 52 дополнительного гидрораспределителя 49

0 гидролиниёй 69 сообщена с входами оло- зитно расположенных гидроклапанов 59 и 61, полос управления 52 дополнительного гидрораспределитепя 50 гидролинией 70 сообщена с входами опозитно расположен5 ных гидроклапанов 55 и 57, а полость управления 52 дополнительного гмдрорасп ределителя 51 гидролинией 71 сообщена с входами опозитно расположенных гидроклапанов 56 и 58, Один из входов дополнительных гидрораспределителей 48-51

гидролинией 72 соединен с выходами смежно расположенных гидроклапанов 59 и 62 в одной группе и гидролинией 73 с выходами смежно расположенных гидроклапанов 57 и 58 в другой группе, а также через гидрораспределитель 53 реверса - с жидкостной полостью основного 39 гидро- пневмоаккумулятора. Второй вход дополнительных гидрораспределителей 48-51 гидролинией 74 соединен с выходами смежно расположенных гидроклапанов 60 и 61 в одной группе и гидролинией 75 с выходами смежно расположенных гидроклапанов 55 и 56 в другой группе, а также через гидрораспределитель 53 реверса с жидкостной полостью дополнительного 54 гидропневмоаккумулятора. Приспособление для регулирования скорости вращения выходного вала 26 выполнено в виде гидрораспределителя 76 с полостью управления 77 и входными каналами, которые соединены с напорной 78 и сливной 79 гидромагистралями и насосной станции (не по- казана),предохранительного клапана 80 с полостью управления и силового гидроцилиндра 81. 8 поршневой полости 82 силового гидроцилиндра 81 установлен с возможностью перемещения дополнительный плавающий поршень 83, который образует с корпусом силового гидроцилиндра 81 полость 84 управления. Основной поршень 85 силового гидроцилиндра 81 с помощью пружины 86 подпружинен относительно корпуса со стороны штоковой полости. Поршневая полость 82 силового гидроцилиндра 81 имеет возможность гидравлического соединения с напорной 78 и сливной 79 гидромагистралями насосной станции через установленный на пульте управления (не показан) гидрораспределитель 87. Приспособ- ление для регулирования скорости вращения выходного вала 26 кинематически связано с механизмом для преобразования вращательного движения в качательное движение. Указанная кинематическая связь может быть выполнена в виде внутренней обоймы 88 и наружной обоймы 89, между которыми расположен подшипник 90 и которые установлены с возможностью совместного продольного перемещения на промежуточном валу 4. Наружная обойма 89 шарнирно соединена со штоком силового гидроцилиндра 81, корпус которого закреплен на корпусе 8 привода. Внутренняя обойма 88 установлена на промежуточном валу 4 с возможностью поворота вокруг продольной оси последнего, для чего на промежуточном валу 4 выполнен фигурный паз 91 для размещения закрепленного на внутренней обойме 88 пальца 92. Наружная обойма

89 имеет отверстия 93 для пропуска закрепленных на корпусе 8привода направляющих 94. Внутренняя обойма 88 кинематически связана с втулкой 6 эксцентрика 5 Укэзан- 5 ная кинематическая св-зь может быть выполнена, например, в виде диска 95, на котором закреплены установленное с возможностью совместного поворота зокруг продольной оси промежуточного вала 4 вме0 сте с внутренней обоймой 88 тяги 96. Для пропуска тяг 96 во внутренней обойме 88 выполнены каналы 97. Диск. 95 имеет на торце эксцентричный паз 98 для размещения закрепленного на торце

5 втулки 6 штифта 99, Полость 84 управления силового гидроцилиндра 81 гидролинией 100 сообщена с выходом гидрораспределителя 76 и с выходом предохранительного клапана 80, вход которого

0 гидравлически соединен с напорной гидромагистралью 78. Полость управления 77 гидрораспределителя 77 гидролинией 101 сообщена с полостью управления предохранительного клапана 80 и посредством

