Изобретение предназначено для чертежных работ на горизонтальной поверхности.
Аналогами данного устройства являются кульман и рейсшины с поворотной линейкой, позволяющей проводить параллельные линии под указанным углом к оси от рейсшины, недостатком обоих аналогов является ограниченность зоны действия размерами самих устройств, а при больших их размерах - громоздкостью, к тому же для рейсшины с поворотной линейкой в процессе работы необходимы периодические перекладки, т.к. она захватывает полосу поверхности, соответствующую ее габаритам. Таким образом, оба аналога имеют ог- раниченность в использовании при выполнении чертежей.
Прототипом данного устройства является чертежный прибор, состоящий из корпуса, двух валов, сведенных на конце к середине прибора, соединенных шарнирно с упором и механизмом стабилизации этих валов.
Недостатками чертежного прибора являются сложность изготовления (большое число деталей и их сочленение) и некоторые
неудобства в работе. Так, при недожатии упора может не произойти полное соприкосновение скошенных на конус частей валов, а это может сместить центр при повороте на какой-либо угол прибора. Также на приборе отсутствует шкала длины поступательного движения.
Целью изобретения является упрощение в изготовлении и повышение удобства пользования рейсшиной.
Поставленная цель достигается тем, что рейсшина, состоящая из корпуса с линейкой и с угломерной шкалой, валов, установленных подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизма поворота, содержит иное строение механизма поворота и корпус содержит окна справа и слева от рукоятки поворотного над валами механизма со шкалами для измерения перемещений с различной точностью по насечкам, расположенным на валах.
Сущность изобретения состоит в использовании поворотного механизма, который обеспечивает поворот рейсшины на
СО
С
о
ел ,сл
4
еобходимый угол, с памятью на начальное гловое положение.
Существенность отличий рейсшины от прототипа состоит в упрощении изготовлеия поворотного механизма и больших добствах в работе из-за полного исклюения возможности смещения центра при поворотах, возможности отслеживания мещений при поступательном движении и памяти на начальное угловое положение рейсшины. По сравнению с кульманом рейсшина обладает любым (доступным для еловека) захватом чертежа, что и определят ее большие возможности. Дополнительно рейсшина обладает гораздо меньшими габаритами, чем кульман.
Рейсшина состоит из известных детаей, но использование их в предложенном варианте связей придает рейсшине новое качество.
На фиг. 1 и 2 изображена предлагаемая рейсшина.
Рейсшина состоит из корпуса 1 со шкалами точного смещения 2, грубого смещения 3 и угла поворота 4, составного направляющего вала 5, нанесенных по его краям ободков из резины 6, линейки 7 со шкалами 8 и 9 и разметкой центра 10, поворотного механизма 11 с насечкой 12 для определения угла поворота.
Поворотный механизм (см. фиг. 2) состоит из поворотного вала 13, втулки 14, фиксирующей поворот рейсшины резиновой прокладкой 15 и прорезями 16, в которые вставлены винты 17, соединенные с пово- ротным валом 13, плоской трехлепестковой пружиной 18, соединенной жестко с поворотным валом 13 винтом 19, упора 20, резиновой прокладкой 21 и скобами 22 для удержания плоской трехлепестковой пружины 18, на трех концах которой расположены колесики 23 для обеспечения облегчения вращения, фиксирующей 24 и удерживающей 25 пружин, навинчивающихся на поворотный вал 13 ручки 26.
Сборка поворотного механизма производится следующим образом,
В скобы 22 упора 20 вставляется плоская пружина 18 и на ее три конца неразъемно одеваются колесики 23. В дальнейшем эта часть механизма неразборна, винтом 19 плоская пружина 20 жестко соединяется с поворотным валом 13, сверху на вал одеваются поочередно фиксирующая пружина 24 и втулка 14, которая через две прорези 16 в ней привинчивается винтами 17 к поворотному валу 13 таким образом, чтобы втулка могла перемещаться вдоль оси вала на длину прорези. Собранная часть вставляется снизу в корпус 1 рейсшины и на выступающую часть поворотного вала 13 надевается удерживающая пружина 25 навинчивается ручка 26. В статическом состоянии жесткость пружины 24 и пружины 25 подобрана
таким образом, чтобы втулка 14, прижатая пружиной 24, удерживала весь механизм поворота при помощи винтов 17, вставленных в прорези 16 и закрепленных с поворотным валом 13, а пружина удерживала весь
механизм от упора в поверхность снизу рейсшины, т.е. поверхность прокладки 21 находилась выше нижней части 5.
