Изобретение относится к подшипниковой промышленности, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в опорах машин и агрегатов для упругой поддержки вращающихся деталей.
Известен двухъярусный шарикоподшипник, содержащий наружное, внутреннее и промежуточное кольца, между которыми расположены тела качения и привод вращения промежуточного кольца, (см.авт.св. СССР № 271953, кл. F 16 С 19/00. за 1970 год).
Недостатками известного шарикоподшипника являются высокая собственная виброактивность и слабые виброизолирующие свойства, не позволяющие уменьшить механические колебания, распространяющиеся от вращающихся деталей машины или агрегата в процессе их работы. Причинами такого рабочего состояния данного шарикоподшипника являются высокая собственная жесткость и различные погрешности изготовления и монтажа составляющих элементов.
Наиболее близким к предлагаемому двухъярусному шарикоподшипнику является шарикоподшипник содержащий внутреннее, промежуточное и наружное кольца, размещенные между ними тела качения верхнего и нижнего ярусов и сепараторы (авт.св. СССР № 1326801 кл.Р 16 С 19/54, 1987).
В процессе работы машины, в опорах которой установлены шарикоподшипники по авт.ев Ns 1326801, возникающие механические колебания вращающихся деталей жестко передаются на корпус машины, вследствие высокой суммарной жесткости данного подшипника. При этом происходит незначительное демпфирование таких колебаний преимущественно в слое пленки смазывающей подшипник жидкости. Кроме того, в таких условиях в самом шарикоподшипнике усугубляются колебания колец и шариков вследствие кинематических поСО
С
м ел N ю
грешностей. Поэтому данный двухъярусный шарикоподшипник обладает высокой собственной виброактивностыо и низкими демпфирующими свойствами, что делает такой подшипник неудовлетворительным в эксплуатации агрегатов или машин, к которым предъявлены требования по виброизоляции составных частей.
Целью изобретения является повышение виброизоляции путем улучшения де- мпфмрующих свойств и уменьшения радиальной жесткости подшипника.
Поставленная цель достигается тем, что двухъярусный шарикоподшипник, содержащий внешнее, промежуточное и внутреннее кольца, а также размещенные между ними тела качения верхнего и нижнего ярусоп и сепараторы, согласно изобретению, его промежуточное кольцо выполнено составным в виде скрепленных между собой двух упругих W-образных колец, каждое из которых имеет два боковых и один центральный желоб-дорожку, причем центральные желоба своими гребнями направлены навстречу один другому с образованием зазора, а в пространстве между боковыми желобами размещены упругодемпферные кольца.
Материалом для упругодемпферных колец может быть пористая маслостойкая резина.
Новыми отличительными признаками заявляемого объекта являются: промежуточное кольцо выполнено составным в виде скрепленных W-образных колец, каждое из которых имеет два боковых и один цент- ральный желоб, причем центральные желоба своими гребнями направлены навстречу один другому с образованием зазора; между боковыми желобами W-образных колец размещены упругодемпферные кольца.
На чертеже изображен двухъярусный шарикоподшипник в сечении. Двухъярусный шарикоподшипник содержит внутреннее 1, внешнее 2 и промежуточное 3 кольца, последнее из которых выполнено состав- ным в виде скрепленных между собой двух упругих W-образных колец 4 и 5. Между кольцами 1, 2 и 3 размещены тела качения - шарики верхнего 6 и нижнего 7 ярусов, заключенные в сепараторы 8 и 9, Каждое из двух W-образных колец 4 или 5 имеет боковые 10 и один центральный 11 желоба, причем скрепление колец 4 и 5 произведено так, что центральные 11 желоба своими гребнями 12 направлены навстречу один другому с образованием зазора Л и являются дорожками качения, а боковые 10 желоба образуют кольцевые полости, в которых размещены упругодемпферные кольца 13.
Даухьярусный шарикопоДшипнигс работает следующим образом.
В условиях переменных динамических сил и вибраций радиальные колебательные перемещения колец 1 или 2 посредством шариков верхнего 6 или нижнего 7 ярусов передаются на промежуточное кольцо 3, где происходит деформация W-образных 4 и 5 колец, при этом шарики ярусов б и 7 имеют возможность радиального перемещения, не затрудняющего их качения, благодаря наличию зазора А,При вибрации знакопеременные деформации W-образных колец 4 и 5 воспринимаются упругодемпферными кольцами 13, где происходит демпфирование колебаний.
В предложенном двухъярусном шарикоподшипнике за счет того, что промежуточное кольцо изготовлено составным в виде скрепленных между собой двух W-образных колец, каждое из которых имеет боковые и один центральный желоба, причем гребни центральных желобов направлены навстречу друг другу с образованием зазора между ними, а боковые желоба образуют кольцевые полости, в которых размещены упруго- демпферные кольца, улучшаются демпфирующие свойства подшипника и уменьшается его радиальная жесткость. Это способствует повышению виброизоляции деталей, в которых закрепляется двухъярусный шарикоподшипник. Применение двухъярусныхшарикоподшипниковпредложенной конструкции в различных специальных машинах позволит получить экономию средств за счет увеличения их срока службы в связи с понижением вредного воздействия нежелательных колебаний на детали, содержащиеся в машине и требующие защиты от вибрации.
Формула изобретения
Двухъярусный шарикоподшипник, содержащий наружное, промежуточное и внутреннее кольца и размещенные между ними в сепараторах тела качения, отличающийся тем, что, с целью повышения виброизоляции путем улучшения демпфирующих свойств и уменьшения радиальной жесткости подшипника, он снабжен упруго- демпферными кольцами, промежуточное кольцо выполнено составным в виде двух скрепленных между собой и концентричио расположенных упругих W-образных колец с боковыми и центральными желобами, при этом.центральные желоба обоих колец расположены в контакте с телами качения, а упомянутые упругодемпферные кольца размещены между упругими W-образными кольцами в боковых желобах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068965C1 |
ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068502C1 |
Виброизолирующий подшипник качения | 1990 |
|
SU1815439A1 |
ЧЕТЫРЕХЪЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068966C1 |
ОБОЮДОУПОРНЫЙ ДВУХЪЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1991 |
|
RU2013670C1 |
Двухъярусный шарикоподшипник | 1984 |
|
SU1326801A1 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК С НЕЧЕТНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЯРУСОВ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068967C1 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК С ЧЕТНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЯРУСОВ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2094673C1 |
Подшипниковый узел | 1985 |
|
SU1326802A1 |
Упругая подшипниковая опора | 1990 |
|
SU1749566A1 |
Использование: в подшипниках качения для опор машин для упругой поддержки вращающихся деталей. Сущность изобретения: двухъярусный шарикоподшипник содержит внешнее, внутреннее и промежуточное кольца. Между ними размещены тела качения верхнего и нижнего ярусов, заключенные в сепараторы. Промежуточное Кольцо выполнено составным в виде скрепленных между собой двух упругих W-образных колец. Каждое имеет боковые и один центральный желоба. Центральные желоба своими гребнями направлены навстречу один другому с образованием зазора и являются дорожками качения. В пространстве между боковыми желобами размещены уп- ругодемпферные кольца. 1 ил
Двухъярусный шарикоподшипник | 1984 |
|
SU1326801A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1990-11-11—Подача