Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам и тяговым органам рабочих машин, и может быть использовано в механизмах машин, работающих в условиях абразивного износа и в среде с интенсивным запылением шарниров.
Пластинчатая цепь является гибким звеном передач зацеплением с большими межосевыми расстояниями и гибкими тяговыми элементами в подъемно-транспортных устройствах. Пластинчатая цепь состоит из наружных и внутренних пластин, валика, ролика, втулки или катка и дополнительных устройств в зависимости от типа цепи.
За аналог и прототип принята конструкция пластинчатой цепи для работы в среде с интенсивным запылением, с шарниром закрытым резиновыми кольцами, расположенными в кольцевых выточках между наружными и внутренними пластинами.
Недостатками известных конструкций является сложность изготовления и сборки пластинчатой цепи. Кроме того, введение дополнительных элементов, таких как резиновые кольца, уменьшает надежность изделия и срок его службы.
Целью изобретения является повышение долговечности путем более равномерного распределения нагрузки и смазки в уплотнении шарнира, а также стабилизации геометрических размеров цепи.
Указанная цепь достигается тем, что в пластинчастой цепи механических передач и гибких тяговых элементов подъемно-транспортных устройств, содержащих наружные пластины, соединенные валиками, внутренние пластины, соединенные втулками, ролики или катки, на взаимообращенных поверхностях наружных и внутренних пластин выполнены концентрично выступы, чередующиеся с пазами, расположенными также концентрично, причем выступы наружных пластин помещены в пазы внутренних пластин, а выступы внутренних - в пазы наружных, образуя закрытый шарнир.
Пазы выполнены таким образом, чтобы выступы входили в них с зазором, равным Д.
00
с
ч
;о to о со
где Д- максимально допустимое удлинение шага цепи, а высота выступов составляет 2 б, где б - максимально допустимый зазор между наружными и внутренними пластинами. Зазоры между пазами и выступами заполнены пластичной смазкой, закрывающей шарнир.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается от прототипа тем, что на поверхностях перекрытия наружной и внутренней пластин цепи и торцевой поверхности катков выполнены концентричные выступы, чередующиеся с концентричными пазами, причем выступы наружных пластин помещены в пазы внутренних пластин, а выступы внутренних пластин в пазы наружных пластин, а внутренние выступы внутренних пластин в пазы катков. Таким образом, заявляемая конструкция пластинчатой цепи соответствует критерию новизна.
Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию существенные отличия.
На фиг,1 показана пластинчатая цепь, вид сверху; на фиг.2 - внутренняя пластина; на фиг.З - наружная пластина; на фиг.4 - пример выполнения узла шарнира цепи тяжелого типа.
Цепь состоит из наружных 1 и внутренних 2 пластин, валика 3, втулки 4, ролика или катка 5. Наружная пластина 1 в зоне перекрытия с внутренней пластиной 2 имеет кольцевые выступы 6 чередующиеся кольцевыми пазами 7. Внутренняя пластина 1 в зоне перекрытия с наружной пластиной 1 имеет кольцевые пазы 8, чередующиеся с кольцевыми выступами 9. Пазы 7 и 8 выполнены таким образом, чтобы выступы 6 и 9 входили в них с зазором не менее Д где Д- максимально допустимое удлинение шага цепи, а высота выступов 6 и 9 не менее 2 6, где д - максимально допустимый зазор между наружными и внутренними пластинами.
На фиг.4 - пример выполнения узла шарнира цепи тяжелого типа, где приняты следующие обозначения: 1 и 2 - наружные и внутренние пластины, 3 - валик (цапфа),
4- втулка, 5 -каток, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 - чередующиеся концентричные выступы и пазы 14 - сквозная крышка подшипника. В этом случае концентричные выступы и пазы
на внутренней пластине 2, выполняются с обеих сторон, также концентричные выступы и пазы выполняются на наружной поверхности сквозной крышки подшипника.
Предлагаемая конструкция пластин цепи может изготавливаться, например, горячей и холодной штамповкой. Сборка цепи производится следующим образом. Внутренние пластины 2 устанавливаются на втулки 4 с катками или роликами 5 и закрепляются, пазами 8 и выступами 9 наружу, устанавливаются наружные пластины 1 так, чтобы их выступы б вошли в пазы 8 внутренних пластин 2, а выступы 9 внутренних пластин 2 вошли в пазы 7 наружных пластин 1 и закрепляются на валике Зазоры между выступами и пазами заполняются смазкой.
Закрытие шарниров пластинчатых цепей повысить их долговечность в эксплуатации и продлит срок службы за счет уменьшения износа шарнира благодаря более равномерному распределению нагрузки и смазки в уплотнении шарнира, также стабилизации геометрических размеров,
исключив выход цепи из строя от образованного износа шарниров.
Формула изобретения Пластинчатая втулочно-роликовая цепь с закрытым шарниром, содержащая наружные и внутренние пластины, валики, втулки, установленные на валики, ролики, установленные на втулки, в которой наружные и внутренние пластины шарнирно соединены между собой валиками и втулками, о тличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности цепи путем более равномерного распределения нагрузки и смазки в уплотнении шарнира, а также стабилизация геометрических размеров цепи, взаимообращенные поверхности внутренних и наружных пластин выполнены с концент- рично расположенными выступами и впадинами прямоугольной формы в поперечном сечении, при этом выступы пластин расположены в ответных впадинах с зазором, а боковые поверхности каждого выступа обеих пластин установлены с возможностью контакта с боковыми поверхностями впадин при нагружении цепи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ С ГРУЗОНОСИТЕЛЯМИ ДЛЯ ДВУХЦЕПНОГО ВЕРТИКАЛЬНО-ЗАМКНУТОГО КОНВЕЙЕРА | 2002 |
|
RU2280603C2 |
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ШАРЖИРОВАННЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ | 2009 |
|
RU2472050C2 |
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТКРЫТЫЕ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ЭЛЕМЕНТА ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2472049C2 |
ПРИВОДНАЯ РОЛИКОВАЯ ЦЕПЬ С ШАРНИРАМИ КАЧЕНИЯ | 2009 |
|
RU2450184C2 |
Вертикальный конвейер для штучных грузов | 1985 |
|
SU1258782A1 |
Ротационно-пластинчатый компрессор | 1989 |
|
SU1645634A1 |
ТЯГОВАЯ ЦЕПЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ КОНВЕЙЕРА МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА | 2008 |
|
RU2381397C1 |
Гусеничная цепь транспортного средства | 2019 |
|
RU2713332C1 |
Втулочно-роликовая цепь | 1980 |
|
SU994831A1 |
Тяговая цепь | 1978 |
|
SU742652A1 |
Сущность изобретения: закрытый шарнир пластинчатой втулочно-роликовой цепи заполнен смазкой и закрыт уплотнением. Взаимообращенные поверхности наружных и внутренних пластин выполнены с кон- центрично расположенными выступами и впадинами идентичной формы. Выступы пластин расположены в ответных впадинах с зазором. Величина зазора в осевом направлении обеспечивает удержание смазки. Величина зазора в радиальном направлении обеспечивает возможность контакта боковых поверхностей выступов и впадин при приложении нагрузки цепи. Наличие зазора между выступами и впадинами компенсирует изменение шага цепи в процессе работы, позволяет распределить нагрузку в шарнире более равномерно. 4 ил.
фиг 2
фе/г.1
/
/
Патент США № 4424050, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1989-07-24—Подача