5 напорных гидроклапанов 102 и 103 через соответствующие основные гидрораспределители 31 и 32 - со штоковыми или поршневыми полостями гидроцилиндров 28 в каждой паре гидроцилиндров. Для управле0 ния гидрораспределителем 53 реверса предназначен установленный на пульте управления приводом гидрораспределитель 104. На входе гидрораспределителя 76, соединенном с напорной гидромагистралью

5 78, установлен дроссель 105. Жидкостные полости основного 39 и дополнительного 54 гидропневмоаккумуляторов имеют возможность соединения для подзарядки с напорной гидромагистралью 78 насосной

0 станции, а контроль за величиной давления подзарядки осуществляется с помощью манометров 106,

Привод горной машины работает следующим образом.

5 Двигатель 1 через понижающий редуктор 3 передает вращение промежуточному валу 4. Рычаг 9 с помощью установленного на промежуточном валу 4 эксцентрика 5 будет совершать при этом качательные движе0 ния относительно шарнира 12. Качательные движения рычага 9 через зубчатые секторы 13 и 21 и дополнительные зубчатые секторы 22 и 23 передаются на наружные центральные колеса 19 редукторов 14 и 15. На наруж5 HJX центральных колесах 19 качательное движение рычага 9 преобразуется во вращательное движение, которое передается на сателлиты 18 редукторов 14 и 15.

Когда наружное центральное колесо 19 . педуктора 14 осуществляет вращательное

движение по стрелке а (фиг 2), то сателлиты 18 обкатываются по солнечному колесу 20 редуктора 14, Вместе с сателлитами 18 на некоторый угол, величина которого определяется передаточным отношением редуктора, повернется и вал 17 водила 16 редуктора 14. При этом, поскольку штоки гидроцилиндров 28 и 29 шарнирно соединены с эксцентриковой шейкой 24 вала 17 водила 16 редуктора 14, то шток гидроцилиндра 28 будет вдвигаться в его корпус, а шток гидроцилиндра 29 выдвигаться из его корпуса. Рабочая жидкость из штоковой полости гидроцилиндра 29 будет вытесняться через гидрораспределитель 33 и обратный клапан 38 в поршневую полость этого же цилиндра. Поскольку объем поршневой полости больше объема штоковой полости гидроцилиндра, то недостающий объем поступит в поршневую полость гидроцилиндра 29 из гидропневмоаккумулятора 39. Рабочая жидкость из поршневой полости гидроцилиндра 28 по гидролинии 42 через гидрораспределитель 32 и обратный клапан 37 по гидролинии 46 будет вытесняться в штоковую полость гидроцилиндра 28. При этом избыток рабочей жидкости поступит в гидропневмоаккумулятор 39 или в поршневую полость гидроцилиндра 29 по гидролинии 44. Таким образом, когда направление вращения наружного центрального колеса 19 редуктора 14 совпадает с направлением стрелки а, то вал 17 водила 1 б имеет возможность повернуться на некоторый угол. При повороте наружного центрального колеса 19 редуктора 14 кинематически связанное с ним центральное наружное колесо 19 редуктора 15 будет стремиться повернуться в противоположную сторону по стрелке б. При этом на шток гидроцилиндра 29 будет воздействовать сила, стремящаяся выдвинуть его из корпуса, но такому перемещению штока будет препятствовать обратный клапан 35, запирающий штоковую полость этого гидроцилиндра. На шток гидроцилиндра 28 при этом будет действовать сила, стремящаяся вдвинуть его в корпус, но этому перемещению препятствует обратный клапан 36, который перекрывает гидролинию 45, Таким образом при повороте наружного центрального колеса 19 редуктора 15 в направлении стрелки ё вал 17 водила 16 редуктора 15 не может повернуться в указанном направлении, т.е. водило 16 редуктора 15 заторможено. При вращении выходного вала 2 двигателя 1 наружное центральное колесо 19 редуктора 15 поворачивается и через сателлиты 18 передает вращающий момент солнечному колесу 20 редуктора 15 в направлении по стрелке а.

