Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке и производстве цевочных передач и приводов с улучшенными массогабаригны- ми показателями
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является цевочная передача, содержащая зубчатое колесо и колесо с цевками.
Однако известная передача при наличии гарантированного бокового зазора имеет низкую нагрузочную способность и жесткость, так как не обеспечивает одновременности контактирования всех работающих цевок зацепления Это объясняется тем, что при работе редуктора для выборки зазора между цевками и рабочей поверхно стью зубчатого колеса это кг ПРСО (при подвижном зубчатом ксп.ч-.е г, внешней профильной поверхностью и неподвижном цевочном колесе) или колесо с цевками (при
неподвижном зубчатом колесе с внутренней профильной поверхностью и подвижном цевочном колесе) необходимо довернуть на угол мертвого хода передачи, В результате этого цевка, у которой угол доворота до контакта минимален, первая вступит в контакт и соответственно воспримет максимальное усилие. Следующие цевки вступают в контакт в последовательности, определяемой распределением углов доворота и деформа- тивностью элементов передачи. При этом усилия в контактных парах, определяющие суммарный передаваемый момент и жесткость передачи, будут ниже, чем расчетные усилия для теоретически беззазорного зацепления. Крайние (относительно максимально нагруженной) цевки вообще не вступают в контакт.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности путем уменьшения разнозазорности при наличии гарантиро ванного бокового зазора.
(Л
С
vj
N
VJ
XI
Ч КЭ
Цель достигается обеспечением одновременности контактирования цевок с профидьной поверхностью зубчатого колеса, т.е. увеличением коэффициента много- парности зацепления при наличии гарантированного бокового зазора. При этом профили зубьев выполнены эквидистантно линии, описываемой уравнениями в декартовых координатах
х рС05(т + Дт;тг/2 -ЫГ,
у psiniy + Arjr/z ИГ) , где р,т полярные координаты исходного профиля;
Дт - угол доворота, одинаковый для всех точек;
z - число зубьев колеса;
m - номера впадин и выступов зубьев, меняющиеся от 0 до (2z-1).
Угол доворота Дт выбирается из условия
Лт arcsin
j) р sin (-fi
Ян)
где рн, тн - полярные координаты исходного профиля в начальной точке отсчета;
ан - угол наклона нормали к профилю в точке т - тн ;
i . i
f X1 -v
а arctg (- --),
У1 где xi , yi - производные кривой
профиля по координате т ;
/г - нерабочий угол профиля
Nz
где N - количество цевок.
Такое выполнение профильной поверхности зубчатого колеса позволяет обеспечить одновременность контактирования цевок в зацеплении и, следовательно, повышение жесткости и нагрузочной способности передачи в целом.
На фиг.1 изображено построение предлагаемого профиля для передачи с внутрен- ней профильной поверхностью зубчатого колеса; на фиг.2 - то же, с внешней профильной поверхностью; на фиг.З - геометрическое построение угла Дт.
Исходные кривые 1 представляют собой геометрическое место центров цевок для идеальной беззазорной передачи В реальной передаче имеется зазор, необходимый для сборки и компенсации тепловых деформаций, который получается смещени- ем точек профильной поверхности на расстояние б по нормали в сторону тела
детали. Тогда геометрическое место центров цевок представляют собой кривые 2. При этом линии контакта профильной поверхности и цевок при зазорной передаче представляют собой кривые 3.
Для исправления недостатков передачи с эквидистантным (равномерным) зазором производится следующая коррекция. Точки линий 1 смещаются на угол Дт в сторону тела детали с образованием участка линии 4. При этом кривые 5 - линии контактов цевок с рабочей поверхностью. Эти кривые составные: на участках около вершин и впадин на углы 2 л (нерабочие зоны профиль- ной поверхности) - это эквидистанты линий 2,зв зонах контактов - эквидистанты линий 4.
Точки изменений направлений углов доворота Дг находятся в точках вершин и впадин (там происходит изменение параметра m формулы откорректированной линии центров цевок).
Уравнение откорректированной профильной поверхности получается из исход- ных уравнений профиля
х- р COS Г;
у- psiriT.
Оно образуется добавкой угла доворота
Дтсучетом.номера впадин и выступов m (от
о до (2г-1)),При переходе через точки впадин
и выступов направление доворота меняет
знак
х р cos (т + Дтя/z (- 1)ml
у р sin (т + Дтя/z (-1)т) , в качестве исходных профилей применяются циклические поверхности, например; эпициклоида, гипоциклоида, кругоси- нусоида и другие, описываемые формулами:
эпициклоида (гипоциклоида) х- е cosz p+ a cos p ;
у- е sinz p ±a sirty
кругосинусоида
45
р е cos z r + Va2 -e2 sin2zr ,
5
где а - образующая;
z - количество зубьев;
N - количество цевок;
р,т независимые угловые параметры. - Выражения для угла доворота Дт получим из решения треугольника ABC на фиг.З.
