Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна и устройство для его осуществления Советский патент 1992 года по МПК G01L1/22 

Описание патента на изобретение SU1756776A1

Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и предназначено для измерения осевых усилий и крутящих моментов на гребных валах судов.

Известен способ измерения осевого усилия гребного винта путем измерения упругих деформаций гребного вала под углом 45° и 135° относительно продольной оси вала с помощью двух тензорезисторов, укрепляемых на гребном валу в указанных направлениях, и вычитания сигналов этих тензорезисторов.

Недостатком этого способа является недостаточная точность измерения осевого усилия из-за влияния крутящего момента, а также низкая чувствительность измерительной схемы к измеряемым деформациям и отсутствие температурной компенсации.

Известен другой способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта с помощью укрепляемых на валу гребного винта тензорезисторов, заключающийся в настройке измерительной схемы с помощью компенсационного сигнала путем нагружения упругой плиты с тензорезисто- рами фиксированными величинами сил и крутящих моментов, последующем закреплении ее на валу гребного винта, преобразовании деформаций гребного вала в электрические сигналы и их регистрации.

Недостатком известного способа измерения является влияние крутящего момента, обусловленное ошибками установки

J сл о ч VI о

пругой плиты на валу гребного винта, а акже изменением параметров тензорези- тороп при изгибе упругой плиты в процессе акрепления ее из валу. Другими недостатками способа являются низкая чувствительность к продольной деформации вала, повышенная температурная нестабильность.

Известно устройство для измерения севого усилия и крутящего момента гребного винта судна, содержащее установленные на гребном валу через упругую плиту ензорезисторы осевого усилив и крутящего момента, собранные в измерительные мос- ты, усилители сигналов, токосъемное устройство, резисторный делитель компенсационной цепи и регистраторы осевого усилия и крутящего момента.

Недостатком устройства является влияние крутящего момента на результаты измерения осевого усилия, низкая чувствительность к продольной деформации вала, повышенная температурная нестабильность.

Целью изобретения является повышение достоверности информации при измерениях осевого усилия и крутящего момента гребного винта Судна.

Эта цель достигается тем, что в процессе настройки задают вращение гребному винту с частотой, близкой к частоте крутильных колебаний гребного вала, фиксируют возникновение крутильных колебаний по показаниям регистраторов крутящего момента и осевого усилия, затем изменяют амплитуду колебаний компенсационного сигнала крутящего момента, устанавливают его в противофазе с сигналом колебаний осевого усилия, суммируют эти сигналы, доводя суммарный сигнал до нуля, а регистрацию электрических сигналов осуа1ествляют после установки частоты вращения гребного винта на режим движения судна.

Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна, содержащее установленные на гребном валу по осям cootветствующих главных напряжений и собранные в измерительные мосты тензорезисторы осевого усилия и крутящего момента, усилители осевого усилия и крутящего момента, токосъемное устройство, резисторный делитель компенсационной цепи и регистраторы осевого усилия и крутящего момента, при этом в устройство введены сумматор и переключатель, причем резисторный делитель компенсационной цепи через переключатель подключен к выходу усилителя крутящего момента, выход резисторного делителя компенсационной цепи соединен с одним входом сумматора, другой вход которого соединен с выходом усилителя осевого усилия, а выходы сумматора и усилителя крутящего момента соединены с регистраторами соотвотственно осевого усилия и крутящего момента.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства; на фиг. 2 - электрическая схема; на фиг. 3 - схема расположения тенэорезисто0 ров на гребном валу.

Устройство содержит (фиг. 1 и 2) измерительный мост крутящего момента 1 из тензорезисторов, установленных на валу гребного винта под углом 45°, измеритель5 ный мост осевого усилия 2 из тензорезисторов, установленных на валу гребного винта поочередно вдоль и поперек его продольной оси (фиг. 3), усилители сигналов 3 и 4, токосъемно устройство 5, переключатель 6,

0 делитель компенсационной цепи с резистором 7, сумматор 8 и регистраторы 9 и 10.

Устройство работает следующим образом.

При вращении гребного винта на нем

5 развиваются осевая сила и крутящий момент, деформирующие вал гребного винта. Закрепленные на нем тензорезисторы изменяют свое сопротивление и в диагоналях измерительных мостов 1 и 2 возникают на0 пряжения, которые усиливаются усилителями 3 и 4 и через токосъемные устройства 5 поступают на регистраторы 9 и 10.

Вследствие угловых ошибок ориентации тензорезисторов моста 2 в измеритель5 ном сигнале наряду с составляющей, пропорциональной осевой силе, присутствует составляющая помехи, пропорциональная крутящему моменту. Для ее компенсации сигнал с выхода усилителя

0 осевого усилия подают на один из входов сумматора 8, на другой вход сумматора подают компенсационный сигнал крутящего момента. Амплитуду компенсационного сигнала крутящего момента изменяют с по5 мощью резистора 7, а его фазу - переключателем 6.

