Фиг.
Изобретение относится к машиностроению и может быть идпользовано для закрепления или соединения конструктивных элементов или деталей машин в автомобильной промышленности.
Известна колпачковая самоконтрящаяся гайка, содержащая корпус с частью, граненой снаружи под ключ, переходящей в цилиндрическую часть и далее в сферический колпачок, а также глухое отверстие с резьбой, крайние витки которой со стороны колпачка деформированы в радиальном направлении по всей окружности для повышения надежности стопорения и увеличения ее срока службы.
Недостатком данной конструкции является наличие глухого колпачка, что ограничивает возможности применения гайки, и недостаточно высокая надежность стопорения.
Известна также самостопорящаяся гайка, в которой имеется дополнительный упругий элемент, обеспечивающий поджим ребер в радиальном направлении.
Однако в данной конструкции при дли- тельном использовании тормозящие свойства гайки падают и в результате этого надежность стопорения снижается. Кроме того, она имеет глухой колпачок, что сужает возможности ее применения.
Наиболее близкой к предлагаемому является самоконтрящаяся гайка, содержащая корпус с цилиндрической коронкой и с выполненными в его верхней части пазами, защитный колпачок с ребрами, размещен- ными в упомянутых пазах, высотой превышающей длины паза и армированный металлическим кольцом.
При многократном ввинчивании-отвинчивании болта резьба, которую болт нареза- ет в ребрах колпачка разрабатывается, в ней появляется зазор и эффект торможения падает, в результате чего надежность стопорения уменьшается. Кроме того, наличие глухого колпачка также ограничивает воз- можности ее применения.
Целью изобретения является повышение надежности стопорения.
Поставленная цель достигается тем, что, в самоконтрящейся гайке, содержащей корпус с цилиндрической коронкой, в кото- . рой размещен стопорный элемент, стопорный элемент выполнен в виде двух концентрично установленных колец с раз- личным модулем упругости, а свободный торец коронки - с внутренним буртиком, при этом внутреннее кольцо выполнено разрезным, с большим модулем упругости и установлено в коронке с упором во внутренний
буртик, а наружное кольцо имеет длину. меньшую длины внутреннего кольца.
На фиг. 1 показана самоконтрящаяся гайка, общий вид: на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1.
Самоконтрящаяся гайка содержит корпус 1 с цилиндрической коронкой 2, внутри которой установлен стопорный элемент 3, выполненный из двух концентрично установленных колец:внутреннего 4 с разрезом 5 и длиной И и охватывающего его наружного кольца 6, длина которого равна 12, причем длина 2 меньше длины И. В торцовой части цилиндрической коронки 2 в результате ее завальцовки образован буртик 7, в который упирается кольцо 4 и удерживает кольца от выпадания. Кроме того, цилиндрическая коронка 2 в своей торцовой части завальцова- на таким образом, чтобы обеспечить сквозной проход охватываемой гайкой детали.
Самоконтрящаяся гайка работает следующим образом.
При навинчивании корпуса 1 гайки с цилиндрической коронкой 2 на болт или шпильку резьба последних ввинчивается в тело внутреннего кольца 4 стопорного элемента 3 и нарезает в нем резьбу. При этом кольцо 4 за счет выполненного разреза 5 разжимается и, упираясь в буртик 7, воздействует на кольцо 6, сжимая его. Разность длин И и 2 обеспечивает возможность кольцу 6 расширяться. Упругие силы обеих колец компенсируют образующийся в процессе работы люфт.
Выполнение стопорного элемента в виде двух концентрично установленных колец с различным модулем упругости, а свободного торца коронки - с внутренним буртиком, и выполнение внутреннего кольца разрезным, с большим модулем упругости, установленного в коронке с упором во внутренний буртик, а наружного кольца, имеющего- длину, меньшую длины внутреннего кольца позволит улучшить тормозящие свойства резьбового соединения, повысить надежность стопорения за счет сохранения эффекта торможения более длительное время, упростить сборку-разборку резьбового соединения.
Формула изобретения
Самоконтрящаяся гайка, содержащая корпус с цилиндрической коронкой, в которой размещен стопорный элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, стопорный элемент выполнен в виде двух концентрично установленных колец с различным модулем упругости, а свободный торец коронки с внутренним буртиком, при этом внутреннее
кольцо выполнено разрезным, с большим модулем упругости и установлено в коронке с упором во внутренний буртик, а наружное
кольцо имеет длину, меньшую длины внутреннего кольца
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОКОНТРЯЩАЯСЯ ГАЙКА | 1992 |
|
RU2069280C1 |
САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ ГАЙКА | 1999 |
|
RU2235926C2 |
САМОКОНТРЯЩАЯСЯ ГАЙКА (ВАРИАНТЫ) | 1992 |
|
RU2069279C1 |
Устройство для завертывания и вывертывания резьбовых деталей | 1980 |
|
SU944909A1 |
АНКЕРНАЯ ПЛАВАЮЩАЯ ГАЙКА С КОЛПАЧКОМ ДЛЯ СБОРКИ ГЕРМЕТИЧНЫХ ЕМКОСТЕЙ | 2019 |
|
RU2709632C1 |
Самоконтрящаяся гайка | 1989 |
|
SU1687946A2 |
САМОКОНТРЯЩАЯСЯ РЕЗЬБОВАЯ ДЕТАЛЬ | 1991 |
|
RU2008533C1 |
СТОПОРНЫЙ БОЛТ ЗЕМЛЯКОВА ДЛЯ СКВОЗНОГО РЕЗЬБОВОГО ОТВЕРСТИЯ | 2007 |
|
RU2353832C1 |
Самоконтрящаяся гайка | 1989 |
|
SU1633177A1 |
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН СО ВСТРОЕННЫМ РАСХОДОМЕРОМ | 2009 |
|
RU2492425C2 |
Использование: машиностроение, крепежные изделия. Сущность изобретения: гайка содержит корпус 1 с коронкой 2 и стопорный элемент 3. Стопорный элемент выполнен из двух различных по длине колец 4 и 6, Кольцо 4 выполнено с продольным разрезом и с большим модулем упругости. При ввинчивании резьбового стержня в гайку в кольце 4 нарезается резьба и оно разжимается и сжимает кольцо 6. В процессе работы упругие силы обоих колец компенсируют образующийся люфт. 2 ил.
Фаг. 2
Колпачковая самоконтрящаяся гайка | 1977 |
|
SU667708A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Самоконтрящаяся гайка | 1989 |
|
SU1633177A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Самоконтрящаяся гайка | 1983 |
|
SU1442729A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-11-30—Подача