Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для строительства дорог и аэродромов, а также площадок различного назначения с твердым покрытием.
Известна дорожная одежда, содержащая конструктивные слои, армированные кольцевыми элементами, полученными при разрезе шины на две кольцевые части, причем одна кольцевая часть уложена разрезом вниз, а другая - разрезом вверх.
Недостатком известной дорожной одежды является ее низкая несущая способность из-за того, что кольцевые элементы не соединены между собой.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является дорожная одежда, включающая конструктивные слои и расположенные в ее смежных слоях кольцевые элементы.
Недостатком такой дорожной одежды является следующее. После выполнения разрезов и надрезов кольцевого элемента в процессе его омоноличиваиия он старается сохранить первоначальную форму, что существенно снижает качество дорожной одежды и в итоге ведет к снижению ее несущей способности.
Цель изобретения - повышение несущей способности дорожной одежды.
Указанная цель достигается тем, что в дорожной одежде, включающей конструктивные слои и расположенные в ее смежных слоях кольцевые элементы, каждый кольцевой элемент выполнен из двух частей тора, образованных при его продольном разрезе, которые установлены одна на другую и жестко соединены между собой, при этом выпуклость одной части обращена вверх, а другой - вниз, причем каждый кольцевой
SS
:О :оо
;ho
элемент выполнен со срезом по горизонтальной плоскости в поперечном сечении тора или с фигурным срезом по плоскости, при этом каждый кольцевой элемент расположен в слое покрытия заподлицо, либо с выступами на поверхности дорожной одежды, причем кольцевые элементы выполнены из резины, либо полиуретана, при этом кольцевые элементы расположены в шахматном порядке, а каждый кольцевой элемент выполнен со сквозными отверстиями диаметром D(5-10)d, где d - максимальный размер зерна материала конструктивного слоя.
Каждый кольцевой элемент выполнен из двух частей тора, образованных при его продольном разрезе, которые установлены одна на другую и жестко соединены между собой, при этом выпуклость одной части обращена вверх, а другой - вниз, причем каждый кольцевой элемент выполнен со срезом по горизонтальной плоскости в поперечном сечении тора или с фигурным срезом по плоскости, при этом каждый кольцевой элемент расположен в слое покрытия заподлицо, либо с выступами на поверхности дорожной одежды, причем кольцевые элементы выполнены из резины, либо полиуретана, при этом кольцевые элементы расположены в шахматном порядке, а каждый кольцевой элемент выполнен со сквозными отверстиями диаметром D(5...10)d,
где d - максимальный размер зерна материала конструктивного слоя.
На фиг. 1 изображена дорожная одежда; на фиг. 2 - то же, со смещением упругих кольцевых элементов относительно друг друга; на фиг. 3 - фрагмент-дорожной одежды с выступающими фигурными выступами и отверстиями в кольцевых элементах; на фиг. 4 - варианты использования продольного разделения тора на упругие кольцевые элементы; на фиг. 5 - размещение упругих кольцевых элементов по толщине дорожной одежды; на фиг. 6 - разрез дорожной одежды с установкой упругих кольцевых элементов по полосе движения транспортных средств; на фиг. 7 - тор, вид сверху; на фиг. 8 - разрез А-А на фиг. 7 (показано сечение 1-1 тора, которое образует разрез тора с наружной стороны выше горизонтальной оси тора, а с внутренней стороны - ниже горизонтальной оси тора, образуя два кольцевых элемента а и Ь); на фиг. 9 - кольцевой элемент а тора, вид сверху; на фиг. 10 - разрез Б-Б на фиг. 9 кольцевого элемента а; на фиг. 11 - кольцевой элемент b тора, вид сверху; на фиг. 12 - разрез В-В на фиг. 11 кольцевого элемента Ь; на фиг. 13 и 14 блоки кольцевых элементов тора а и Ь в различных комбинациях, разрез ; на фиг. 15 - разрез А-А на фиг. 7 (показано сечение П-П тора, которые образуют разрез тора с
наружной и внутренней сторон по горизонтальной оси тора, образуя два кольцевых элемента с и d; на фиг. 16 - кольцевой элемент d тора, вид сверху; на фиг. 17 - разрез Г-Г на фиг. 16 кольцевого элемента d
0 тора; на фиг. 18-блок кольцевых элементов end тора, разрез.
