Ледокольное судно Советский патент 1992 года по МПК B63B35/12 

Описание патента на изобретение SU1762746A3

Изобретение относится к судам ледового плавания, в частности к судам с устройствами для повышения маневренности.

Известно ледокольное судно, содержащее расположенные по бортам судна в нижней его части и выступающие в стороны от бортов ледоразрушающие элементы, образующие наиболее широкие места подводной части корпуса судна.

Недостатком известного судна являются низкие маневренные качества в сплошном ледяном поле.

Цель изобретения -- повышение маневренности судна.

Для этого ледоразрушающие элементы или их части установлены с возможностью поворота или выдвижения из выемок, выполненных в корпусе судна, образуя в убранном положении единую поверхность с бортовой обшивкой судна.

Ледоразрушающие элементы могут быть установлены с возможностью поворота вокруг горизонтальных осей, продольно ориентированных осей, а также с возможностью перемещения вдоль корпуса судна.

Кроме того, поворотные и выдвижные элементы, ледоразрушающие элементы установлены в кормовой части судна, а днище корпуса в средней по его ширине части - за движительными и управляющими органами, а также за кормовым зубом выполнено в поперечном сечении в виде ступенчатой поверхности, поднимающейся от диаметральной плоскости к бортам, при этом кромки ступеней ориентированы в продольном направлении,

На фиг. 1 изображен вид корпуса судна снизу в графическом изображении с носовой частью, выполненной в виде понтона, и с расположенными в зоне носовой части ледоколами и режущими кромками, на фиг. 2 - частичный вертикальный разрез части корпуса судна с выполненной в ней выемкой для поворачиваемого вокруг верхней оси лесо

с

VJ о

го VI

Ць

о

со

докола, находящегося здесь в открытом положении; на фиг. 3 - ледолом в убранном в выемку положении; на фиг. 4 - частичный вертикальный разрез части корпуса судна с выполненной в ней выемкой для ледолома, поворачиваемого вокруг нижней оси (ледолом находится в открытом (откинутом) положении); на фиг. 5 - носовая часть корпуса судна, отчасти в профильной проекции с поворачиваемым вокруг горизонтальной оси ледоломом, приведенным в соответствии с характеристикой контуров шпангоутов; на фиг. 6 увеличенный вертикальный разрез согласно фиг. 5; на фиг. 7 - схематическая боковая проекция носовой части суд- на с находящимся в носовой зоне ледоломом, состоящим из неподвижной и поворачиваемой частей; на фиг. 8 - мицель- шпангоут в носовой части судна с ледоломом, перемещаемым в перпендикулярном продольной оси судна направлении (в убранном положении); на фиг. 9 - ледолом согласно фиг. 8 в рабочем положении; на фиг. 10 - местный вид сверху носовой части ледокольного судна с одним из вариантов исполнения выступающее в сторону от борта ледолома и с выемкой для помещения этого ледолома в корпус судна; на фиг. 11 - местный вид сверху на носовую часть судна с еще одним вариантом выполнения высту- пающего в сторону от борта ледолома; на фиг. 12 - вид сбоку на корму судна с выполненными в кормовой зоне выступающими ребристыми структурами; на фиг. 13 - вид снизу на корму судна; на фиг. 14 - вид на корпус судна; на фиг. 15 - вид сбоку на корму судна с выполненными в зоне кормы выступающими ребристыми структурными поверхностями кормы позади выполненного на корме кормового зуба; на фиг, 16 -вид снизу на корму судна; на фиг. 17 - корма судна.

Носовая часть 1 корпуса i ледокольного судна (см. фиг. 1) имеет понтонообразную часть 3, к которой примыкает V-образная часть подводной носовой части судна. Пон- тонообразная часть 3 носа судна впереди выполнена с наклоном вперед.

Судно имеет в носовой части лобовую поверхность 4, простирающуюся на значительную часть ширины судна и наклоненную вперед вверх. Эта лобовая поверхность 4 ограничена на наружных боковых краях двумя продольными слегка изогнутыми бо- ковыми кромками 5, расположенными в корпусе судна или слегка выступающими в сторону из под находящегося над ними корпуса судна. Лобовая поверхность 4 в направлении спереди назад выполнена с

возрастанием поперек судна сводчатой или прогнутой вниз.

В корпусе 2 судна (фиг. 1) нижняя сторона шпангоутов 6 между обеими боковыми кромками 5 от точки судна, в которой лобовая поверхность 4 в диаметральной плоскости 7 судна достигает днища 8 судна по меньшей мере мидельевой плоскости 9, выполнена в направлении назад снова с уменьшением поперек судна сводчатой или прогнутой вниз. Боковые кромки 5 проходят при этом через большую часть длины судна в виде реброобразного утолщения 10 далее назад. Эти реброобразные утолщения доходят до задней части боковых ограничителей туннелей гребных винтов.

Боковые кромки 5 понтонообразной части 3 носа корпуса 2 судна в зоне носовой части 1 снабжены выступающими из бортов 11, 12 судна ледокольными судовыми деталями типа ледоломов, режущих кромок и т. п., которые могут быть подвижными или неподвижными.

