Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для повышения износостойкости подшипников быстро- вращающихся роторов, а также для прохождения критических частот вращения при работе роторов в зарезонансных зонах в частности при конструировании разгонных стендов
Известны упругие опоры и упругие кольца, применяемые для повышения износостойкости подшипников и для прохождения критических частот вращения при работе в зарезонансных зонах (авт. ев №406048 кл F 16 С 27/04 №358556 кл F 16 С 35/06)
Известна также упругая опора с гладко- стенным кольцевым упругим элементом которая может работать в низком диапазоне переменных нагрузок в пределах жесткости упругого кольца
Недостатком данной опоры является и то, что она имеет постоянную жесткость которая не зависит от усилий создаваемых ротором, что значительно сужает область применения данной опоры
Одним из недостатков данной опоры является и то что для ее удовлетворительной работы необходима очень высокая соосность подшипниковых опор в противном случае перекос вызывает возбуждение побочных форм колебаний в системе что резко снижает долговечность элементов о поры
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей опоры за счет изменения жесткости опоры в зависимости от нагрузок на подшипник что дает возможность проходить критические зоны вращения ротора с различными резонансными характеристиками а также увеличение долговечности подшипников
На фиг 1 изображен общий вид упругой опоры переменной жесткости и увеличенный вид упругих элементов на фиг 2 - то же вариант на фиг 3 - узел I на фиг 1
Цель достигается тем что в виде упругого элемента используется пакет колец 2 4 5 6 7 8 9 а корпус подшипникового узла I снабжен тремя и более (в зависимости от конструктивных особенностей) выступов по наружному диаметру узла причем профиль выступа выполнен ступенчато
00
с
XI о ю о о сю
Неподвижный корпус опоры 3 снабжен таким же количеством равномерно расположенных внутренних выступов, профиль которых выполнен в виде прямой, т.е. по выступам выполняется окружность с диаметром равным наружному упругих колец.
Подвижный корпус 1 и неподвижный корпус опоры 3 размещены с взаимным смещением на 0,5 углового шага между выступами.
Ступенчатый профиль выступов подвижного корпуса 1 выполняется так, что между упругими кольцами и соответствующими ступенями выступов образованы зазоры.
Таким образом, в начальный момент корпус подшипников 1 (фиг 1) через выступы имеет контакт только с одним центральным кольцом в точках максимального диаметра профиля выступов. Центральное (базовое) упругое кольцо 2 расчитывается на минимально необходимую жесткость по методике 1 с. 20-24.
При увеличении нагрузок на подшипниковый узел увеличивается амплитуда колебаний и при достижении величины di di . т.е. величины зазора между следующей парой колец и уступами профиля выступов, в работу выступает пара колец 8-5, увеличивается тем самым жесткость опоры на расчетную величину, равную жесткости данных колец.
При дальнейшем увеличении нагрузок,
а соответственно и амплитуды колебании, в
работу вступает следующая пара упругих
колец 6-7, увеличивая жесткость опоры, чем
и достигается поставленная цель.
Технико-экономическая эффективность заключается в следующем:
расширение функциональных возможностей опоры за счет изменения жесткости в зависимости от нагрузок на подшипник, что дает возможность проходить критические зоны вращения ротора для работы в зарезонансных зонах;
увеличение долговечности подшипни- ков.
Формула изобретения Упругая опора, состоящая из концен- трично расположенных наружного и
внутреннего корпусов с радиальными выступами и упругой втулки между ними, о т - личающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, упругая втулка выполнена в виде пакета
расположенных в осевом направлении колец, при этом каждый выступ выполнен со ступенчатым профилем с симметричным расположением ступеней относительно его выполненной на большем диаметре центральной ступени с возможностью взаимодействия каждой ступени с ответным упругим кольцом пакета
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов | 2022 |
|
RU2822671C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ УСТАНОВКА С МАГНИТНЫМ ПОДШИПНИКОМ | 2007 |
|
RU2358807C1 |
Упругая опора подшипника качения высокооборотного ротора | 2017 |
|
RU2672516C1 |
Ротор высокоскоростной электрической машины | 1982 |
|
SU1039002A1 |
СПОСОБ МОНТАЖА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2528789C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2134366C1 |
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2602470C2 |
Модуль компенсации нагрузки | 2020 |
|
RU2761536C1 |
ШПИНДЕЛЬНАЯ ОПОРА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2397379C1 |
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ НАСОС | 2006 |
|
RU2330187C1 |
Использование машиностроение для повышения износостойкости подшипников быстровращающихся роторов Сущность изоЗретения в качестве упругого элемента используется пакет упругих колец, расположенный между подвижными и неподвижными корпусами с радиальными выступами ступенчатого профипя Каждая ступень радиального выступа взаимодействует с ответным упругим кольцом пакета 3 ил
Существенные отличительные признаки
Риа1
А
Б 8
1ШМЕ
Г
i
Lli LCZ.
Составитель Т.Хромова Редактор Н.Сильнягина Техред М.МоргенталКорректор С.Пекарь
Заказ 3245ТиражПодписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35. Раушская наб.. 4/5
Фиг. 2
ti5:j
i
Алексеев Н И и др Опоры быстровра- щающихся шпинделей в станкостроении Обзор М., НИИМаш 1978 с 23 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1990-04-20—Подача