Лиг
Изобретение относится к малогабаритым поршневым машинам: компрессорам, азовым криогенным машинам, тепловым вигателям.
Известна поршневая машина, содержаая цилиндр, установленный в нем поршень со штоком, свободно расположенную на юбке поршня втулку с размещенными в равномерно распределенных по ее поверхности сквозных отверстиях шариками, установленными между цилиндром и юбкой поршня с наятягом.
Недостатком машины является низкий ресурс работы, определяемый долговечностью контактирующих поверхностей шариков, цилиндра и юбки поршня. В процессе работы машины шарики совершают возвратно-поступательные прямолинейные пе- рекатывания по поверхностям юбки поршня и цилиндра..Величина контактных давлений на рабочих поверхностях обусловлена в основном величиной натяга по шарикам и соизмерима с погрешностью изготовления деталей и температурными деформациями в условиях эксплуатации, к тому же неравномерных по высоте поршня, что требует высокой точности изготовления деталей контактирующих поверхностей, Натяг в сопряжении при циклическом деформировании поверхностей контакта способствует появлению и накоплению микропластических деформаций, износу, что приводит к образованию прямолинейных дорожек качения, ослабляющих натяг в сопряжении, и, как следствие, к выходу из строя шариковой направляющей.
Известна поршневая машина, содержащая цилиндр, установленный в нем поршень, шток, жестко связанный с головкой поршня, и шариковую направляющую, включающую втулку, охватывающую юбку поршня, и шарики, установленные в отверстиях втулки с натягом относительно опорных поверхностей юбки и цилиндра. Корпус поршня выполнен в виде тонкостенной ступенчатой втулки с канавкой в месе перехода ступеней и радиальными пазами в канавке, расположенными в два ряда в шахматном порядке.
Недостатком известной поршневой машины является низкий ресурс работы вследствие сложности обеспечения оптимальных контактных давлений, так как их снижение связано с необходимостью снижения жесткости втулки, в результате чего возможны потери ее устойчивости. Кроме того, переменная жесткость втулки по высоте не устраняется в полной мере выполнением кольцевой канавки и радиальных пазов в месте перехода ступеней. Радиальная деформация тонкостенной юбки поршня создает статическую неопределенность ее расчета.
Цель изобретения - повышение ресурса
работы поршневой машины путем создания оптимальных контактных давлений.
Поставленная цель достигается тем, что в известной поршневой машине, содержащей цилиндр, поршень, установленный в
цилиндре, шток, жестко связанный с головкой поршня, и шариковую направляющую, включающую втулку, охватывающую юбку поршня и шарики, установленные в отверстиях втулки с натягом относительно опорных поверхностей юбки и цилиндра, опорные поверхности юбки выполнены в виде продольных канавок, при этом в теле юбки выполнены Г-образные пазы, образующие консольные площадки под канавками.
На фиг. 1 изображена цилиндро-порш- невая группа машины, продольный разрез; на фиг, 2 - юбка поршня, поперечный разрез.
Машина содержит цилиндр 1 и расположенный в нем поршень со штоком 2. Между поршнем и цилиндром установлена втулка 3 с шариками 4, Поршень содержит уплотняющую часть 5 и юбку 6, в месте перехода
которых выполнена кольцевая канавка 7. Опоры 8 качения шариков А выполнены в виде консольных балок (фиг. 2), образованы Г-образными пазами 9, что обеспечивает заданную радиальную жесткость опор качения, равномерную по высоте поршня. Для предотвращения перемещения шариков 4 в окружном направлении относительно поршня на поверхностях опор 5 качения выполнены продольные профильные канавки 10.
При сборке поршневой машины шарики4 во втулке 3 устанавливаются с предварительным натягом между поверхностями трения цилиндра 1 и поршня, значительно превышающим допуски на изготовление сопрягаемых деталей при обеспечении заданных контактных давлений.
Поршневая машина работает следующим образом.
При рабочем цикле машины поршень со
штоком 2 и втулка 3 с шариками 4 совершают возвратно-поступательное движение, изменяя температурный уровень деталей цилиндро-поршневой группы и связанную с этим величину зазора в сопряжении цилиндр-шар-поршень. При работе машины появляются приработочные деформации в цилиндро-поршневой паре в результате микропластической деформации поверхностей контактирования.
Однако величина значений температурных и приработочных деформаций несоизмеримо меньше сборочных упругих натягов и не вызывает существенного изменения контактных давлений.
Изобретение позволяет в широком диапазоне создавать необходимые упругие деформации в сопряжении цилиндр-шар- поршень, обеспечивающие заданные контактные давления и компенсацию погрешностей изготовления, температурных деформаций сопрягаемых деталей и их неравномерность по высоте цилиндра и, следовательно, повысить ресурс работы поршневой машины в 2-3 раза.
0
5
Формула изобретения Поршневая машина, содержащая цилиндр, поршень, установленный в цилиндре, шток, жестко связанный с головкой поршня, и шариковую направляющую, включающую втулку, охватывающую юбку поршня и шарики, установленные в отверстиях втулки с натягом относительно опорных поверхностей юбки и цилиндра, отличающаяся тем, что, с целью повышения ресурса работы путем создания оптимальных контактных давлений, опорные поверхности юбки выполнены в виде продольных канавок, при этом в теле юбки выполнены Г-образные пазы, образующие консольные площадки под канавками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ | 1991 |
|
RU2017977C1 |
ВИНТОШАРОВОЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2347088C1 |
Газовая холодильная машина | 1986 |
|
SU1413382A1 |
Веломобиль с пневмоаккумуляторным приводом | 1988 |
|
SU1717471A1 |
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2008 |
|
RU2411407C2 |
Газовая криогенная машина | 1984 |
|
SU1191694A2 |
ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ | 1991 |
|
RU2011877C1 |
Цилиндропоршневая группа поршневой машины | 1989 |
|
SU1698470A1 |
Поршневой компрессор | 1983 |
|
SU1138535A1 |
Поршневая машина | 1987 |
|
SU1497385A1 |
Использование: в компрессорах, газовых криогенных машинах, тепловых двигателях. Сущность изобретения: поршень установлен в цилиндре 1. Шток 2 жестко связан с головкой поршня. Между поршнем и цилиндром установлена втулка 3, охватывающая юбку 6 поршня. Шарики 4 расположены в отверстиях втулки 3 с натягом относительно опорных поверхностей юбки 6 и цилиндра 1. Опорные поверхности юбки 6 выполнены в виде продольных канавок 7. В теле юбки 6 выполнены Г-образные пазы, образующие консольные площадки под канавками 7. 2 ил.
10
Поршневая машина | 1986 |
|
SU1474323A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1990-07-27—Подача