Дорожная одежда содержит замоноли- ченные в покрытие 1 верхние кольцевые элементы 2 и нижние кольцевые элементы
5 3, замоноличенные в основание 4. Верхние 2 и нижние 3 кольцевые элементы фиксируются друг относительно друга например, штырями 5 фиг. 1. Покрытие 1 может быть выполнено, например, из холодного асфаль0 тобетона или битумоминеральной смеси, а основание 4 - например, из грунта, укрепленного вяжущим. Верхние кольцевые элементы 2 могут быть смещены относительно нижних кольцевых элементов 3 фиг. 2. Вер5 хний кольцевой элемент 2 может быть замо- ноличен в покрытие 1 с выходом фигурных выступов 6 на поверхность или заподлицо фиг. 3. Продольный разрез тора может быть выполнен фигурным фиг. 4. Кроме этого на
0 боковых поверхностях кольцевых элементов 2 и 3 могут быть выполнены отверстия 7 диаметром d, где d - максимальный размер зерна материала конструктивного слоя. Кольцевые элементы 2, 3 могут быть
5 изготовлены индустриальным способом из различных материалов, например, пластмасс, металла, бетона, железобетона или из отходов различных производств, например, из отработанных или бракованных шин. Коль0 цевые элементы 2 и 3 могут замоноличи- ваться в любой паре слоев дорожной одежды - например, в покрытие 1 и основании 4, в основании 4 и дополнительном слое основания 8, в дополнительном слое осно5 вания 8 и в грунте земляного полотна 9, обеспечивая объединение всех слоев дорожной конструкции в единое целое фиг. 5. При этом нижележащие кольцевые элементы смещены относительно вышележащих в
0 шахматном порядке.
При этом кольцевые элементы могут быть расположены по полосе движения транспортных средств фиг. б.
Предлагаемая дорожная одежда устра5 ивается следующим образом.
В свежеуложенное основание 4 устанавливаются кольцевые элементы 3. После стабилизации основания 4 устанавливаются верхние кольцевые элементы 2 с прямолинейными или фигурными кромками 6.
Верхние элементы могут быть установлены со смещением относительно нижних фиг. 2. После фиксации верхних кольцевых элементов, например, штырями 5, производится устройство покрытия 1 с полным или частич- нымомоноличивэнием верхнего кольцевого элемента 2.
Установка кольцевых элементов 2, 3 в слое дорожной одежды может осуществляться после предварительного объедине- ния верхнего 2 и нижнего 3 элемента в блок, например, с помощью болтов.
Аналогично осуществляется установка упругих кольцевых элементов в любой паре слоев дорожной одежды, включая верхний слой земляного полотна или по полосе движения транспортных средств.
Под действием транспортной и температурной нагрузки дорожная одежда деформируется, однако, благодаря кольцевым элементам 2 и 3 расслоение дорожной одежды не происходит, за счет чего и обеспечивается повышение прочности. Повышение прочности обеспечивается также размещением упругих кольцевых элемен- тов между каждой парой слоев дорожной одежды, включая верх земляного полотна или по полосе движения транспортных средств.
Выступающие кромки фигурных разре- зов повышают безопасность движения на уклонах, во время гололеда и т. п.
Конструктивной особенностью заявляемой дорожной одежды является устройство кольцевых элементов только по полосе на- ката в целях экономии материалов.
Таким образом, использование заявляемого изобретения в народном хозяйстве позволяет существенно повысить прочность дорожной одежды и ее эксплуатацией- ную надежность.
Формула изобретения
1. Дорожная одежда, включающая конструктивные слои и расположенные в ее смежных слоях кольцевые элементы, отл и- чающаяся тем, что, с целью повышения
несущей способности дорожной одежды, каждый кольцевой элемент выполнен из двух частей тора, образованных при его продольном разрезе, которые установлены одна на другую и жестко соединены между собой, при этом выпуклость одной части обращена вверх, а другой - вниз.
2.Одежда по п. 1,отличающаяся тем, что каждый элемент выполнен со срезом по плоскости, проходящей через образующие кососимметричные относительно вертикальной оси поперечного сечения тора.
