Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и предназначено для измерения осевых усилий и крутящих моментов на гребных валах судов.
Известен способ измерения осевого усилия гребного винта путем измерения упругих деформаций гребного вала под углом 45° и 135° относительно продольной оси вала с помощью двух тензорезисторов, укрепляемых на гребном валу в указанных направлениях, и вычитания сигналов этих тензорезисторов.
Недостатком этого способа является недостаточная точность измерения осевого усилия из-за влияния крутящего момента, а также низкая чувствительность измерительной схемы к измеряемым деформациям и отсутствие температурной компенсации.
Известен другой способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта с помощью укрепляемых на валу гребного винта тензорезисторов, заключающийся в настройке измерительной схемы с помощью компенсационного сигнала путем нагружения упругой плиты с тензорезисто- рами фиксированными величинами сил и крутящих моментов, последующем закреплении ее на валу гребного винта, преобразовании деформаций гребного вала в электрические сигналы и их регистрации.
Недостатком известного способа измерения является влияние крутящего момента, обусловленное ошибками установки
J сл о ч VI о
пругой плиты на валу гребного винта, а акже изменением параметров тензорези- тороп при изгибе упругой плиты в процессе акрепления ее из валу. Другими недостатками способа являются низкая чувствительность к продольной деформации вала, повышенная температурная нестабильность.
Известно устройство для измерения севого усилия и крутящего момента гребного винта судна, содержащее установленные на гребном валу через упругую плиту ензорезисторы осевого усилив и крутящего момента, собранные в измерительные мос- ты, усилители сигналов, токосъемное устройство, резисторный делитель компенсационной цепи и регистраторы осевого усилия и крутящего момента.
Недостатком устройства является влияние крутящего момента на результаты измерения осевого усилия, низкая чувствительность к продольной деформации вала, повышенная температурная нестабильность.
Целью изобретения является повышение достоверности информации при измерениях осевого усилия и крутящего момента гребного винта Судна.
Эта цель достигается тем, что в процессе настройки задают вращение гребному винту с частотой, близкой к частоте крутильных колебаний гребного вала, фиксируют возникновение крутильных колебаний по показаниям регистраторов крутящего момента и осевого усилия, затем изменяют амплитуду колебаний компенсационного сигнала крутящего момента, устанавливают его в противофазе с сигналом колебаний осевого усилия, суммируют эти сигналы, доводя суммарный сигнал до нуля, а регистрацию электрических сигналов осуа1ествляют после установки частоты вращения гребного винта на режим движения судна.
Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна, содержащее установленные на гребном валу по осям cootветствующих главных напряжений и собранные в измерительные мосты тензорезисторы осевого усилия и крутящего момента, усилители осевого усилия и крутящего момента, токосъемное устройство, резисторный делитель компенсационной цепи и регистраторы осевого усилия и крутящего момента, при этом в устройство введены сумматор и переключатель, причем резисторный делитель компенсационной цепи через переключатель подключен к выходу усилителя крутящего момента, выход резисторного делителя компенсационной цепи соединен с одним входом сумматора, другой вход которого соединен с выходом усилителя осевого усилия, а выходы сумматора и усилителя крутящего момента соединены с регистраторами соотвотственно осевого усилия и крутящего момента.
На фиг. 1 изображена блок-схема устройства; на фиг. 2 - электрическая схема; на фиг. 3 - схема расположения тенэорезисто0 ров на гребном валу.
Устройство содержит (фиг. 1 и 2) измерительный мост крутящего момента 1 из тензорезисторов, установленных на валу гребного винта под углом 45°, измеритель5 ный мост осевого усилия 2 из тензорезисторов, установленных на валу гребного винта поочередно вдоль и поперек его продольной оси (фиг. 3), усилители сигналов 3 и 4, токосъемно устройство 5, переключатель 6,
0 делитель компенсационной цепи с резистором 7, сумматор 8 и регистраторы 9 и 10.
Устройство работает следующим образом.
При вращении гребного винта на нем
5 развиваются осевая сила и крутящий момент, деформирующие вал гребного винта. Закрепленные на нем тензорезисторы изменяют свое сопротивление и в диагоналях измерительных мостов 1 и 2 возникают на0 пряжения, которые усиливаются усилителями 3 и 4 и через токосъемные устройства 5 поступают на регистраторы 9 и 10.
Вследствие угловых ошибок ориентации тензорезисторов моста 2 в измеритель5 ном сигнале наряду с составляющей, пропорциональной осевой силе, присутствует составляющая помехи, пропорциональная крутящему моменту. Для ее компенсации сигнал с выхода усилителя
0 осевого усилия подают на один из входов сумматора 8, на другой вход сумматора подают компенсационный сигнал крутящего момента. Амплитуду компенсационного сигнала крутящего момента изменяют с по5 мощью резистора 7, а его фазу - переключателем 6.
