Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для стопоре- ния резьбовых элементов, работающих с большими нагрузками, в частности для резьбовых соединений с грузовыми винтами, предназначенными для поднятия тяжелых деталей и узлов машин.
Известно крепежное соединение с применением грузовых винтов по ГОСТ 8922- 69 ввинчиваемых в груз и предназначенных для его подъема и опускания.
Недостатком соединения является ненадежное стопорение грузовых винтов.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является резьбовое крепежное соединение с рым- болтом по ГОСТ 4751-73. которое гарантирует повышенную прочность при подъеме деталей и механизмов определенного веса и обладает технологичностью конструкции.
Недостатком известного резьбового крепежного соединения является то, что
рым-болт ввернут своим резьбовым стержнем в гнездо изделия, ничем специально не контрится,а удерживается от отвинчивания в процессе работы только трением на опорных пов ерхностях рым-болта и детали, созданным натягом резьбового соединения.
Такое ненадежное стопорение рым-болта в соединении может привести к его отвинчиванию в процессе работы и отрыву груза. Недостатком данйого соединения является и то, что в гнездах под рым-болтом по ГОСТ 4751-73, сначала идет на значительной длине свободная полость по диаметру значительно большая, чем резьбовой стержень рым-болта, а потом она переходит в резьбовое отверстие под-стержень болта. Эта полость конструктивно сделана для исключения контакта рым-болта с опорной поверхностью детали по упрочняющему радиусу перехода головки болта на его стержень, а также для исключения контакта резьбового отверстия детали по сбегу резьбы на болте.
J
сл
Ј
00
Наличие данной полости в гнезде под рым-болт уменьшает надежность контровки болта в резьбовом соединении и ослабляет его прочность вследствие возникающих больших изгибных напряжений в стержне рым-болта при подъеме груза, особенно под углом к вертикальной оси рым-болта.
Целью изобретения является повышение прочности и надежности путем обеспечения стопорения резьбовой пары.
Эта цель достигается тем, что узел крепления снабжен упругой разрезной стопорной шайбой с поперечным сечением овального профиля, установленной на счтер- жень винта и размещенной в расточке присоединяемой детали с ориентацией большой оси овала вдоль оси винта и локальным упором в дно и стенку расточки, опорную и боковую поверхности винта.
На фиг. 1 приведен узел крепления в разрезе в исходном положении в начале сжатия шайбы; на фиг. 2 - упругая стопорная шайба повышенной жесткости; на фиг. 3 и 4 - окончательное осевое и радиальное сжатие шайбы в узле крепления; на фиг. 5 - применение предлагаемого узла крепления на грузовых винтах.
Принятые на фиг. 1-4 обозначения параметров:
d - наружный диаметр стержня рым- болта (грузового винта);
D - диаметр полости гнезда под рым- болт в детали;
AI - зазор между диаметром гнезда и наружным диаметром стопорной шайбы;
Да - зазор между внутренним диаметром шайбы и стержнем болта;
Аз - зазор между деталью и опорным торцем рым-болта;
I - глубина полости гнезда под рым- болт;
RI - радиус перехода стержня на головку болта;
F - сила стяжки соединения;
S - ширина витка упругой шайбы;
Н - высота шайбы в свободном состоянии;
m - ширина прорези в шайбе,
R - радиус овального профиля винта шайбы;
Dy - наружный диаметр шайбы;
С - высота фаски в полости гнезда под рым-болт;
р- угол фаски полости гнезда;
PN - нормальная сила реакции детали на фаске гнезда;
Ft и Р - радиальные силы крепления рым-болта в замок с деталью;
А- угловая упругая деформация шайбы при полном ее сжатии.
Узел крепления (фиг. 1) содержит деталь 1, в гнездо которой установлен стержень
рым-болта 2 с надетой на него стопорной упругой шайбой 3, которая в начале ее сжатий контактируете радиусом рым-болта RI в точке Е и фаской в точке И гнезда.