Солнечное колесо 20 редуктора 15 при этом поворачивается на некоторый угол, величина которого больше величины угла поворота наружного центрапьного колеса 19,

поскольку начальный диаметр наружного центрального колеса 19 больше начального диаметра солнечного колеса 20. Поскольку солнечное колесо 20 кинематически связано через редуктор 25 с выходным валом 26,

0 то, следовательно, и закрепленный на выходном валу 26 приводной элемент 27 получит вращательный импульс.

За один оборот промежуточного вала 4 рычаг 9 совершит два качательных движе5 ния, а каждое наружное центральное колесо 19 также совершит два вращательных движения в противоположных направлениях.

После поворота промежуточного вала 4 на 180° наружное центральное колесо 19

0 редуктора 14 качнет поворот вокруг продольной оси редуктора в противоположном направлении по стрелке б, а наружное центральное колесо 19 редуктора 15 - по стрелке а При этом на шток гидроцилиндра 29

5 действует сила, стремящаяся вдвинуть его шток в корпус, а на шток гидроцилиндра 28 действует сила, которая стремиться выдвинуть его шток из корпуса. Однако указанному перемещению штоков гидроци0 линдров 29 и 28 первой пары препятствуют соответственно обратные клапаны 38 и 37, которые перекрывают соответственно гидролинии 44 и 46. Таким образом, при повороте наружного центрального колеса 19

5 редуктора 14 в направлении по стрелке б вал 17 водила 16 редуктора 14 заторможен и наружное центральное колесо 19 редуктора 14 передает вращающий импульс через сателлиты 18 солнечному колесу 20 редукто0 ра 14 в направлении стрелки а и далее через редуктор 25 приводному элементу 27. Наружное центральное колесо 19 редуктора 15 в этот момент поворачивается вокруг продольной оси редуктора 15 в направлении

5 стрелки а на некоторый угол Под действием приложенной к эксцентриковой шейке 24 вала 17 водила 16 редуктора 15 шток гидроцилиндра 28 будет стромиться выдвинуться, а шток гидроцилиндра 29 - вдвинуться в

0 корпус. При этом рабочая жидкость из штоковой полости гидроцилиндра 28 по гидролинии 41 через гидрораспределитель 31, обратный клапан 36 и гидрораспределитель 31 по линии 45 поступит в поршневую по5 лость гидроцилиндра 28. Недостающий объем рабочей жидкости поступить першнезую полость гидроцилиндра 28 из х дкэстной полости гидропневмоаккумулятора 39. Рабочая жидкость из поршнесой полости гид- роцччиндра 29 по гидролинич 43 через

гидрораспределитель 30, обратный клапан 35 и гидрораспределитель 30 по гидролинии 47 поступит в штоковую полость гидроцилиндра 29. При этом избыточный объем рабочей жидкости из поршневой полости гидроцилиндра 29 поступит в жидкостную полость гидропневмоаккумулятора 39 или по гидролинии 45 в поршневую полость гидроцилиндра 28.

При вращении эксцентриковой шейки 24 вокруг продольной оси вала 17 водила 16 редуктора 14 в направлении стрелки а шейка 24 воздействует на толкатель 63 гидроклапана 55 и, перемещая его запорный элемент (не показан), открывает его. При открытии гидроклапана 55, а это происходит в момент, когда шток гидроцилиндра 28 находится в крайнем вдвинутом положении, рабочая жидкость из жидкостной полости гидропневмоаккумулятора 54 через гидрораспределитель 53 реверса по гидролинии 75, через открытый гидроклапан 55 и далее по гидролинии 70 поступает в полость управления 52 дополнительного гидрораспределителя 50 и перемещает золотник последнего, При переключении золотника гидрораспределителя 50 рабочая жидкость из жидкостной полости дополнительного гидропневмоаккумулятора 54 через гидрораспределитель 53 реверса и через дополнительный гидрораспределитель 50 по гидролинии 66 поступит в полость управления 34 основного гидрораспределителя 32 и переключит золотник последнего, После переключения золотника основного гидрораспределителя 32 шток соответствующего гидроцилиндра 28 начнет выдвигаться из его корпуса и рабочая жидкость из што- ковой полости гидроцилиндра 28 по гидролинии 46 через гидрораспределитель 32 и обратный клапан 37 поступит по гидролинии 42 в поршневую полость гидроцилиндра 28. При этом недостающий объем рабочей жидкости поступит в поршневую полость гидроцилиндра 28 из жидкостной полости гидоопневмоаккумулятора 39. При дальнейшем повороте эксцентриковой шейки 24 она воздействует на толкатель 63 гидроклапана 56 и открывает его для прохода рабочей жидкости, которая из жидкостной полости гидропневмоаккумулятора 54 через гидрораспределитель 53 реверса по гидролинии 75 через открытый гидроклапан 56 поступает по гидролинии 71 в полость управления 52 гидрораспределителя 51 и перемещает его золотник. При переключении золотника гидрораспределителя 51 рабочая ЖИДКОСТЬ ИЗ Ж ИДКОСТНОЙ ПОЛОСТИ

