Способ смазки многоэлементных пар трения Советский патент 1992 года по МПК F16N7/36 

Описание патента на изобретение SU1756730A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено при изготовлении и эксплуатации деталей машин, имеющих несколько опорных элементов трения качения или скольжения, взаимодействующих одновременно или поочередно,b например, зубчатые, червячные, цевочные или цепные передачи в редукторах и других приводах машин.

Известен способ смазки многоэлементной пары трения качения (шарикоподшипника), где смазку принудительно подают по кольцевому соплу ко всем элементам (шарикам) одновременно 1.

Недостатком данного способа является повышенный расход смазки, т.к. она подается не в конкретную зону трения в требуемом месте, а по всей кольцевой траектории перемещения шара, а также недостаточное смазывающее и охлаждающее действие кольцевой струи смазки, особенно на больших оборотах, т.к. перемещающиеся элементы трения перекрывают струю, создают своеобразный барьер для проникновения

смазки в междуэлементное пространство и далее внутрь подшипника.

Цель изобретения заключается в повышении качества смазки и охлаждения, а в некоторых случаях уменьшение расхода смазки при сохранении эксплуатационных характеристик.

Поставленные цели достигаются тем, что подачу струи производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращений струй устанавливают равной частоте вращения смазываемых пар трения.

Способ пояснен чертежами, где на фиг. 1, 2, 3 показаны схемы смазки конической, цилиндрической и планетарной зубчатых передач, а на фиг. 4,5, 6 варианты способов подачи смазки к соплам.

Для осуществления способа смазки на примере зубчатой передачи на валу 1 ведущего (малого) колеса 2 закрепляют кольцевую трубу 3 с соплами (или отверстиями) для подачи струй 4 к поверхности трения каждого зуба 5, т.к. число сопел (струй) равно числу поверхностей трения (зубьев 5). При этом положение оси струй строго фиксировано

со

ел

СК

VJ со

относительно смазывающей поверхности по окружности и направлению. Например, в конической паре (фиг. 1) ось струи совпадает с углом а наклона образующей конуса делительной окружности колеса. Причем подача смазки осуществляется с минимального диаметра к большому, (наружу вдоль конической поверхности трения). В случае цилиндрических передач (фиг. 2 и 3) подача струй может осуществляться для косозубых передач под углом наклона зуба/9 к оси вращения, в шевронных - на обе части шеврона колеса с подачей от одной центральной трубы (фиг. 2, малое колесо) или от двух боковых труб к центру (фиг. 2, большое колесо). Планетарную передачу смазывают через центральные каналы в валах и водиле (фиг. 3). Возможна в этом случае подача по гибким шлангам или смазка ведущего (солнечного) и ведомого колес. Таким образом, смазка, подводимая непосредственно к конкретной поверхности в процессе всей работы (при остановке, вращении или реверсе колеса) непрерывно по всей траектории перемещения элемента трения (зуба), максимально участвует в охлаждении всей трущейся поверхности, гарантированного удаления продуктов износа и замены смазочного слоя. При этом доставка смазки струей к поверхности не зависит от направ- ления (в косозубых передачах) и скорости вращения. По способам подачи струй можно указать некоторые: по центральному каналу в валу или закрепленной на нем трубе, а также с использованием инерционных сил в скоростных передачах (фиг. 4, 5, 6). При этом на фиг. 4 смазка подаётся от централизованных систем, а на фиг. 5 - для случаев Смазки редуктора ванным способом путем использования мощности вращения вала 1. Для этого на валу закреплены /ftfhac™ 6, выполненные в виде черпаков. При щэаще5 и

Подвод

9

ним вала черпаки захватывают порцию смазки, которая по соединительной трубке 7 (шпангу) перетекает в кольцевую трубу, где инерционными силами отжимается к наружному диаметру и выдавливается в сопла Дискретность подачи смазки снижается при увеличении числа оборотов вала и лопастей, а выравнивание импульсов происходит в полости трубы 3. Наматывание трубок 7 в спираль увеличивает суммарное давление смазки, предотвращает вытекание смазки обратно на малых оборотах. Применение варианта с лопастями ограничено, возможно только тихо -эдных, силовых ступеней редуктора. Форма сопел и их направление могут быть различны и откорректированы стендовыми испытаниями или практикой эксплуатации. Смазку можно подавать импульсами, непрерывной струей, в виде масляного тумана или загущенной.

