Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения Советский патент 1992 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение SU1751490A1

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах машин и механизмов.

Известна опора скольжения, содержащая корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, и снабженная кольцами, закрепленными на цапфе вала, причем втулка выполнена из трех жестко связанных между собой концентричных слоев, наружный и внутренний слои которой выполнены из антифрикционных материалов, а размещенный между ними слой выполнен из фрикционного материала, при этом внутренний слой выполнен меньшим по длине и размещен симметрично относительно других слоев, а кольца сопряжены с внутренним слоем торцами и установлены с зазором относительно фрикционного слоя.

Недостатком данной конструкции является ограниченная возможность компенсации зазора за счет проворачивания втулки,

Наиболее близким к предлагаемому является разъемный подшипник скольжения, состоящий из корпуса, крышки, верхнего и йижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающего материала, установленных на цапфе вала.

Недостатком данной конструкции является то, что по мере износа вкладышей увеличивается зазор между цапфой вала и вкладышами, а это приводит к появлению ударных нагрузок, к потере точности сопряжения и снижению срока службы подшипника.

Целью изобретения является увеличение долговечности подшипника.

Указанная цель достигается тем, что разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения состоит из корпуXIсл

N Ю

са с крышкой, закрепленные в них соответственно нижний и верхний вкладыши из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала, причем между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний-фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала, а нижний слой - с контактом с нижним вкладышем.

На чертеже представлен разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения,

Узел скольжения состоит из корпуса 1 с крышкой 2, закрепленных в них соответственно нижний 4 и верхний 3 вкладыши из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала 5, причем между цапфой вала 5 и нижним вкладышем 4 установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента б, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний - фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала 5, а нижний слой - с контактом с нижним вкладышем 4.

Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения работает следующим образом.

При вращении цапфы вала 5 антифрикционный слой на ленте 6 постепенно изнашивается и цапфа вала 5 опускается на величину диаметрального износа. При полном износе антифрикционного слоя ленты б цапфа вала 5 входит в контакт с нижним Фрикционным слоем ленты 6, в результате чего появляется дополнительная сила трения между цапфой вала 5 и лентой б, благодаря чему последняя начинает скользить по нижнему вкладышу 4 в направлении вращения цапфы вала 5, при этом в контакт с цапфой 5 входит неизношенная поверхность антифрикционного слоя ленты 6. Цапфа вала 5 занимает исходное положение, выходит из контакта с нижним фрикционным слоем ленты 6. Далее цикл повторяется. Долговечность предлагаемого подшипникового узла зависит только от длины свободного конца ленты 6, которая может в свернутом виде находиться в подающем устройстве.

Таким образом процесс обновления поверхности трения нагруженной зоны вкладыша происходит автоматически, а колебания зазора при работе подшипникового узла ограничиваются толщиной антифрикционного слоя ленты.

Применение предлагаемого разъемного саморегулирующегося подшипникового узла скольжения позволяет увеличить срок службы подшипникового узла более чем в 10 раз.

Формула изобретения

Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус с крышкой, закрепленные в них соответственно нижний и верхний вкладыши

из антифрикционного материала и размещенную между последними цапфу вала, о т- ли чающийся тем, что, с целью увеличения долговечности, между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента, верхний слой которой выполнен антифрикционным, а нижний - фрикционным, причем верхний слой размещен с контактом с цапфой вала, а нижний

слой - с контактом с нижним вкладышем.

Похожие патенты SU1751490A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЗНОСА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПАР ТРЕНИЯ 2013
  • Войнов Кирилл Николаевич
RU2548539C2
Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения 1990
  • Авдеев Дин Тихонович
  • Васечко Юрий Адамович
  • Мусиенко Светлана Сергеевна
  • Редько Ирина Николаевна
SU1751495A1
Разъемный подшипниковый узел скольжения 1989
  • Авдеев Дин Тихонович
  • Васечко Юрий Адамович
  • Редько Ирина Николаевна
  • Мусиенко Светлана Сергеевна
SU1656212A1
Подшипниковый узел 1990
  • Тарабрин Александр Иванович
  • Чередниченко Александр Константинович
SU1753079A1
Подшипниковый узел скольжения 1990
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Василечко Зенон Дмитриевич
  • Филипенко Виктор Михайлович
  • Криль Петр Антонович
SU1739104A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1993
  • Козлов Вадим Николаевич
  • Кожаев Александр Юрьевич
  • Юрьев Николай Николаевич
  • Логинов Анатолий Родионович
RU2086816C1
ПРОХОДНОЙ ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЙ УЗЕЛ (3 ВАРИАНТА) 2019
  • Вибе Вячеслав Петрович
  • Денисов Юрий Геннадьевич
RU2718337C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Алексеев Владимир Павлович
  • Акимов Геннадий Яковлевич
  • Дарда Юрий Антонович
  • Бабенко Михаил Антонович
  • Смияненко Игорь Михайлович
RU2229039C2
БУРОВОЙ СТАНОК 2021
  • Тихомиров Станислав Александрович
  • Суздальский Сергей Олегович
RU2760657C1
Опора скольжения 1987
  • Авдеев Дин Тихонович
  • Редько Ирина Николаевна
  • Мусиенко Светлана Сергеевна
  • Васечко Юрий Адамович
SU1530846A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 751 490 A1

Реферат патента 1992 года Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения

Использование: подшипниковые узлы и опоры. Сущность изобретения: на разъемных корпусе и крышке закреплены нижний и верхний вкладыши из антифрикционного материала. Между вкладышами размещена цапфа вала. Между цапфой вала и нижним вкладышем установлена с возможностью продольного перемещения двухслойная гибкая лента. Верхний слой ленты выполнен антифрикционным и размещен с контактом с цапфой вала, а нижний слой выполнен фрикционным и размещен с контактом с нижним вкладышем, При полном износе антифрикционного слоя ленты цапфа вала начинает взаимодействовать с фрикционным слоем и лента начинает скользить по нижнему вкладышу в направлении вращения вала. В контакт с валом входит неизношенная поверхность антифрикционного слоя ленты. Долговечность узла зависит от длины свободного конца ленты. 1 ил. сл

Формула изобретения SU 1 751 490 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1751490A1

РешетовД.Н
Детали машин., М.: Машиностроение, 1974, с, 445.

SU 1 751 490 A1

Авторы

Авдеев Дин Тихонович

Бабец Николай Васильевич

Васильев Борис Николаевич

Редько Ирина Николаевна

Мусиенко Светлана Сергеевна

Даты

1992-07-30Публикация

1991-01-08Подача