Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в наземных, воздушных и других транспортных средствах для повышения безопасности лиц, находящихся в транспортном средстве, при ударе с любого направления пространства.
Известны противоударные сиденья транспортных средств, где верхняя и нижняя рамки каркаса выпопнены в виде замкнутых по контуру трубок, энергопоглощающие элементы выполнены в виде эллиптических колец из высокопластичной стали, симметрично изогнутых во взаимно перпендикулярных плоскостях и жестко прикрепленных к нижней и верхней рамкам по углам и середине их боковых сторон.
Недостатком этих устройств является то, что в них относительно трудно встроить штатное сиденье. Кроме этого, устройства не позволяют осуществлять регулировку энергопоглощения в зависимости от конкретного веса пассажира (водителя транспортного .средства) и его физических данных.
Цель изобретения - повышение безопасности при ударе в любом направлении, упрощение конструкции и унификация эиергопоглощающего устройства в различных типах транспортных средств.
Указанная цель достигается тем, что каждый энергопоглотитель, устанавливаемый в сиденье, выполнен о виде спирали из непрерывного прутка высокопластичной стали с удлиненной формой витков (эллипс, сегмент, вытянутый многогранник, треугольник, прямоугольник и т.п.) в плане, крайние из которых жестко скреплены с верхней и нижней торцовыми удлиненными шайбами разборного крепления к основанию сиденья и полу кузова, при этом верхняя торцовая шайба имеет изогнутый выступ со сквозной прорезью для крепления ремня безопасности, в сборе энергопоглотители устанавливаются по углам и в середине основания сиденья вдоль кузова выступом из-под сиденья наружу.
На фиг, 1 показано противоударное сиденье в сборе, вид сбоку; на фиг. 2 - энергопоглотитель, вид сбоку; на фиг. 3 -тоже, вид в плане; на фиг. 4-7 - формы витков.
Противоударное сиденье (фиг. 1} состоит из кресла 1, энергопоглотителей 2, ремня 3 безопасности. Энергопоглотитель (фиг. 2 и 3) включает в себя спираль 4 из непрерывного прутка высокопластичной стали судлиценной формой витков, например в виде эллипса (фиг. 3), жестко скрепленных аргон- но-дуговым швом 12 за выступ 11, отогнутый от верхнего и нижнего концов витков спирали А. Кроме того, сиденье состоит из нижней
шайбы 6, верхней шайбы 5, имеющей изогнутый выступ 7 со сквозной прорезью 8 для крепления ремня 3 безопасности.
Энергопоглотители 2 устанавливаются по углам сиденья 1 вдоль кузова удлиненной
частью по оси х и выступом 7 из-под сиденья 1 наружу. Для жесткого крепления энергопоглотителя к нижнему основанию сиденья и полу кузова предусматривается соответствующий крепеж в местах 9 и 10.
Указанное устройство в сборе с ремнями безопасности работает следующим образом, При лобовом ударе под воздействием сил инерции происходит пластическая деформация сдвига удлиненных
витков Л энергопоглотителя 2 по продольной оси х с одновременным пластическим растяжением витков задних энергопоглотителей и некоторым поворотом сиденья относительно сдвигающихся витков передних
энергопоглотителей 2 с расчетной перегрузкой на человека, равной или меньшей 0,8 Пх допустимой.
При симметричном ударе в задний бампер транспортного средства вдоль оси х все
элементы противоударного сиденья работают так же, как и первом случае, но наоборот. При боковом ударе по оси у соответствующие пластические деформации сигкоз 4 знергопоглотителей 2 (сдвиг и срответстпующее растяжение) будут происходить отио- сительно укороченной оси витков с
соответственной допускаемой перегрузкой
на человека по оси у, равной или меньшей 0,8 Пу допустимой.
При ударе, например, в правое заднее колесо под углом 45° к продольной оси транспортного средства происходит пластическая деформация всех энергопрглоти- телей в направлении навстречу удара.