гидропневмоаккумулятора 54 через гидрораспределитель 53 реверса и через дополнительный гидрораспределитель 51 поступает по гидролинии 67 в полость управления 34 OCHORHOTO гидрораспределителя 33 и перемещает его. При переключении гидрорас- 5 пределителя 33 шток гидроцилиндра 29 начнет вдвигаться в корпус и рабочая жидкость из его поршневой полости будет вытесняться по гидролинии 44 через гидрораспределитель 33 и через обратный

0 клапан 38 по гидролинии 40 - в штоковую полость гидроцилиндра 29. При этом избыток объема рабочей жидкости, поступающей в штоковую полость, поступит в жидкостную полость гидропневмоаккумуля5 тора 39 или поршневую полость гидроцилиндра 28. Аналогично описанной работе клапанов 55 и 56 будет происходить переключение гидрораспределителей 30 и 31 при взаимодействии эксцентриковой шейки

0 24 с толкателями 63 соответствующей группы гидроклапанов 59-62,

Реверс приводного элемента 27, установленного на выходном валу 26, осуществляется следующим образом. С пульта

5 управления переключают гидрораспределитель 104, который соединяет полость управления гидрораспределителя 53 реверса с напорной 78 гидромагистралью насосной станции. При переключении гидрораспре0 делителя 53 реверса рабочая жидкость из жидкостной полости гидропневмоаккумулятора 54 через гидрораспределители 48 5 f посгупит соответственно по гидролиниям G4- 67 в полости управления 34 основных гчд5 рораспределителеЛ 30-33 и переместит их золотники. Работа природа при переключении основных гидрораспределителей 30-33 будет происходить аналогично описанной выше, но при этом изменится направление

0 вращения выходного вала 26.

В рабочем режиме работы привода в момент нормирования вращающих импульсов, т.е. когда одно из водил 19 заторможено, в рабочих полостях гидроцилиндров 28

5 и 29 возникает давление сопротивления, величина которого пропорциональна передаваемому моменту. В предлагаемой конструкции привода указанное давление сопротивления рабочей жидкости, возника0 ющее в рабочих полостях (штоковой или поршневой) гидроцилиндров 28, а каждой паре передается через основные гидрораспределители 31 и 32 и соответственно через напорные гидроклапаны 102 и 103 в полость

5 управления 77 гидрораспределителя 76 и полость управления предохранительного клапана 80. При возникновении давления сопротивления в полости управления 77 гидрораспределителя 76, формирующего усилие на его золотник большее, чем усилие

