Рейсшина Советский патент 1992 года по МПК B43L7/04 

Описание патента на изобретение SU1761554A1

Изобретение предназначено для чертежных работ на горизонтальной поверхности.

Аналогами данного устройства являются кульман и рейсшины с поворотной линейкой, позволяющей проводить параллельные линии под указанным углом к оси от рейсшины, недостатком обоих аналогов является ограниченность зоны действия размерами самих устройств, а при больших их размерах - громоздкостью, к тому же для рейсшины с поворотной линейкой в процессе работы необходимы периодические перекладки, т.к. она захватывает полосу поверхности, соответствующую ее габаритам. Таким образом, оба аналога имеют ог- раниченность в использовании при выполнении чертежей.

Прототипом данного устройства является чертежный прибор, состоящий из корпуса, двух валов, сведенных на конце к середине прибора, соединенных шарнирно с упором и механизмом стабилизации этих валов.

Недостатками чертежного прибора являются сложность изготовления (большое число деталей и их сочленение) и некоторые

неудобства в работе. Так, при недожатии упора может не произойти полное соприкосновение скошенных на конус частей валов, а это может сместить центр при повороте на какой-либо угол прибора. Также на приборе отсутствует шкала длины поступательного движения.

Целью изобретения является упрощение в изготовлении и повышение удобства пользования рейсшиной.

Поставленная цель достигается тем, что рейсшина, состоящая из корпуса с линейкой и с угломерной шкалой, валов, установленных подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизма поворота, содержит иное строение механизма поворота и корпус содержит окна справа и слева от рукоятки поворотного над валами механизма со шкалами для измерения перемещений с различной точностью по насечкам, расположенным на валах.

Сущность изобретения состоит в использовании поворотного механизма, который обеспечивает поворот рейсшины на

СО

С

о

ел ,сл

4

еобходимый угол, с памятью на начальное гловое положение.

Существенность отличий рейсшины от прототипа состоит в упрощении изготовлеия поворотного механизма и больших добствах в работе из-за полного исклюения возможности смещения центра при поворотах, возможности отслеживания мещений при поступательном движении и памяти на начальное угловое положение рейсшины. По сравнению с кульманом рейсшина обладает любым (доступным для еловека) захватом чертежа, что и определят ее большие возможности. Дополнительно рейсшина обладает гораздо меньшими габаритами, чем кульман.

Рейсшина состоит из известных детаей, но использование их в предложенном варианте связей придает рейсшине новое качество.

На фиг. 1 и 2 изображена предлагаемая рейсшина.

Рейсшина состоит из корпуса 1 со шкалами точного смещения 2, грубого смещения 3 и угла поворота 4, составного направляющего вала 5, нанесенных по его краям ободков из резины 6, линейки 7 со шкалами 8 и 9 и разметкой центра 10, поворотного механизма 11 с насечкой 12 для определения угла поворота.

Поворотный механизм (см. фиг. 2) состоит из поворотного вала 13, втулки 14, фиксирующей поворот рейсшины резиновой прокладкой 15 и прорезями 16, в которые вставлены винты 17, соединенные с пово- ротным валом 13, плоской трехлепестковой пружиной 18, соединенной жестко с поворотным валом 13 винтом 19, упора 20, резиновой прокладкой 21 и скобами 22 для удержания плоской трехлепестковой пружины 18, на трех концах которой расположены колесики 23 для обеспечения облегчения вращения, фиксирующей 24 и удерживающей 25 пружин, навинчивающихся на поворотный вал 13 ручки 26.

Сборка поворотного механизма производится следующим образом,

В скобы 22 упора 20 вставляется плоская пружина 18 и на ее три конца неразъемно одеваются колесики 23. В дальнейшем эта часть механизма неразборна, винтом 19 плоская пружина 20 жестко соединяется с поворотным валом 13, сверху на вал одеваются поочередно фиксирующая пружина 24 и втулка 14, которая через две прорези 16 в ней привинчивается винтами 17 к поворотному валу 13 таким образом, чтобы втулка могла перемещаться вдоль оси вала на длину прорези. Собранная часть вставляется снизу в корпус 1 рейсшины и на выступающую часть поворотного вала 13 надевается удерживающая пружина 25 навинчивается ручка 26. В статическом состоянии жесткость пружины 24 и пружины 25 подобрана

таким образом, чтобы втулка 14, прижатая пружиной 24, удерживала весь механизм поворота при помощи винтов 17, вставленных в прорези 16 и закрепленных с поворотным валом 13, а пружина удерживала весь

механизм от упора в поверхность снизу рейсшины, т.е. поверхность прокладки 21 находилась выше нижней части 5.

В работе рейсшина имеет два режима движения - поступательное, т.е. само движение рейсшины, и поворот на месте вокруг центра рейсшины. В первом режиме поворотный механизм 11 находится в статическом положении и расстояние, пройденное рейсшиной по поверхности, определяется

по шкалам 2 и 3. Второй режим - режим поворота. В нужном месте (по насечкам 10) рейсшина останавливается и пальцем вдавливается ручка 26 в глубь линейки, при этом проходит три фазы.