Для настройки измерительной схемы с помощью компенсационного сигнала задают вращение гребному ЁИНТУ с частотой,

0 близкой к частоте крутильных колебаний гребного вала. При этом в системе гребной винт-валопрооод возбуждаются крутильные колебания с собственной частотой, определяемой упругими и инерционными характе5 ристикзми системы. Возникновение крутильных колебаний фиксируют по показаниям регистраторов 9 и 10 крутящего момента и осевого усилия. Резистором 7 изменяют амплитуду колебаний компенсационного сигнала крутящего момента. Переключателем 6 устанавливают компенсационный сигнал в противофазе с сигналом колебаний осевого усилия. Суммируют эти сигналы в сумматоре 8, доводя суммарный сигнал на регистраторе 10 до нуля.

Регистрацию электрических сигналов осевого усилия и крутящего момента осуществляют лослеустановки частоты вращения гребного винта на режим движения судна; Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1. Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна, заключающийся в настройке измерительной схемы с помощью компенсационного сигнала, преобразовании деформаций гребного вала в электрические сигналы с помощью закрепленных на нем тензорезй- сторов и регистрации электрических сигналов, о т я и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения достоверности информации, в процессе настройки задают вращение гребному винту с частотой, близкой к частоте крутильных колебаний гребного вала, фиксируют возникновение крутильных колебаний по показаниям регистраторов крутящего момента и осевого усилия, затем изменяют амплитуду колебаний компенсационного сигнала крутящего момента, устанавливают его в противофазе с сигналом колебаний осевого усилия, суммируют эти

сигналы, доводя суммарный сигнал до нуля, а регистрацию электрических сигналов осуществляют после установки частоты вращения гребного винта на режим движения судна. . . .;. ; .. ; . ;;

2. Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна, содержащее установленные на гребном валу по осям соответствующих глазных напряжений и собранные в измерительные мосты тензореэисторы осевого усилия и крутящего момента, уёШйтели ОСОБОГО усй- лия и крутящего момента, токосъемное устройство, резисторный делитель компенсационной цепи и регистраторы осевого усилия и крутящего мймента, о т- л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения достоверности информации, в не го в в еде н ы :сум матб р и п е ре кл ю ча та л ь, при этом резисторный делитель компенсационной цепи через переключатели подключен к выходу усилителя крутящего момента, выход резисторного делителя компенсационной цепи соединен с одним входом сумматора, другой вход которого соединен с выходом усилителя осевого усилйя. а выходы сумматора и усилителя крутящего момента соединены с регистраторами соответственно осевого усилия и крутящего момента.

Похожие патенты SU1756776A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 1991
  • Беззубик О.Н.
RU2017097C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ГРЕБНОГО ВИНТА СУДНА 1996
  • Беззубик О.Н.
  • Беляшов В.А.
  • Зачек Л.Г.
RU2115900C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УПОРА И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ГРЕБНОМ ВАЛУ СУДНА С ВИНТОМ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА 2000
  • Беззубик О.Н.
  • Турбал В.К.
RU2169352C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВАЛОВ РОТОРНЫХ МАШИН, ПЕРЕДАЮЩИХ КРУТИЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ 2002
  • Дедученко Ф.М.
  • Дылюк А.Г.
  • Коновалов И.Л.
  • Липко А.Н.
RU2239803C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2000
  • Жеребятьев К.В.
  • Нестеров В.Н.
RU2203479C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2000
  • Жеребятьев К.В.
  • Нестеров В.Н.
RU2184358C1
Способ измерения осевого усилия гребного винта судна и устройство для его осуществления 1986
  • Беззубик Олег Николаевич
SU1362969A1
Тензометрическое устройство 1981
  • Аристов Виктор Николаевич
  • Костин Валерий Леонидович
  • Соколянский Валерий Петрович
  • Хильченко Алексей Григорьевич
SU974106A2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАШИН 2013
  • Глушков Сергей Сергеевич
RU2567017C2
Тензометрическое устройство 1977
  • Кондратенко Евгений Андреевич
  • Костин Валерий Леонидович
  • Москвитин Анатолий Иванович
  • Соколянский Валерий Петрович
  • Хильченко Алексей Григорьевич
SU746175A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 756 776 A1

Реферат патента 1992 года Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна и устройство для его осуществления

Сущность изобретения: при измерении осевого усилия в процессе настройки измерительной схемы задают вращение гребному винту с частотой, близкой к частоте крутильных колебаний гребного винта, и фиксируют их регистраторами крутящего момента и осевого усилия; устанавливают сигнал колебаний крутящего момента в про- тивофазе с сигналом колебаний осевого усилия, доводя суммарный сигнал до нуля и после установки частоты вращения гребного винта на режим движения судна производят регистрацию электрических сигналов крутящего момента и осевого усилия. Устройство содержит собранные в измерительные мосты тензорезисторы осевого усилия и крутящего момента, резисторный делитель компенсационной цепи, который через переключатель соединен с выходом усилителя крутящего момента, выход резисторно- го делителя соединен с сумматором и с выходом усилителя осевого усилия, а выходы сумматора и усилителя крутящего момента соединены с регистраторами осевого усилия и крутящего момента. 2 с.п. ф-лы, 2 ил. сл С

Формула изобретения SU 1 756 776 A1

Фиг. I

far. г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1756776A1

Устройство для измерения упора на валу судна 1973
  • Смотрицкий Феликс Львович
  • Чирин Владимир Лейбович
SU546795A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта 1974
  • Беззубик Олег Николаевич
SU542921A1

SU 1 756 776 A1

Авторы

Беззубик Олег Николаевич

Даты

1992-08-23Публикация

1990-03-26Подача