сопротивления перемещению золотника гидрораспределителя 76, формируемого возвратной пружиной 107, золотник гидрораспределителя 76 переместится и соединит напорную гидромагистраль 79 с гидролинией 101 через дроссель 105. Под действием давления рабочей жидкости, поступающей по гидролинии 100 в полость 84 управления, дополнительный поршень 83 силового гидроцилиндра 81 сместится влево по чертежу (фиг.2). При этом основной поршень 85 силового гидроцилиндра 81 переместится и шток силового гидроцилиндра 81 выдвинется из корпуса, сжимая пружину 86. Следует отметить, что дроссель 105 обеспечивает плавное перемещение дополнительного поршня 63, а следовательно, и медленное выдвижение штока силового гидроцилиндра 81. При превышении величины давления сопротивления возвратной пружины 108 предохранительного клапана 80 рабочая жидкость из напорной 87 гидромагистрали, минуя дроссель 105, поступит в полость 84 управления и шток силового гидроцилиндра 81 выдвинется быстрее. При выдвижении штока силового гидроцилиндра 81 произойдет совместное перемещение соединенной со штоком наружной обоймы 89 и соединенной с последней внутренней обоймы 88. Одновременно с продольным перемещением внутренней обоймы 88 осуществляется ее поворот вокруг продольной оси промежуточного вала А, поскольку палец 92 будет перемещаться по фигурному (винтовому) пазу 91 промежуточного вала 4, Наружная обойма 89 удерживается от поворота направляющими 94, которые закреплены на корпусе 8 привода. При повороте внутренняя обойма 88 поворачивает вокруг продольной оси вала 4 через тяги 96 диск 95. Диск 95 через паз 98 воздействует на втулку 6 через штифт 99 и смещает последнюю вдоль лысок 7 промежуточного вала 4, в результате чего изменяется эксцентриситет и амплитуда качательного движения рычага 9, а следовательно, и число оборотов выходного вала 26. При максимальном смещении наружной 89 и внутренней 88 обойм влево по чертежу (фиг.З) величина эксцентриситета станет равной нулю и выходной вал 26 остановится, а промежуточный вал 4 будет продолжать вращаться. При снижении величины давления сопротивления, т.е. при снижении внешней нагрузки на приводном элементе 27, гидрораспределитель 76 под действием возвратной пружины 107 переключится в исходное положение, при котором полость 84 управления силового гидроцилиндра 81 по гидролинии 100 через гидрораспределитель 76 сообщится сю

сливной гидромагистралью 79. При этом под действием пружины 86 шток силового гидроцилиндра 81 возвратится в исходное (заданное) положение, т.е. соотеетствующее установленной оператором скорости вращения выходного вала 26. В случае необходимости оператор с пульта управления с помощью гидрораспределителя 87 может соединить поршневую полость 82 силово0 го гидроцилиндра 81 с напорной 78 или сливной 79 гидромагистралью насосной станции и тем самым, сместив соответственно наружную 89 и внутреннюю 88 обоймы, изменить скорость вращения вы-ходного

5 вала 26,

Использование предлагаемого привода горной машины обеспечивает по сравнению с известными устройствами аналогичного назначения позволяет:

0 - осуществить запуск двигателя без нагрузки;

-ос лцествлять бесступенчатое регулирование числа оборотов выходного вала;

-автоматически уменьшать скорость 5 вращения выходного вала при плавном изменении внешнего сопротивления на приводном элементе, а после снижения внешнего сопротивления на приводном элементе автоматически восстановить скоро0 сть вращения выходного вала;

-при внезапном существенном увеличении внешней нагрузки на приводном элементе, например, при заклинивании исполнительного органа горной машины,

5 автоматически снизить скорость вращения выходного вала до нуля, обеспечивая при этом вращение выходного вала двигателя;

-осуществлять реверс привода без реверса выходного вала двигателя.

0 Формула изобретения

1. Привод горной машины, включающий двигатель, выходной вал которого кинематически связан с установленным на промежуточном валу эксцентриком, распо5 ложенные в корпусе привода механизм для преобразования вращательного движения з качательное движение с рычагом, в котором выполнен паз для размещения эксцентрика, передаточный механизм с

0 выходным валом для размещения приводного элемента, механизм свободного хода, который кинематически связан с переда- T04Hw vs механизмом, и приспособление для регулирования скорости вращения вы5 ходного вала, которое кинематически связано с механизмом для преобразования вращательного движения в карательное движение, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его работы за счет снижения нагрузок ча двигатель при

