Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах машин и механизмов.
Известна опора скольжения, содержащая корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, и снабженная кольцами, закрепленными на цапфе вала, причем втулка выполнена из трех жестко связанных между собой концентричных слоев, наружный и внутренний слои которой выполнены из антифрикционных материалов, а размещенный между ними слой выполнен из фрикционного материала, при этом внутренний слой выполнен меньшим по длине и размещен симметрично относительно других слоев, а кольца сопряжены с внутренним слоем торцами и установлены с зазором относительно фрикционного слоя.
Недостатком данной конструкции является ограниченная возможность компенсации зазора за счет проворачивания втулки,
Наиболее близким к предлагаемому является разъемный подшипник скольжения, состоящий из корпуса, крышки, верхнего и йижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающего материала, установленных на цапфе вала.
Недостатком данной конструкции является то, что по мере износа вкладышей увеличивается зазор между цапфой вала и вкладышами, а это приводит к появлению ударных нагрузок, к потере точности сопряжения и снижению срока службы подшипника.
Целью изобретения является увеличение долговечности подшипника.
Указанная цель достигается тем, что разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения состоит из корпуXIсл
N Ю
са с крышкой, закрепленные в них соответственно нижний и верхний вкладыши из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала, причем между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний-фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала, а нижний слой - с контактом с нижним вкладышем.
На чертеже представлен разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения,
Узел скольжения состоит из корпуса 1 с крышкой 2, закрепленных в них соответственно нижний 4 и верхний 3 вкладыши из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала 5, причем между цапфой вала 5 и нижним вкладышем 4 установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента б, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний - фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала 5, а нижний слой - с контактом с нижним вкладышем 4.
Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения работает следующим образом.
При вращении цапфы вала 5 антифрикционный слой на ленте 6 постепенно изнашивается и цапфа вала 5 опускается на величину диаметрального износа. При полном износе антифрикционного слоя ленты б цапфа вала 5 входит в контакт с нижним Фрикционным слоем ленты 6, в результате чего появляется дополнительная сила трения между цапфой вала 5 и лентой б, благодаря чему последняя начинает скользить по нижнему вкладышу 4 в направлении вращения цапфы вала 5, при этом в контакт с цапфой 5 входит неизношенная поверхность антифрикционного слоя ленты 6. Цапфа вала 5 занимает исходное положение, выходит из контакта с нижним фрикционным слоем ленты 6. Далее цикл повторяется. Долговечность предлагаемого подшипникового узла зависит только от длины свободного конца ленты 6, которая может в свернутом виде находиться в подающем устройстве.
Таким образом процесс обновления поверхности трения нагруженной зоны вкладыша происходит автоматически, а колебания зазора при работе подшипникового узла ограничиваются толщиной антифрикционного слоя ленты.
Применение предлагаемого разъемного саморегулирующегося подшипникового узла скольжения позволяет увеличить срок службы подшипникового узла более чем в 10 раз.
Формула изобретения
Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с крышкой, закрепленные в них соответственно нижний и верхний вкладыши
из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала, о т- ли чающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний - фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала, а нижний
слой - с контактом с нижним вкладышем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЗНОСА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПАР ТРЕНИЯ | 2013 |
|
RU2548539C2 |
Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения | 1990 |
|
SU1751495A1 |
Разъемный подшипниковый узел скольжения | 1989 |
|
SU1656212A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1753079A1 |
Подшипниковый узел скольжения | 1990 |
|
SU1739104A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2086816C1 |
ПРОХОДНОЙ ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЙ УЗЕЛ (3 ВАРИАНТА) | 2019 |
|
RU2718337C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2229039C2 |
БУРОВОЙ СТАНОК | 2021 |
|
RU2760657C1 |
Опора скольжения | 1987 |
|
SU1530846A1 |
Использование: подшипниковые узлы и опоры. Сущность изобретения: на разъемных корпусе и крышке закреплены нижний и верхний вкладыши из антифрикционного материала. Между вкладышами размещена цапфа вала. Между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента. Верхний слой ленты выполнен антифрикционным и размещен с контактом с цапфой вала, а нижний слой выполнен фрикционным и размещен с контактом с нижним вкладышем, При полном износе антифрикционного слоя ленты цапфа вала начинает взаимодействовать с фрикционным слоем и лента начинает скользить по нижнему вкладышу в направлении вращения вала. В контакт с валом входит неизношенная поверхность антифрикционного слоя ленты. Долговечность узла зависит от длины свободного конца ленты. 1 ил. сл
РешетовД.Н | |||
Детали машин., М.: Машиностроение, 1974, с, 445. |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1991-01-08—Подача