В отверстии прикрепляемой детали 1
выполнена выточка диаметром D и глубиной I. которая для разных типоразмеров имеет параметры по ГОСТ 4751-73. При сборке узла крепления рым-болт 2 с надетой на него стопорной шайбой 3 вставляют в гнездо прикрепляемой детали 1 и ввинчивают почти до полного сжатия упругой шайбы, когда торец детали жестко упрется в опорный торец рым-болта (фиг. 3).
При этом шайба 3 упруго деформируется в осевом и радиальном направлениях в следующей последовательности
В начале сжатия (фиг. 1) шайба 3 имеет контакты на верхнем полувитке с радиусом Ri рым-болта в точке Е а нижний полувиток шайбы 3 - контакт с конической фаской гнезда изделия в точке И
После окончания сжатия шайбы 3 при полном завинчивании рым-болта (фиг. 4) шайба 3 по внутреннему диаметру контактирует с рым-болтом по радиусу RI в точке Б и по стержню в точке А, а по наружному диаметру шайба 3 контактирует с цилиндром полости гнезда детали в точке В, а с фаской по точке Г. Таким образом при окончательном сжатии шайбы 3 в радиальном направлении в верхней своей части и нижней в радиальном направлении деформируется по разному,
В нижней части (в точке А) ее внутренний диаметр уменьшается на величину 2 Да и становится равным d, в верхней части (в точке В) ее наружный диаметр увеличивается на величину 2 Дт и становится равным Д.
Таким образом (см. фиг. 4) при полном ввертывании рым-болта в деталь верхняя часть шайбы 3, деформируясь, заклинивается между деталью 1 и болтом в углу БКВ, а нижняя часть - в углу АЛГ, поворачиваясь
при этом относительно своей оси на угол Я и надежно стопоря детали резьбового соединения в замок.
Таким образом вследствие введения в существующее резьбовое крепежное соединение жесткой упругой шайбы определенного профиля значительно повышается прочность соединения и надежность стопорения его детали, а также повышается безопасность соединения в работе
Формула изобретения Узел крепления, содержащий присоединяемую деталь с резьбовым отверстием и соосной ему кольцевой расточкой со стороны внешнего торца, а также ввинченный в резьбовое отверстие со стороны кольцевой расточки грузовой винт с опорной поверхностью, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и надежности путем обеспечения стопорения резьбовой пары, он снабжен упругой разрезной стопорной шайбой с поперечным сечением овального профиля, установленной на стержень винта и размещенной в расточке присоединяемой детали с ориентацией большей оси овала вдоль оси винта и локальным упором в дно и стенку расточки, опорную и боковую поверхности винта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Резьбовое соединение | 1990 |
|
SU1772438A1 |
Узел контровки | 1989 |
|
SU1739094A1 |
СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2530014C1 |
Устройство для стопорения деталиКРЕплЕНия | 1976 |
|
SU798377A1 |
СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЖИМНОГО ВИНТА ОБЖИМНОГО СТАНА | 1999 |
|
RU2166392C2 |
ГАЙКА | 1993 |
|
RU2065533C1 |
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ | 1993 |
|
RU2079736C1 |
БОЛТ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ В ГЛУХОМ ОТВЕРСТИИ | 1998 |
|
RU2154203C1 |
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2340542C1 |
Шарнирное соединение деталей | 1974 |
|
SU513177A1 |
Использование: машиностроение, сто- порение резьбовых соединений. Сущность изобретения: узел крепления содержит деталь 1, в гнездо которой установлен стержень грузового винта 2 со стопорной упругой шайбой 3. Гнездо выполнено с кольцевой расточкой. В процессе сборки грузовой винт 2 ввинчивают до упора его опорного торца в поверхность детали. Шайба 3 упруго деформируется в осевом и радиальном направлениях и надежно стопорит резьбовое соединение. 5 ил.
щаиЖ фиг
о о,
Фиг. 2
2
Прибор для проверки пружинных предохранительных клапанов | 1927 |
|
SU8922A1 |
Приспособление в газовых двигателях с охлаждением посредством испарения, препятствующее нагреванию рабочего вещества при впуске стенками охлаждающей рубашки | 1926 |
|
SU4751A1 |
Резьбовое крепежное соединение. |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1989-12-12—Подача