его запуске и увеличения внешней нагрузки на приводном элементе, передаточный механизм выполнен в виде двух планетарных редукторов, водило каждого из которых кинематически связано через установленные на валу водила сателлиты с поворотным вокруг продольной оси соответствующего редуктора наружным центральным колесом и с солнечным колесом, а рычаг одним концом шарнирно соединен с корпусом привода и выполнен с расположенным на его свободном конце зубчатым сектором, который кинематически связан с наружным центральным колесом одного из планетарных редукторов посредством закрепленного на наружном центральном колесе зубчатого сектора, при этом механизм свободного хода выполнен в виде двух пар гидроцилиндров, корпус каждого из которых шарнирно соединен с корпусом привода, и приспособления для управления гидроцилиндрами, а вал водила каждого планетарного редуктора выполнен с эксцентриковой шейкой, продольная ось которой расположена параллельно продольной оси вала водила соответствующего планетарного редуктора, на которой шарнирно закреплены штоки соответствующей пары гидроцилиндров, причем наружные нейтральные колеса каждого планетаоногс ре/о ктора кинематически связаны между собой посредством закрепле( ных нэ них зубчатых секторов, а вы/очной БРЛ для размещения приводного элемента кинематически связан с солнечным колесом каждого планетарного редуктора.

2. Привод по п. 1,отличающий ся тем, что приспособление для управления гидроцилиндрами выполнено в виде четырех гидрораспределителей с полостями управления для перемещения их золотников четырех обратных клапанов, гидропнев- моаккумулятора и приспособления для управления гидрораспределителями, а продольные оси гидроцилиндров в каждой паре гидрецилиндров расположены под /глом одна к другой, при этом штоковая полость одного из гидроцилиндров в каждой паре гидроц чиндров и поршневая полость другого гидроцилиндра в каждой паре гидроцилиндров через соответствующий гидр распределитель гидо-лш лчески сообщены с жидкостной полостью илоопневмо- аккум/ччтора, а поршневая полость первого гидроцилиндра в каждой парс гмдр цилин- дров и стоковая полость второго гидроцм- линдра в каждой паре гидро 1линдроь гидравлически сообщены через соответствующий гидроргспоеделитель и соотрегствующий обратный клапан с жидкостной полостью гидропневмоаккумулятора.

3 Привод по п 2, отличающийся тем, что приспособление для управления 5 гидрораспределителями выполнено в виде четырех дополнительных гидрораспределителей с полостями управления для перемещения их золотников, гидрораспределителя реверса, дополнительного гидропневмоак0 кумулятора и восьми гидроклапанов с толкателями дня перемещения их запорных элементов, которые расположены двумя группами по четыре гидроклапана в каждой и попарно в каждой группе на линиях, про5 ходящих через продольную ось вала водила соответствующего планетарного редуктора и центр шарнирного соединения корпуса соответствующего гидроцилиндра с корпусом привода, а толкатели

0 гидроклапанов в каждой группе установлены с возможностью взаимодействия с эксцентриковой шейкой вала водила соответствующего планетарного редуктора, при этом полость управления каждого основно5 го гидрораспределителя гидравлически сообщена с выходом соответствующего дополнительного гидрораспределителя, а полость управления каждого дополнительного гидрораспределителя гидравлически

0 сообщено с входами одной из тар опозитно распопожснных гидроклапанов, причем один из входов каждого допс пнительного гид зспредет телч гидравлически соединен с выходами одной из пэр смежно распо5 ложенных гидроклапанов в каждой группе и чопе гидрорзспределитель реаерса - с Ж1/,,пкостной полостью основного или дополнительного гидропневмоаккумулятора, а другой вход каждого дополни етьного гид0 рор сгфедегителя гидравлически соединен с ны одами второй пары смежно расположенных гидроклапанов D каждой группе и через гидрораспределитель реверса - с жидкостной полостью дополнительного или

5 основного гидропневмоаккумулятора

4, Привод по пп 1-3, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что приспособление для регулирован ля скоро :™ вращения выходного вала дополнено в вило парораспределителе с