3.Дорожная одежда поп, отличающаяся тем, что каждый кольцевой элемент выполнен со срезом по горизонтальной плоскости в поперечном сечении тора,
4.Дорожная одежда по пп. 1-3 о т л и- чающаяся тем, что каждый кольцевой элемент выполнен с фигурным срезом по плоскости.
5.Дорожная одежда по пп. 1-4, отличающаяся тем, что каждый кольцевой элемент расположен в слое покрытия заподлицо,
6.Дорожная одежда по пп. 1-5, о т л и- ч а ю щ а я с я.тем, что кольцевые элементы выполнены из резины.
7.Дорожная одежда по пп. 1-5, отл и- чающаяся тем, что кольцевые элементы выполнены из полиуретана.
8.Дорожная одежда по пп. 1,6 и 7, о т- л и чающаяся тем, что каждый кольцевой элемент расположен с выступами на поверхности дорожной одежды.
9.Дорожная одежда по пп, 1,5-8, отличающаяся тем, что кольцевые элементы расположены в шахматном порядке.
10.Дорожная одежда по п. 1-9, о т л и- чающаяся тем, что каждый кольцевой элемент выполнен со сквозными отверстиями диаметром D()d, где d -максимальный размер зерна материала конструктивного слоя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дорожное покрытие | 1991 |
|
SU1791504A1 |
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2538560C2 |
ДЕФОРМАЦИОННЫЙ ШОВ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА И СПОСОБ ЕГО МОНТАЖА | 2000 |
|
RU2186900C2 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА | 1986 |
|
SU1538607A1 |
Дорожная одежда | 1990 |
|
SU1807152A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОДООТВЕДЕНИЯ | 2021 |
|
RU2754689C1 |
Дорожная одежда | 1977 |
|
SU859525A1 |
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2016 |
|
RU2632834C2 |
МАТРИЦА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕС | 2012 |
|
RU2506169C2 |
Стальное пролетное строение моста с ортотропной плитой, усиленной монолитным железобетоном | 2021 |
|
RU2772580C1 |
Использование: строительство дорог и аэродромов. Сущность изобретения: дорожная одежда содержит кольцевые злементы, расположенные в ее смежных слоях и выполненные из двух частей тора, образованных при его продольном разрезе, которые установлены одна на другую и жестко соединены мзжду собой, при этом выпуклость одной части обращена вверх, а другой - вниз. Каждый кольцевой элемент выполнен со срезом по горизонтальной плоскости в поперечном сечении тора или с фигурным срезом по плоскости, при этом каждый кольцевой элемент расположен в слое покрытия заподлицо, либо с выступами на поверхности дорожной одежды, причем кольцевые элементы выполнены из резины, либо полиуретана, расположены в шахматном порядке и снабжены сквозными отверстиями диаметром D-(5-10)d, где d-максимальный разрез зерна материала конструктивного слоя. 9 з. п. ф-лы. 18 ил.
/%, 4ef Л& ф
v
Фи
«5ч
Фиг.-I
. А. 4 4 4 V Л 4 р
/ УЙ / - / //
r . 2
,
. &
: +
j-I 3.# Ј/ . N л - л- ч
. . k jf Лх v / Л д ЛМ/ ч . -г-ЬЫ V -v V , v
--# , : ..-# . .
/й //Јг//& - //& s/$ Щ Фи2 3
v
4 J 4 V
v - л с
V d 4 Vv
/ A
.
Г
4
.-z-
-4, # #
.# . - # . .,
; . - - . , Ґ
, # . .
7 //4 // // $
x Фи&Й2
Ы.
///$
/ // // /// // //Ј. // //
sФиг. 6.
- - . , Ґ
, # . .
a
ФигЛ
6-6
Фиг.9
Фиг.Ю
-г
Qtotff
в-в
Vfoff
I
)
I
в
te/J
Щи г. ft
A-A
t
С /
№Xf
/
V
J
шп
I
фиг.1б
sir
Противофильтрационное покрытие | 1987 |
|
SU1428799A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Кузнечная нефтяная печь с форсункой | 1917 |
|
SU1987A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1990-03-05—Подача