Изобретение относится к машиностроению и может быть применено при изготовлении и эксплуатации деталей машин, имеющих несколько опорных элементов трения качения или скольжения, взаимодействующих одновременно или поочередно,b например, зубчатые, червячные, цевочные или цепные передачи в редукторах и других приводах машин.
Известен способ смазки многоэлементной пары трения качения (шарикоподшипника), где смазку принудительно подают по кольцевому соплу ко всем элементам (шарикам) одновременно 1.
Недостатком данного способа является повышенный расход смазки, т.к. она подается не в конкретную зону трения в требуемом месте, а по всей кольцевой траектории перемещения шара, а также недостаточное смазывающее и охлаждающее действие кольцевой струи смазки, особенно на больших оборотах, т.к. перемещающиеся элементы трения перекрывают струю, создают своеобразный барьер для проникновения
смазки в междуэлементное пространство и далее внутрь подшипника.
Цель изобретения заключается в повышении качества смазки и охлаждения, а в некоторых случаях уменьшение расхода смазки при сохранении эксплуатационных характеристик.
Поставленные цели достигаются тем, что подачу струи производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращений струй устанавливают равной частоте вращения смазываемых пар трения.
Способ пояснен чертежами, где на фиг. 1, 2, 3 показаны схемы смазки конической, цилиндрической и планетарной зубчатых передач, а на фиг. 4,5, 6 варианты способов подачи смазки к соплам.
Для осуществления способа смазки на примере зубчатой передачи на валу 1 ведущего (малого) колеса 2 закрепляют кольцевую трубу 3 с соплами (или отверстиями) для подачи струй 4 к поверхности трения каждого зуба 5, т.к. число сопел (струй) равно числу поверхностей трения (зубьев 5). При этом положение оси струй строго фиксировано
со
ел
СК
VJ со
относительно смазывающей поверхности по окружности и направлению. Например, в конической паре (фиг. 1) ось струи совпадает с углом а наклона образующей конуса делительной окружности колеса. Причем подача смазки осуществляется с минимального диаметра к большому, (наружу вдоль конической поверхности трения). В случае цилиндрических передач (фиг. 2 и 3) подача струй может осуществляться для косозубых передач под углом наклона зуба/9 к оси вращения, в шевронных - на обе части шеврона колеса с подачей от одной центральной трубы (фиг. 2, малое колесо) или от двух боковых труб к центру (фиг. 2, большое колесо). Планетарную передачу смазывают через центральные каналы в валах и водиле (фиг. 3). Возможна в этом случае подача по гибким шлангам или смазка ведущего (солнечного) и ведомого колес. Таким образом, смазка, подводимая непосредственно к конкретной поверхности в процессе всей работы (при остановке, вращении или реверсе колеса) непрерывно по всей траектории перемещения элемента трения (зуба), максимально участвует в охлаждении всей трущейся поверхности, гарантированного удаления продуктов износа и замены смазочного слоя. При этом доставка смазки струей к поверхности не зависит от направ- ления (в косозубых передачах) и скорости вращения. По способам подачи струй можно указать некоторые: по центральному каналу в валу или закрепленной на нем трубе, а также с использованием инерционных сил в скоростных передачах (фиг. 4, 5, 6). При этом на фиг. 4 смазка подаётся от централизованных систем, а на фиг. 5 - для случаев Смазки редуктора ванным способом путем использования мощности вращения вала 1. Для этого на валу закреплены /ftfhac™ 6, выполненные в виде черпаков. При щэаще5 и
Подвод
9
ним вала черпаки захватывают порцию смазки, которая по соединительной трубке 7 (шпангу) перетекает в кольцевую трубу, где инерционными силами отжимается к наружному диаметру и выдавливается в сопла Дискретность подачи смазки снижается при увеличении числа оборотов вала и лопастей, а выравнивание импульсов происходит в полости трубы 3. Наматывание трубок 7 в спираль увеличивает суммарное давление смазки, предотвращает вытекание смазки обратно на малых оборотах. Применение варианта с лопастями ограничено, возможно только тихо -эдных, силовых ступеней редуктора. Форма сопел и их направление могут быть различны и откорректированы стендовыми испытаниями или практикой эксплуатации. Смазку можно подавать импульсами, непрерывной струей, в виде масляного тумана или загущенной.
Применение способа возможно не только для вращающихся пар трения с общим центром вращения, но и с любой траекторией в пространстве, а также для пар трения с элементами качения (цепные передачи и цевочные с использованием втулок, роликов, шаров),
Изобретение позволяет улучшить ис- пользорание смазочных средств, повысить износостойкость пар трения.
Формула изобретения
Способ смазки мпогиэлементных пар трения, преимущественна зубчатых передач, включающий подачу струи смазочной жидкости к паре трения и одновременное их вращение, отличающийся тем, что, с целью повышения качества смазки и охлах - дения, подачу струм производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращения струй устанавливают равной частоте враш,ения смазываемых пар трения.
6
Подвод смазт
J
/J
4 Ю
Ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Летучие ножницы | 1981 |
|
SU967697A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ МАШИНА | 2014 |
|
RU2553848C1 |
РЕДУКТОР СТАНКА-КАЧАЛКИ | 1993 |
|
RU2075673C1 |
САМОСМАЗЫВАЮЩАЯСЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2008 |
|
RU2376516C1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2199046C2 |
АВТОНОМНЫЙ РЕДУКТОР С ДВУМЯ ПЕРЕДАТОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И СИСТЕМА С ДВИГАТЕЛЕМ И ОБРАТИМОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНОЙ, СОДЕРЖАЩАЯ ЭТОТ РЕДУКТОР | 2016 |
|
RU2720391C2 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2495305C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2567784C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2576826C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2556403C2 |
Использование: при изготовлении И эксплуатации деталей машин, имеющих несколько опорных элементов трения качения или скольжения, взаимодействующих одновременно или поочередно в редукторах или других приводах машин. Сущность изобретения: подачу струи производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращения струй устанавливают равной частоте вращения смазываемых пар трения.6 ил.
Фиг. 4
/
1В 15 Фю 5
Подвод смаькц
CMQMQ
Фиг 6
N-АРИЛАМИДЫ АНТРАНИЛОВОЙ КИСЛОТЫ И ТИОАНТРАНИЛОВОЙ КИСЛОТЫ | 1999 |
|
RU2286338C2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-08-23—Публикация
1990-01-09—Подача