Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для стопорения резьбовых элементов конструкций, работающих в условиях повышенных нагрузок и вибраций.
Резьбовое соединение имеет целью повышение надежности крепления путем обеспечения запирания крепежного элемента под головкой, разгрузки и центрирования резьбовой части.
На фиг.1 приведено в осевом разрезе предложенное резьбовое соединение.
Нафиг.2 изображена упругая стопорная шайба с профилем по форме трапеции; На фиг.3-5 показана схема работы резьбового соединения; На фиг.З показано резьбовое соединение в исходном положении, перед осевым сжатием упругой шайбы; На фиг 4 показано осевое сжатие шайбы винтов на величину S; На фиг.5 показано окончательное радиальное сжатие шайбы на величину Д.
Принятые на фиг. 1-5 обозначения параметров:
d - наружный диаметр стержня винта;
С - величина конической фаски на прикрепляемой детали;
tp угол профиля поперечного сечения- упругой шайбы и конической фаски в прикрепляемой детали;
S - ширина профиля шайбы;
в - высота профиля шайбы;
Н - высота шайбы;
m - ширина прорези между разведенными концами шайбы,
dy - внутренний диаметр шайбы в свободном состоянии;
Д - величина необходимого зазора между наружным диаметром стержня винта и внутренним диаметром шайбы;
R - радиус перехода внутреннего диаметра шайбы на ее опорный торец;
F - необходимая осевая сила затяжки резьбового соединения;
СП
с
VI XI к
4Ьь (А 00
нормальная сила-реакция фаски прикрепляемой детали;
PR - радиальная сила - реакция фаски прикрепляемой детали;
Р - рассредоточенная сила зажима стержня винта по внутреннему диаметру шайбы;
RI - радиус перехода головки винта на стержень.
Резьбовое соединение (см.фиг. 1) содержит базовую 1 и прикрепляемую к ней детали 2, в отверстии которых установлен винт
3с надетой на него стопорной упругой шайбой 4. В отверстии прикрепляемой детали выполнена коническая фаска, величиной С, расположенная под углом р к оси отверстия. Такой же угол профиля у имеет и профиль упругой шайбы в поперечном сечении.
При сборке резьбового соединения: винт 3 с надетой на него стопорной шайбой
4вставляют в отверстие прикрепляемой детали 2 и ввинчивают в резьбовое отверстие базовой детали 1 до полного сжатия в осевом и радиальном направлениях упругой шайбы 4. При этом стопорная шайба 4, взаимодействуя с конической фаской закрепляемой детали 2 под действием сил F, PN, PR и Р упруго деформируется таким образом (см.фиг.3-5), что обеспечивает надежное закрепление деталей резьбового соединения в замок.
В связи с гем, что на профиле поперечного сечения шайбы 4 (см.фиг.1 и 3), выпол- он радиус R большим, чем радиус RI у ос. озании головки винта З, то данное резь- 6oBje соединение обладает универсальностью, так как в нем можно надежно контрить, как с-амдартные винты, болты, шпильки, гаи си, так и другие резьбовые детали специального исполнения.
Данное резьбовое соединение, при замковом запирании стержня винта 3 разгружает резьбу винта от осевых и торцовых напряжений и делает соединение безопасным от вылета упругой шайбы 4, при ее
поломке, так как она зажата в углублении, в
опорной фаске С прикрепляемой детали 2.
Резьбовое соединение обеспечивает
надежное центрирование и контровку как
стандартных, так и специальных винтов, болтов и допускает повышенные нагрузки и вибрации.
Узел стопорения в данном резьбовом соединении более компактный и прочный,
что позволяет уменьшить вес соединения, за счет применения болтов, винтов, гаек, шайб и других элементов соединения меньшего типа размера и веса, без потери прочности соединения.
Формула изобретения
1. Резьбовое соединение, содержащее крепежный элемент в виде резьбового стержня с головкой, размещенного в отверстиях скрепляемых деталей, и стопорную упругую
шайбу в виде незамкнутого витка с разведенными концами, установленную между головкой крепежного элемента и поверхностью скрепляемой детали, при этом поверхность шайбы со стороны головки
перпендикулярна ее внутренней боковой поверхности, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности крепления путем обеспечения запирания крепежного элемента под головкой, разгрузки и центрирования резьбовой части, на поверхности скрепляемой детали, обращенной к головке крепежного элемента, выполнено коническое углубление под шайбу, последняя выполнена с фаской на наружной боковой
поверхности, угол наклона которой соответствует углу наклона конического углубления, и с галтелью в зоне сопряжения поверхностей со стороны головки и внутренней боковой, радиус которой не менее
0 радиуса перехода головки крепежного элемента в стержень.
2. Соединение по п.1, от л и ч а ю ще е- с я тем, что зоны сопряжения поверхностей шайбы со стороны, обращенной к скрепляе5 мой детали, описаны криволинейной образующей.
OJ
Фиг.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел крепления | 1989 |
|
SU1751481A1 |
Узел контровки | 1989 |
|
SU1739094A1 |
Резьбовое соединение | 1978 |
|
SU742641A1 |
ГАЙКА САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ | 2003 |
|
RU2241870C1 |
Резьбовой крепежный элемент | 1983 |
|
SU1141175A1 |
СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2530014C1 |
Резьбовое соединение Шляхтина-РСШ | 1984 |
|
SU1245781A1 |
СТОПОРНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЛЯКОВА Н.В. | 1992 |
|
RU2040711C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2020 |
|
RU2743635C1 |
Стопорное резьбовое соединение, в том числе для групповых соединений | 2024 |
|
RU2820745C1 |
Использование: машиностроение, крепежные узлы с элементами стопорения. Сущность изобретения: соединение содержит болт и стопорную разрезную упругую шайбу. Шайба размещена в конической расточке и выполнена с фаской, угол наклона которой соответствует коническому углублению. Шайба выполнена со скругленными углами. Радиус скругления угла, обращенного к зоне перехода головки в стержень, не менее радиуса этой зоны. Соединение обеспечивает надежное крепление, разгрузку и центрирование резьбовой части болта. 1 з.п.ф-лы. 5 ил.
Фиг. 5
Резьбовое соединение | 1984 |
|
SU1255775A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Резьбовое соединение Шляхтина-РСШ | 1984 |
|
SU1245781A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Орлов П.И.Основы конструирования.М.: Машиностроение, 1977, с.299 | |||
кн.З, рис.592, II. |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-01-02—Подача