1-я фаза. Упор 20 через прокладку 21

упирается и сцепляется с поверхностью.

2-я фаза. Винты 17, проходя всю длину прорезей 16 во втулке 14, отодвигают ее от корпуса 1, в этот момент уже возможен поворот рейсшины вокруг центра, но вал 5 еще касается поверхности.

3-я фаза. Плоская трехлепесковая пружина, выгибаясь под воздействием силы нажатия на поворотный вал 13 и упираясь в

упор 20, поднимает рейсшину над поверхностью, а колесики 23 облегчат поворот рейсшины. После выполнения поворота на нижний угол следует плавно отпустить ручку 26.

За счет шкалы 4 и насечки 12 на ручке

26 определяется угол поворота, с помощью

этих же элементов реализуется память на

начальное угловое положение рейсшины.

В сравнении с прототипом рейсшина

имеет дополнительную, новую возможность в работе - поворот на любой угол всей рейсшины с памятью о начальном положении рейсшины, что позволит облегчить и ускорить труд при выполнении чертежей и схем

на горизонтальной поверхности.

Разработка проведена на уровне схемы устройства.

Формула изобретения 1. Рейсшина, содержащая корпус с линейкой и угломерной шкалой, валики, установленные подвижно с возможностью вращения вокруг горизонтальных осей в корпусе, и механизм поворота со штоком для поворота вокруг него корпуса с указателем угла поворота и с рукояткой, закрепленной сверху на штоке, отличающаяся тем, что, с целью упрощения в изготовлении и повышения удобства в пользовании, механизм поворота имеет подпружиненную втулку, установленную подвижно на штоке, и упор, соединенный со штоком посредством трехлепестковой пружины, основание которой прикреплено винтом к торцу штока, а ее лепестки установлены подвижно в выполненных на упоре скобах с возможностью взаимодействия с нижней частью корпуса посредством колесиков, закрепленных на концах лепестков, при этом втулка выполнена с фланцем и с прорезями по бокам для взаимодействия с винтами, закрепленными на штоке и расположенными в прорезях втулки, а на упоре

0

5

0

и фланце втулки закреплены резиновые прокладки для фиксации.

2.Рейсшина по п. 1,отличающаяся тем, что пружины, поджимающие упруго шток и втулку, расположены соответственно под рукояткой штока и между фланцем втулки и основанием трехлепестковой пружины.

3.Рейсшина по пп. 1 и 2, отличаю щ- а я с я тем, что на линейке корпуса по ее центру выполнены насечки.

4.Рейсшина по пп. 1-3, отличающаяся тем, что корпус выполнен с окнами, расположенными по обе стороны от рукоятки штока над валами, и со шкалами для измерения перемещений с различной точностью по винтовым насечкам, расположенным на валах.

Похожие патенты SU1761554A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ 1928
  • Сандомирский Э.А.
SU38011A1
РОЛИКОВАЯ ЛИНЕЙКА 2011
  • Слюсарь Анатолий Емельянович
RU2479436C1
ПРИБОР ДЛЯ ШТРИХОВАНИЯ 2014
  • Щербаков Петр Иванович
  • Щербаков Андрей Петрович
  • Щербаков Иван Иванович
RU2578580C1
ЧЕРТЕЖНЫЙ ПРИБОР 1995
  • Бурыкин Василий Григорьевич
RU2097204C1
Чертежный прибор 1928
  • Морозов В.Н.
SU18132A1
Чертежный прибор 1990
  • Бурыкин Василий Григорьевич
SU1742108A1
Универсальный чертежный прибор 1950
  • Скрипов Л.С.
SU90373A1
Инерционная рейсшина 1989
  • Колесникова Наталья Петровна
SU1687460A1
Универсальный чертежный прибор 1950
  • Шелкоплясов К.П.
SU96237A1
ПРИБОР ДЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ И ШТРИХОВАНИЯ 1933
  • Леушин М.Д.
SU40732A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 761 554 A1

Реферат патента 1992 года Рейсшина

Использование: рейсшина предназначена для чертежных работ на горизонтальной поверхности. Сущность изобретения: рейсшина содержит линейку со шкалами, валики, корпус и поворотный механизм, обеспечивающий отключение поступательного движения и выполнение поворота рейсшины на любой угол. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 761 554 A1

Фиг 1

Фиг Ј

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1761554A1

Чертежный прибор 1987
  • Заикин Николай Михайлович
SU1509290A1
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом 1922
  • Красин Г.Б.
SU43A1

SU 1 761 554 A1

Авторы

Соха Вадим Александрович

Соха Ольга Юрьевна

Даты

1992-09-15Публикация

1990-05-03Подача