О полостью управления для перемещения егозологни гз и с входными каналами для сообщения соответствен,ю с напорной и сливной гидромагистралями, предохранительного слапта с почестью управления и

5 силового гидргцилиндоа г расположенным в его поршневой попости допопни- гольньм поршнем, который образует с корпусом силового гидроцилиндра полость управления, а кинематическая гвягь приспособления для регулировяния скорости вращения выходного вала с механизмом для преобразования вращательного движения в качательное движение выполнена в виде установленных с возможностью вращения одна относительно другой и совместного продольного перемещения наружной и внутренней обойм, при этом наружная обойма установлена на промежуточном валу с возможностью поворота вокруг продольной оси промежуточного вала и кинематически связана с эксцентриком, причем полость управления силового гидроцилиндрэ гидравлически сообщена с выходом гидрораспределителя приспособления для регулирований скоро0

5

сти вращения выходного вала и с выходом предохранительного клапана, вход которого гидравлически соединен с напорной гидромагистралью, а полость управления предохранительного клапана гидравлически сообщена с полостью управления гидрораспределителя приспособления для регулирования скорости вращения выходного вала и посредством напорных гидроклапанов через соответствупщие основные гидрораспределители приспособления для управления гидроцилиндрами - со штоковыми или поршневыми полостями одного из гидроцилиндров механизма свободного хода в каждой паре гидроцилиндров

Похожие патенты SU1747689A1

название год авторы номер документа
Привод горной машины 1990
  • Безуглов Валерий Максимович
  • Свириденко Алексей Федорович
  • Павельев Вадим Борисович
  • Яковлев Сергей Викторович
  • Кокорин Виктор Вячеславович
  • Левченко Анатолий Степанович
  • Банов Виктор Васильевич
SU1747690A1
Гидропривод бурильной установки 1987
  • Канатаев Анатолий Григорьевич
  • Харченко Григорий Григорьевич
  • Нестеренко Виталий Григорьевич
  • Величко Евгений Дмитриевич
  • Турусов Владимир Михайлович
  • Желобкович Николай Сергеевич
  • Гарькавый Владимир Андреевич
SU1583598A1
Одноковшовая погрузочная машина 1988
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Тархов Альберт Иванович
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1566047A1
Скрепер 1986
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Тархов Альберт Иванович
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1364663A1
Одноковшовый погрузчик 1989
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Тархов Альберт Иванович
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1682483A1
ОДНОКОВШОВЫЙ ЭКСКАВАТОР 1991
  • Глебов В.Д.
  • Тархов А.И.
  • Иванова В.М.
  • Ветлицын А.М.
RU2018585C1
Гидропривод фронтального погрузчика 1986
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Ветлицын Александр Михайлович
  • Никитина Нина Геннадьевна
SU1583553A1
Транспортное средство 1988
  • Минин Виталий Васильевич
  • Ермилов Александр Борисович
SU1614947A1
КОВШ СКРЕПЕРА 1990
  • Глебов В.Д.
  • Тархов А.И.
  • Иванова В.М.
  • Ветлицын А.М.
RU2023819C1
ГИДРОПРИВОД ПЕРЕКРЫТИЯ СЕКЦИИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ КРЕПИ 2000
  • Казак Ю.Н.
  • Демин В.К.
  • Демин К.В.
RU2165529C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 747 689 A1

Реферат патента 1992 года Привод горной машины

Формула изобретения SU 1 747 689 A1

24

гэ

ттт

25

,27

26

а

&{

Фаг

ст. со to h- ч- h&о

to o

4

is

$9

6-6

97

Фиг. 5

/

Фиэ.6

Ц

Вид 6

Фиг.-8

SU 1 747 689 A1

Авторы

Безуглов Валерий Максимович

Свириденко Алексей Федорович

Павельев Вадим Борисович

Суслов Николай Иванович

Яковлев Сергей Викторович

Левченко Анатолий Степанович

Даты

1992-07-15Публикация

1990-06-29Подача