Фиг.}
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах машин и механизмов.
Известен разъемный подшипник скольжения, состоящий из корпуса, верхнего и нижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающегося материала, установленных на цапфе вала.
Недостатком данной конструкции является то, что по мере износа вкладышей увеличивается зазор между цапфой вала и вкладышами, что приводит к появлению ударных нагрузок, потере точности сопряжения и значительному сокращению срока службы подшипника.
Наиболее близким к предлагаемому является разъемный самосмазывающийся подшипник скольжения, состоящий из корпуса, крышки, верхнего и нижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающегося материала и кольца, закрепленного на цапфе вала, причем нижний вкладыш выполнен утолщенным в радиальном направлении с возможностью перемещения по пазам корпуса и опирается на сильфон с веществом, который расположен на пластине, кольцо установлено с зазором относительно пластины и имеет зазор между верхним и нижним вкладышами.
Недостатком данной конструкции является то, что требуется много времени на реакцию срабатывания,
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности подшипникового узла.
Поставленная цель достигается тем, что самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольж.ения состоит из корпуса и размещенных в нем на валу верхним и нижним вкладышей с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленными между собой с зазором, при этом нижний вкладыш установлен с возможностью перемещения по направляющим пазам корпуса в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, причем наружная опорная поверхность нижнего вкладыша образована двумя наклонными к оси вкладыша поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе храпового колеса с собачкой штифта, подпружиненного одним концом к наружной опорной поверхности верхнего вкладыша и поджимающего другим концом собачку к храповому колесу, двух пар охватывающих вкладышей скобо- образных элементов, одни концы которых связаны общей осью с корпусом, а другие попарно связаны отдельными осями, расположенными в контакте с наклонными плоскостями нижнего вкладыша и стянутыми между собой пружинами, при этом храповик и одна из пар скобообразных элементов
связаны с общей осью жестко, а другая пара выполнена с возможностью поворота вокруг указанной оси и соединена с собачкой, а верхний вкладыш установлен с возможностью перемещения в вертикальном напрэв0 лении.
На фиг. 1 дано предлагаемое устройство; на фиг, 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения содержит
5 корпус 1 и размещенные в нем на валу 4 верхний 2 и нижний 3 вкладыши с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленные с зазором, при этом нижний вкладыш 3 установлен с возможно0 стью перемещения по направляющим пазам корпуса 1 в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, причегу наружная опорная поверхность нижнего вкладыша 3 образована двумя наклонными к оси
5 вкладыша 3 поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе 1 храпового колеса 9 с собачкой 10, штифта 11, подпружиненного 12 одним концом к наружной опорной по0 верхности верхнего вкладыша 2 и поджимающего другим концом собачку 10, к храповому колесу 9 двух пар охватывающих вкладыши 2 и 3 скобообразных элементов 5 и 6, одни концы которых связаны общей
5 осью 7 с корпусом 1, а другие попарно связаны отдельными осями, расположенными в контакте с наклонными плоскостями нижнего 3 вкладыша и стянуты между собой пружинами 8, при этом храповик 9 и одна из
0 пар скобообразных элементов 5 и 6 связаны с общей осью 7 жестко, а другая пара выполнена с возможностью поворота вокруг указанной оси 7 и соединена с собачкой 10, а верхний вкладыш 2 установлен с возможно5 стью перемещения в вертикальном направлении.
Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения работает следующим образом.
0 В собранном виде пружины 8 стягивают скобообразные элементы 5 и 6, оси 13 перемещаются по наклонным плоским поверхностям нижнего вкладыша 3 и прижимают его к цапфе вала 4, поднимая при этом цап5 фу 4 и верхний вкладыш 2 до упора в корпус 1. Штифт 11 нажимает на собачку 10, которая упирается в зубец храповика 9 и фиксирует определенное исходное положение подвижных деталей подшипникового узла. Подшипниковый узел устанавливается таким образом, чтобы суммарная радиальная нагрузка действовала на нижний вкладыш 3, При вращении цапфы вала 4 нижний вкладыш 3 изнашивается и по мере износа цапфы вала 4 опускается вместе с верхним вкладышем 2, который отжимается штифтом 11 и пружиной 12. По мере опускания вкладыша 2 штифт 11 тянет за собой соединенную с ним собачку 10 храповика 9, которая освобождает храповик 9 и позволяет пружине 8 стянуть скобообразные элементы 5 и 6, при этом оси 13, перемещаясь по наклонным плоским поверхностям вкладыша 3, поднимают его вместе с цапфой вала 4 и вкладышем 2 до упора последнего в корпусе 1, а штифт 11 поднимает собачку 10 храповика 9, которая упирается в зуб храповика 9 и вновь фиксирует исходное положение подвижных деталей подшипника. По мере дальнейшего изнашивания вкладыша 3 весь цикл повторяется до ликвидации зазора между вкладышами 2 и 3. Таким образом происходит ступенчатое регулирование зазора подшипникового узла.
Периодичность этого процесса зависит от износостойкости нижнего вкладыша 3, величины зазора 6 между верхним 2 и нижним 3 вкладышами. Износ внутренней поверхности вкладышей 2 и 3, возникающий в процессе работы самоустанавливающегося разъемного подшипникового узла скольжения, постоянно в течение всего рабочего цикла компенсируется за счет выбирания зазора д между вкладышами 2 и 3, что повышает надежность и расширяет функциональные способности подшипникового узла.
Применение изобретения позволяет повысить долговечность подшипникового узла в 2-3 раза за счет компенсации износа внутренней поверхности вкладыша самоустанавливающегося разъемного подшипникового узла скольжения
Формула изобретения
Самоустанавливающийся разьемный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и размещенные в нем на валу верхний и нижний вкладыши с внутренними
и наружными опорными поверхностями, установленные между собой с зазором, при этом нижний вкладыш установлен с возможностью перемещения по направляющим пазам корпуса в вертикальном направлении,
и средства самоустановки узла, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности, наружная опорная поверхность нижнего вкладыша образована двумя наклонными к оси вкладыша поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе храпового колеса с собачкой, штифта, подпружиненного одним концом к наружной опорной
поверхности верхнего вкладыша и поджимающего другим концом собачку к храповому колесу, двух пар охватывающих вкладыши скобообразных элементов, одни концы которых связаны общей осью с
корпусом, а другие попарно связаны отдельными осями, расположенными в контакте с наклонными плоскостями нижнего вкладыша и стянутыми между собой пружинами, при этом храповик и одна из пар скобообразных элементов связаны с общей осью жестко, а другая пара выполнена с возможностью поворота вокруг указанной оси и соединена с собачкой, а верхний вкладыш установлен с возможностью перемещения в вертикальном направлении
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел скольжения | 1983 |
|
SU1303753A1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
Разъемный саморегулирующийся подшипниковый узел скольжения | 1991 |
|
SU1751490A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2017 |
|
RU2651961C1 |
БОБИНОДЕРЖАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2015098C1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА ЛОПАСТНОГО НАСОСА | 2007 |
|
RU2357105C2 |
СПОСОБ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЗЛА РАЗЪЕМНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И РОТАЦИОННОЙ МАШИНЫ, В КОТОРОЙ ОН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ | 2013 |
|
RU2630398C2 |
Эксцентриковый узел конусной дробилки | 1990 |
|
SU1719055A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2003 |
|
RU2241871C2 |
Контейнер для транспортировки и хранения подшипниковой опоры турбохолодильника | 1981 |
|
SU1116237A1 |
Фаг.2
Разъемный подшипниковый узел скольжения | 1989 |
|
SU1656212A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-06-12—Подача