Применение способа возможно не только для вращающихся пар трения с общим центром вращения, но и с любой траекторией в пространстве, а также для пар трения с элементами качения (цепные передачи и цевочные с использованием втулок, роликов, шаров),

Изобретение позволяет улучшить ис- пользорание смазочных средств, повысить износостойкость пар трения.

Формула изобретения

Способ смазки мпогиэлементных пар трения, преимущественна зубчатых передач, включающий подачу струи смазочной жидкости к паре трения и одновременное их вращение, отличающийся тем, что, с целью повышения качества смазки и охлах - дения, подачу струм производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращения струй устанавливают равной частоте враш,ения смазываемых пар трения.

6

Подвод смазт

J

/J

4 Ю

Ю

Похожие патенты SU1756730A1

название год авторы номер документа
Летучие ножницы 1981
  • Лукьянченко Леонид Федорович
  • Борисенко Мирослав Иванович
SU967697A1
ШЕСТЕРЕННАЯ МАШИНА 2014
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Кузнецов Владимир Михайлович
  • Сковородин Александр Владимирович
  • Ремнева Татьяна Андреевна
  • Захаркин Николай Владимирович
  • Становской Александр Викторович
RU2553848C1
РЕДУКТОР СТАНКА-КАЧАЛКИ 1993
  • Астафьев Г.Н.
  • Бобров В.Н.
  • Бабинов С.В.
  • Стихин И.С.
  • Коломейцев А.П.
  • Грамолин В.Н.
  • Разуваев В.И.
  • Кузьмин Н.П.
RU2075673C1
САМОСМАЗЫВАЮЩАЯСЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2008
  • Андросов Анатолий Александрович
  • Гребенюк Геннадий Петрович
RU2376516C1
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2001
  • Осипов В.И.
  • Осипов И.Б.
RU2199046C2
АВТОНОМНЫЙ РЕДУКТОР С ДВУМЯ ПЕРЕДАТОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И СИСТЕМА С ДВИГАТЕЛЕМ И ОБРАТИМОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНОЙ, СОДЕРЖАЩАЯ ЭТОТ РЕДУКТОР 2016
  • Боден, Лионель
  • Гийемон, Максанс
RU2720391C2
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2012
  • Мендрух Елена Николаевна
  • Мендрух Николай Викторович
  • Терзиева Наталья Сергеевна
RU2495305C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Егоров Аркадий Васильевич
RU2567784C1
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2014
  • Мендрух Николай Викторович
RU2576826C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2010
  • Киршнер Эрхард
  • Вермюлен Джо
  • Тамба Ричард
RU2556403C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 756 730 A1

Реферат патента 1992 года Способ смазки многоэлементных пар трения

Использование: при изготовлении И эксплуатации деталей машин, имеющих несколько опорных элементов трения качения или скольжения, взаимодействующих одновременно или поочередно в редукторах или других приводах машин. Сущность изобретения: подачу струи производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращения струй устанавливают равной частоте вращения смазываемых пар трения.6 ил.

Формула изобретения SU 1 756 730 A1

Фиг. 4

/

1В 15 Фю 5

Подвод смаькц

CMQMQ

Фиг 6

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1756730A1

N-АРИЛАМИДЫ АНТРАНИЛОВОЙ КИСЛОТЫ И ТИОАНТРАНИЛОВОЙ КИСЛОТЫ 1999
  • Альтманн Карл-Хайнц
  • Больд Гуидо
  • Фюре Паскаль
  • Манли Пол Уилльям
  • Вуд Жанетта Маржори
  • Феррари Стефано
  • Хофманн Франческо
  • Местан Юрген
  • Хут Андреас
  • Кругер Мартин
  • Сайдельманн Дитер
  • Менрад Андреас
  • Хабери Мартин
  • Тираух Карл-Хайнц
RU2286338C2
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 756 730 A1

Авторы

Зайцев Виктор Павлович

Даты

1992-08-23Публикация

1990-01-09Подача