В работе рейсшина имеет два режима движения - поступательное, т.е. само движение рейсшины, и поворот на месте вокруг центра рейсшины. В первом режиме поворотный механизм 11 находится в статическом положении и расстояние, пройденное рейсшиной по поверхности, определяется
по шкалам 2 и 3. Второй режим - режим поворота. В нужном месте (по насечкам 10) рейсшина останавливается и пальцем вдавливается ручка 26 в глубь линейки, при этом проходит три фазы.
1-я фаза. Упор 20 через прокладку 21
упирается и сцепляется с поверхностью.
2-я фаза. Винты 17, проходя всю длину прорезей 16 во втулке 14, отодвигают ее от корпуса 1, в этот момент уже возможен поворот рейсшины вокруг центра, но вал 5 еще касается поверхности.
3-я фаза. Плоская трехлепесковая пружина, выгибаясь под воздействием силы нажатия на поворотный вал 13 и упираясь в
упор 20, поднимает рейсшину над поверхностью, а колесики 23 облегчат поворот рейсшины. После выполнения поворота на нижний угол следует плавно отпустить ручку 26.
За счет шкалы 4 и насечки 12 на ручке
26 определяется угол поворота, с помощью
этих же элементов реализуется память на
начальное угловое положение рейсшины.
В сравнении с прототипом рейсшина
имеет дополнительную, новую возможность в работе - поворот на любой угол всей рейсшины с памятью о начальном положении рейсшины, что позволит облегчить и ускорить труд при выполнении чертежей и схем
на горизонтальной поверхности.
Разработка проведена на уровне схемы устройства.
Формула изобретения 1. Рейсшина, содержащая корпус с линейкой и угломерной шкалой, валики, установленные подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизм поворота со штоком для поворота вокруг него корпуса с указателем угла поворота и с рукояткой, закрепленной сверху на штоке, отличающаяся тем, что, с целью упрощения в изготовлении и повышения удобства в пользовании, механизм поворота имеет подпружиненную втулку, установленную подвижно на штоке, и упор, соединенный со штоком посредством трехлепестковой пружины, основание которой прикреплено винтом к торцу штока, а ее лепестки установлены подвижно в выполненных на упоре скобах с возможностью взаимодействия с нижней частью корпуса посредством колесиков, закрепленных на концах лепестков, при этом втулка выполнена с фланцем и с прорезями по бокам для взаимодействия с винтами, закрепленными на штоке и расположенными в прорезях втулки, а на упоре
0
5
0
и фланце втулки закреплены резиновые прокладки для фиксации.
2.Рейсшина по п. 1,отличающаяся тем, что пружины, поджимающие упруго шток и втулку, расположены соответственно под рукояткой штока и между фланцем втулки и основанием трехлепестковой пружины.
3.Рейсшина по пп. 1 и 2, отличаю щ- а я с я тем, что на линейке корпуса по ее центру выполнены насечки.
4.Рейсшина по пп. 1-3, отличающаяся тем, что корпус выполнен с окнами, расположенными по обе стороны от рукоятки штока над валами, и со шкалами для измерения перемещений с различной точностью по винтовым насечкам, расположенным на валах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ | 1928 |
|
SU38011A1 |
РОЛИКОВАЯ ЛИНЕЙКА | 2011 |
|
RU2479436C1 |
ПРИБОР ДЛЯ ШТРИХОВАНИЯ | 2014 |
|
RU2578580C1 |
ЧЕРТЕЖНЫЙ ПРИБОР | 1995 |
|
RU2097204C1 |
Чертежный прибор | 1928 |
|
SU18132A1 |
Чертежный прибор | 1990 |
|
SU1742108A1 |
Универсальный чертежный прибор | 1950 |
|
SU90373A1 |
Инерционная рейсшина | 1989 |
|
SU1687460A1 |
Универсальный чертежный прибор | 1950 |
|
SU96237A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ И ШТРИХОВАНИЯ | 1933 |
|
SU40732A1 |
Использование: рейсшина предназначена для чертежных работ на горизонтальной поверхности. Сущность изобретения: рейсшина содержит линейку со шкалами, валики, корпус и поворотный механизм, обеспечивающий отключение поступательного движения и выполнение поворота рейсшины на любой угол. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Фиг 1
Фиг Ј
Чертежный прибор | 1987 |
|
SU1509290A1 |
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1990-05-03—Подача