д С cos Ј, где С -- гипотенуза ОАВ, равная
С 2 ,
где рн - полярная координата исходного профиля при величине полярного угла
Г ТН ,
27r.
r -2л-«- -z
zN
угол нерабочей части
профиля зуба;
Дт- необходимый угол доворота; f - угол в треугольнике ABC, равный
л
% - к 7Н 4- «н
Ат
где ан - угол наклона нормали к профилю при величине полярного угла т - тн . Следовательно
d 2Alsln cos(f- +
+ W).
После преобразований и пренебрежения малым по сравнению с остапьными зна- Дт
чениями
под косинусом получим
А г 2arcsin
2р sin («н - - + /г)
где б--гарантированный зазор;
РН - полярная координата исходного профиля при т гн ;
(л - угол рабочей зоны зуба;
г - количество зубьев;
OH угол наклона нормали в точке т гн .
Устройство работает следующим образом.
При нагружеыии передачи моментом зубчатое колесо и колесо с цевками поворачиваются одно относительно другого. При этом выбирается люфт в зацеплении, обусловленный наличием гарантированного бокового зазора. При этом все работающие цевки зацепления (теоретически до половины от общего числа цевок в передаче) вступают в контакт с профильной поверхностью зубчатого колеса одновременно и несут полезную нагрузку.
Технический эффект состоит в повыше- нии нагрузочной способности и жесткости передачи за счет новой формы рабочей поверхности, полученной путем изменения уравнения траектории движения инструмента в программе при изготовлении дета- 0 ли на станках с ЧПУ.
Экономический эффект заключается в снижении материалоемкости примерно на 20% по сравнению с известной передачей.
Формула изобретения 5Цевочная передача, содержащая зубчатое колесо и колесо с цевками, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности путем уменьшения разнозазорности при наличии гаранти- 0 рованного бокового зазора, профили зубьев выполнены эквидистантно линии, описываемой уравнением
х р COS/г + Дг Л/г (- 1)mj7 ; 5у« р Sin г + Дг л/г (-1}m)j ,
где р, г - полярные координаты исходного профиля;
Дг - угол доворота; z - число зубьев колеса;
0 m - порядковый номер впадин и выступов зубьев, Д г - 2 arcsin д/рн sin (2 л/z -ц- ан).
ан - угол наклона нормали к профилю в точке гн;
5рн, гн - полярные координаты исходного профиля в начальной точке отсчета.
Гн 2 тг/г - fi;
(Л,-угол нерабочего участка профиля по модулю,
0/ 2л:(г-)№;
N - количество цевок.
f
ФигЗ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство подачи угольного комбайна | 1987 |
|
SU1566021A1 |
Гипоциклоидальное зубчатое зацепление | 2018 |
|
RU2704657C2 |
ЦЕВОЧНЫЙ РЕДУКТОР ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2510605C1 |
Цилиндрическая зубчато-цевочная передача | 1988 |
|
SU1536101A1 |
Планетарно-цевочный редуктор | 1987 |
|
SU1585577A1 |
ПЛАНЕТАРНО-ЦЕВОЧНЫЙ РЕДУКТОР | 2012 |
|
RU2491454C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С ВНЕЦЕНТРОИДНЫМ ЦИКЛОИДАЛЬНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ ПЕТРОВСКОГО | 2021 |
|
RU2766626C2 |
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2360160C1 |
ПАТЕНТНО- .JP' '^ "!ХЛК'!?С^лЯ ^^ 5И.ьЛЙОТЕКАА. М. Черяпин | 1966 |
|
SU185219A1 |
МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ | 2001 |
|
RU2223430C2 |
Использование машиностроение, при разработке и производстве цевочных передач Цель изобретения - повышение нагрузочной способности передачи путем уменьшения разнозазорности при наличии гарантированного бокового зазора. Сущность изобретения: цевочная передача содержит колесо с цевками и зубчатое колесо, рабочая профильная поверхность которого эквидистантна линии, описываемой уравнениями х - р COS (г + Дг л/z (- 1)т. у sin (г + Дгтг/z -(-1)т).где р, т- полярные координаты исходной линии; z - число зубьев; m - номер впадин и выступов профиля зубчатого колеса, изменяющийся от О до (2z-1), Дг- угол поворота. 3 ил.
Лобастое В К О распределении усилий в цевочном зацеплении планетарно-цевоч- ного редуктора -Известие ВУЗов Машиностроение, 1970 N«7, с 24-28 |
Авторы
Даты
1992-07-15—Публикация
1990-01-02—Подача