Изобретение относится к машиностроению, а именно к демпферам крутильных колебаний коленчатых валов.
Известен демпфер, состоящий из двух дисков, один из которых жестко закрепленный на конце вала, соединен по наружному диаметру слоем резины с другим - подвижным маховиком.
На резонансных режимах работы при продольных и поперечных колебаний сила инерции от массы маховика передается демпфирующему слою (резине), вызывая ее отслоение от дисков, что снижает его эффективность и долговечность.
Известен демпфер крутильных колебаний, содержащий кольцевой маховик, установленный соосно с ним корпус, в виде стакана с центральным отверстием и коническим фланцем и упругую втулку треугольной формы сечения, установленную между коническим фланцем корпуса и торцом маховика.
Недостаток этой конструкции заключается в том, что при продольных и поперечных колебаниях коленчатого вала сила инерции от массы маховика передается упругой втулке, что вызывает ее отслоение, появление трещин, тем самым снижается эффективность демпфирования и надежность демпфера.
Цель изобретения - повышение надежности путем снижения деформаций упругой втулки от продольных и поперечных колебаний
Поставленная цель достигается тем, что демпфере крутильных колебаний, содержащем кольцевой маховик, установленный соосно с ним корпус в виде стакана-с центральным отверстием и коническим фланцем и упругую втулку треугольной формы сечения, установленную между коническим фланцем и торцом маховика, корпус сопряжен с внутренней поверхностью маховика по внешней цилиндрической поверхности стакана по скользящей посадке, причем высота цилиндрической поверхности определяется соотношением 1Ц 0,5 1м, где 1м - заданная ширина маховика,
Выполнение сопряжения корпуса с внутренней поверхностью маховика по внешней цилиндрической поверхности снижает нагрузку на упругую втулку от продоль- ных и поперечных колебаний, так как нагрузка от сип инерции маховика воспринимается корпусом, что повышает надежность упругой втулки.
Выполнение сопряжения корпуса с внутренней поверхностью маховика по скользящей посадке полностью снимает нагрузку с упругой втулки от инерционных сил
за счет массы маховика при продольных и поперечных колебаниях Это увеличивает надежность упругой втулки, так как она будет воспринимать нагрузку только от крутильных колебаний,
Выполнение высоты цилиндрической поверхности корпуса ц в соответствии с соотношением 1Ц 0,5 1М, где 1М - ширина маховика, и ее максимальное значение
определяется из условия пересечения равнодействующей сил инерции с цилиндрической поверхностью корпуса, исключает нагружение упругой втулки при продольно- поперечных колебаниях, когда суммарный
вектор сил инерции маховика проходит вне цилиндрической поверхности корпуса.
Таким образом, повышается надежность демпфера крутильных колебаний путем снижения деформаций упругой втулки
от сил инерции при,продольных и поперечных колебаниях.
На фиг.1 изображен предлагаемый демпфер крутильных колебаний; на фиг.2 - йилы инерции маховика при продольных и
поперечных колебаниях, а также их равнодействующая.
Демпфер содержит кольцевой маховик 1, установленный соосно с ним корпус 2 в виде стакана с центральным отверстием и
коническим фланцем и упругую втулку 3 треугольной формы сечения, установленную между коническим фланцем и торцом маховика Корпус 2 сопряжен с внутренней поверхностью 4 маховика 1 по внешней
цилиндрической поверхности 5 по скользящей посадке. Высота цилиндрической поверхности 5 1Ц 0,5 1М, где 1м - заданная ширина маховика.
Равнодействующая Р от сил инерции
маховика 1 при вертикальных Ра и горизонтальных Рг колебаниях пересекает цилиндрическую поверхность 4, что исключает отслоение маховика 1 от резины.
Для испытаний маховик демпфера имеет момент инерции lg 0,086 кгм , ширина маховика 1м 32 мм.
Демпфер крутильных колебаний функционирует следующим образом.
При работе двигателя внутреннего сгорания и равномерном вращении коленчатого вала (не показан) демпфер крутильных колебаний вращается с ним как одно целое. Пои возникновении крутильных колебаний
коленчатого вала маховик 1 стремится продолжить равномерное вращение, вследствие чего упругая втулка 3 будет то скручиваться, то раскручиваться. При этом часть энергии крутильных колебаний поглощается внутренним трением упругой втулки, а затем рассеивается в окружающую среду.
Сопряжение корпуса 2 с внутренней поверхностью 4 маховика 1 по внешней цилиндрической поверхности 5 стакана по скользящей посадке, причем высота цилиндрической поверхности выполнена в соответствии с соотношением ц 0,5 1м. где 1м - ширина маховика (в конкретном исполнении 1цв 0,61 м) снижает нагрузку на упругую втулку при продольных и поперечных колебаниях коленчатого вала, обеспечивает надежность демпфера крутильных колебаний.
Таким образом, изобретение позволяет снизить деформации упругой втулки от продольных и поперечных колебаний, обеспечить надежность демпфера крутильных
0
колебаний в эксплуатации, уменьшить шум и вибрацию двигателя.
Формула изобретения Демпфер крутильных колебаний, содержащий кольцевой маховик, установленный соосно с ним корпус в виде стакана с центральным отверстием и коническим фланцем и упругую втулку треугольной формы сечения, установленную между коническим фланцем корпуса и торцом маховика, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, корпус сопряжен с внутренней поверхностью маховика по внешней цилиндрической поверхности стакана по скользящей посадке, причем высота цилиндрической поверхности определяется соотношением 1Ц 0,5 1м, где 1М - заданная ширина маховика
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Демпфер крутильных колебаний | 1990 |
|
SU1762041A1 |
Демпфер крутильных колебаний | 1990 |
|
SU1749577A1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА | 2000 |
|
RU2162176C1 |
Гаситель пляски расщепленных проводов, его демпфер крутильных колебаний, воздушная линия электропередачи с таким гасителем и воздушная линия электропередачи с гасителем пляски, снабженным таким демпфером | 2019 |
|
RU2716701C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ РУЧНОЙ УДАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ГРАВЕРНЫХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2632307C1 |
Жидкостный демпфер крутильных колебаний | 1985 |
|
SU1272030A1 |
ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1991 |
|
RU2034184C1 |
Демпфер крутильных колебаний | 1977 |
|
SU806929A1 |
ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ВАЛОВ | 2007 |
|
RU2384769C2 |
Использование: в машиностроении, а именное демпферах крутильных колебаний коленчатых валов. Сущность изобретения: демпфер крутильных колебаний содержит кольцевой маховик 1, установленный соос- но с ним корпус 2 в виде стакана с центральным отверстием и коническим фланцем и упругую втулку 3 с сечением треугольной формы, расположенную между коническим фланцем и торцом маховика. Корпус 2 сопряжен с внутренней поверхностью 4 маховика по внешней цилиндрической поверхности 5 стакана по скользящей посадке, причем высота 1ц цилиндрической поверхности 5 определяется соотношением 1ц 0,51м, где 1м заданная ширина маховика. 2 ил. ел с Ч N О ел VI 00
Фие.2
Патент США Ns 568244, кл | |||
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ/ДЕКОДИРОВАНИЯ ДАННЫХ ГЕОМЕТРИИ ОБЛАКА ТОЧЕК, ЗАХВАЧЕННЫХ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ГОЛОВКОЙ ДАТЧИКОВ | 2021 |
|
RU2824331C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Авторы
Даты
1992-07-23—Публикация
1990-10-22—Подача