При этом допускаемая перегрузка на человека будет также соответствовать физическим возможностям человека при ударе о указанном направлении.
При маловероятном ударе снизу вверх по оси у срабатывает система подвески в транспортном средстве и проявляются амортизирующие свойства сиденья.
Для повышения эксплуатационных качеств Устройства путем использования индивидуальных предельно допустимых перегрузок на конкретного человека раздельно потрем взаимно перпендикулярным осям х, у, z форма и размеры сечения прутка и витка в плане выполняются в соответствии с массово-жесткостными характеристиками сиденья и допустимой перегрузкой на человека, но не более 0,8 Пгдоп; ПХдоп; ПуДОп в каждом направлении. Это позволяет изготавливать знергопоглотители с различными типовыми рабочими характерна иками и устанавливать их о сиденье транспортного средства по желанию потребителя с учетом его конкретных физических данных, что увеличивает эффективность безопасности человека, находящегося в транспортном средстве.
Формула изобретения 1. Сиденье транспортного средства, содержащее кресло, энергопоглощающие
элементы и ремень безопасности, выполненный в виде регулируемых по длине перекрещивающихся на спинке и параллельных на груди пользователя эластичных лямок с
поперечной грудной силовой перемычкой, имеющей быстродействующий замок, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности при ударе в любом направлении, упрощения конструкции и
унификации о различных типах транспортных средств, каждый энергопоглощающий элемент выполнен в виде спирали из непрерывного прутка высокопластичной стали с удлиненной формой витков в плане, крайпне из которых жестко скреплены с верхней и нижней торцовыми удлиненными шайбами разборного крепления к основанию сиденья и полу кузова, при этом верхняя торцовая шайба имеет изогнутый выступ со
сквозной прорезью для крепления лямки ремня безопасности, а энергопоглощающие элементы установлены по углам и в середине сиденья вдоль кузова выступом наружу из-под сиденья.
2. Сиденье поп. 1,отличающееся тем, что форма и размеры сечения прутка и витка в плане выполнены в соответствии с массово-жесткостными характеристиками сиденья и допустимой перегрузкой на человека, но не более 0,8 Падоп; ПХДОп, ПУДОп в каждом направлении, где Пгдоп - допустимая перегрузка для перемещения сиденья по оси z снизу вверх; Пхдоп - по оси х снизу назад; Пудоп - по оси у вбок.
3. Сиденье по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что знергопоглощающие элементы выполнены с различными типовыми рабочими характеристиками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ремень безопасности для транспортных средств | 1991 |
|
SU1814626A3 |
РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2006393C1 |
ДЕМПФИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРУБОПРОВОДА | 1993 |
|
RU2067231C1 |
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2569880C1 |
Быстродействующий замок для ремней безопасности транспортных средств | 1972 |
|
SU498193A1 |
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2571485C1 |
РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2558505C1 |
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2448848C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩАЯ СИСТЕМА И КРЕСЛО ВЕРТОЛЕТНОЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩУЮ СИСТЕМУ | 2021 |
|
RU2753774C1 |
Блок безопасности пассажиров транспортного средства | 2015 |
|
RU2620457C1 |
Использование: в сиденьях для повышения безопасности человека, находящегося в транспортном средстве, при ударах в любом направлении. Сущность изобретения: в сиденье транспортного средства устанавливают энергопоглощающие элементы 2, соединенные с ремнем 3 безопасности и представляющие собой спираль из непрерывного прутка оысокопластичной стали с удлиненной формой витков (эллипс, сегмент, вытянутый прямоугольник и т.п.). Концы спирали жестко скреплены с верхней и нижней удлиненными шайбами. Путем раз
/7 О
II
/
/
4
10б
Фиг. 2
/
S J1
5
/
//////////////л
/////4т
/
/
12
f Cj,
/
e:
«9
тЗВв
2&
I
b.
-J U1 CO Ю
со
WW
Патент США № 3493211, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-08-30—Публикация
1991-02-07—Подача