Для настройки измерительной схемы с помощью компенсационного сигнала задают вращение гребному ЁИНТУ с частотой,
0 близкой к частоте крутильных колебаний гребного вала. При этом в системе гребной винт-валопрооод возбуждаются крутильные колебания с собственной частотой, определяемой упругими и инерционными характе5 ристикзми системы. Возникновение крутильных колебаний фиксируют по показаниям регистраторов 9 и 10 крутящего момента и осевого усилия. Резистором 7 изменяют амплитуду колебаний компенсационного сигнала крутящего момента. Переключателем 6 устанавливают компенсационный сигнал в противофазе с сигналом колебаний осевого усилия. Суммируют эти сигналы в сумматоре 8, доводя суммарный сигнал на регистраторе 10 до нуля.
Регистрацию электрических сигналов осевого усилия и крутящего момента осуществляют лослеустановки частоты вращения гребного винта на режим движения судна; Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна, заключающийся в настройке измерительной схемы с помощью компенсационного сигнала, преобразовании деформаций гребного вала в электрические сигналы с помощью закрепленных на нем тензорезй- сторов и регистрации электрических сигналов, о т я и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения достоверности информации, в процессе настройки задают вращение гребному винту с частотой, близкой к частоте крутильных колебаний гребного вала, фиксируют возникновение крутильных колебаний по показаниям регистраторов крутящего момента и осевого усилия, затем изменяют амплитуду колебаний компенсационного сигнала крутящего момента, устанавливают его в противофазе с сигналом колебаний осевого усилия, суммируют эти
сигналы, доводя суммарный сигнал до нуля, а регистрацию электрических сигналов осуществляют после установки частоты вращения гребного винта на режим движения судна. . . .;. ; .. ; . ;;
2. Устройство для измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна, содержащее установленные на гребном валу по осям соответствующих глазных напряжений и собранные в измерительные мосты тензореэисторы осевого усилия и крутящего момента, уёШйтели ОСОБОГО усй- лия и крутящего момента, токосъемное устройство, резисторный делитель компенсационной цепи и регистраторы осевого усилия и крутящего мймента, о т- л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения достоверности информации, в не го в в еде н ы :сум матб р и п е ре кл ю ча та л ь, при этом резисторный делитель компенсационной цепи через переключатели подключен к выходу усилителя крутящего момента, выход резисторного делителя компенсационной цепи соединен с одним входом сумматора, другой вход которого соединен с выходом усилителя осевого усилйя. а выходы сумматора и усилителя крутящего момента соединены с регистраторами соответственно осевого усилия и крутящего момента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1991 |
|
RU2017097C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ГРЕБНОГО ВИНТА СУДНА | 1996 |
|
RU2115900C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УПОРА И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ГРЕБНОМ ВАЛУ СУДНА С ВИНТОМ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА | 2000 |
|
RU2169352C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ВАЛОВ РОТОРНЫХ МАШИН, ПЕРЕДАЮЩИХ КРУТИЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ | 2002 |
|
RU2239803C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2000 |
|
RU2203479C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2000 |
|
RU2184358C1 |
Способ измерения осевого усилия гребного винта судна и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1362969A1 |
Тензометрическое устройство | 1981 |
|
SU974106A2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАШИН | 2013 |
|
RU2567017C2 |
Тензометрическое устройство | 1977 |
|
SU746175A1 |
Сущность изобретения: при измерении осевого усилия в процессе настройки измерительной схемы задают вращение гребному винту с частотой, близкой к частоте крутильных колебаний гребного винта, и фиксируют их регистраторами крутящего момента и осевого усилия; устанавливают сигнал колебаний крутящего момента в про- тивофазе с сигналом колебаний осевого усилия, доводя суммарный сигнал до нуля и после установки частоты вращения гребного винта на режим движения судна производят регистрацию электрических сигналов крутящего момента и осевого усилия. Устройство содержит собранные в измерительные мосты тензорезисторы осевого усилия и крутящего момента, резисторный делитель компенсационной цепи, который через переключатель соединен с выходом усилителя крутящего момента, выход резисторно- го делителя соединен с сумматором и с выходом усилителя осевого усилия, а выходы сумматора и усилителя крутящего момента соединены с регистраторами осевого усилия и крутящего момента. 2 с.п. ф-лы, 2 ил. сл С
Фиг. I
far. г
Устройство для измерения упора на валу судна | 1973 |
|
SU546795A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта | 1974 |
|
SU542921A1 |
Авторы
Даты
1992-08-23—Публикация
1990-03-26—Подача