Боковые кромки 5 в носовой части судна по меньшей мере одним отрезком, находящимся ниже конструктивной ватерлинии 13 s двух боковых ограничительных плоскостях, лежащих параллельно плоскости 7судна, расположены так, что они вместе описывают самое широкое место подводной формы судна. Наклоненная вперед вверх лобовая поверхность 4 в средней зоне своего продольного расположения имеет вблизи, ниже конструктивной ватерлинии 13 проходящие приблизительно горизонтально поперек судна нижние ограничители шпангоутов, благодаря чему в этой зоне лобовая поверхность приблизительно образует плоскость. Боковые кромки 5 проходят вперед за пределы лобовой поверхности 4 и выше конструктивной ватерлинии 13 и переходят в два форштевня, имеющих форму катамарана, относительно которых форма судна в зоне диаметральной плоскости 7 отступает назад и поднимается вверх боле круто, чем оба форштевня 14. Остов судна по меньшей мере над проходящими в продольном направлении боковыми кромками образован вогнутыми шпангоутами. Кормовая часть обозначена позицией 15. Однако выступающими в сторону от бортов ледокольными деталями могут быть оснащены также и выполненные иным способом носовые и кормовые части ледокольных судов.

Каждый борт судна снабжен в качестве выступающей из борта судна ледокольной детали ледоломом 16, причем вместо ледолома 16 на корпуса судна может быть предусмотрена также режущая кромка. Режущие кромки, расположенные на обоих

бортах судна, выступают в этом случае за пределы подводной ширины судна и образуют самую широкую часть корпуса судна, вступающую в контакт со льдом.

Ледоломы 16 расположены на бортах судов таким образом, что ширина корпуса судна или корпуса судна в его самой широкой зоне, т. е. в зоне носовой части, в которой установлены ледоломы 16, посредством вдвигания, втягивания, поворота, подъема и т. п. ледолом 16 во время работы судна может быть доведена до меньшей ширины. Ледоломы 16 выполнены в виде продольных тел и расположены в выемках 17 бортов корпуса судна.

Согласно фиг. 2 и 3 в борту 11 корпуса судна имеется выемка 17, в которой расположен ледолом 16, выполненный в виде стержневидного профильного тела или объемного тела. Выемка 17 проходит в продольном относительно корпуса судна направлении, ее длина соответствует длине ледолома 16.

Поперечный профиль выемки 17 соответствует поперечному профилю ледолома 16, благодаря чему после вхождения ледолома 16 в предназначенную для него выемку он полностью помещается в этой выемке и находится в пределах плоскости, образованной поверхностью борта судна.

Для выдвигания или вдвигания, откидывания или убирания, открывания или закры- вания каждого ледолома 16 гидравлические, электрические, механические или выполненные иным способом двигательные устройства 18 установлены в трюме судна таким образом, что обеспечивается безукоризненное приведение в действие ледолома 16. Двигательное устройство (см. фиг. 2, 3, 8, 9) выполнено как гидравлические рабочие цилиндры, однако могут быть предусмотрены приемлемые двигательные устройства, выполненные иным образом.

Ледолом 16 имеет предпочтительный всем вариантам исполнения поперечный профиль в виде прямоугольного треугольника и закреплен на борту 11 судна своей верхней частью в точке 19 с возможностью поворота вокруг установленной приблизительно горизонтальной оси качаний, при этом ось качаний соответствует конструктивному наклону носовой части 1 судна. Ледоломы 16 на обоих бортах корпуса судна установлены с возможностью поворота вокруг осей, ориентированных в направлении продольной оси судна.

При этом ледолом 16 расположен в своей выемке так, что в убранном положении образующая базовую поверхность сторона 20 поперечного профиля ледолома лежит в плоскости, образуемой поверхностью борта судна. При этом убраннсм положении ледолома 16 и, следовательно, ледолома,

находящегося на другой стороне корпуса судна, ледокольное судно готово для прохождения шлюза и для плавания в свободной от льда воде. В рабочем положении, т. е. при прохождении через ледовое поле, ле0 доломы принимают изображенное на фиг. 2 выдвинутое положение. Наружные кромки 21 ледолома 16 выполнены острыми, закругленными или скошенными (фиг. 2). Закругленная форма наружной кромки ледолома

5 16 показана позицией 22.

Имеется также возможность расположения выступающих подвижных деталей судна типа ледоломов 16 и т. п. не только в носовой части судна, но и в кормовой части

0 15 судна, которые в этом случае будут дополнять выступающие подвижные детали, расположенные в носовой части 11 судна.

В то время как в варианте исполнения согласно фиг. 2 и 3 ледолом 16 установлен с

5 возможностью поворота вокруг оси 19, находящейся в верхней зоне борта 11 судна, на фиг. 4 показана другая возможность установки ледолома 16, а именно, на оси качаний, находящейся в нижней зоне бурта 11

0 судна.

В варианте исполнения, показанном на фиг, 5, ледолом 16, расположенный на борту 11, имеет конфигурацию, соответствующую форме контура шпангоута, обозначенного

5 позицией 23. На фиг. 5 позицией 24 обозначена линия режущей кромки, а позицией 25 обозначена нижняя режущая кромка, когда ледолом 16 из приподнятого положения повернут вниз. Профиль ледолома в нижней

0 части показан на фиг. 6.

На фиг. 7 буквой А обозначена зона выдвигаемого ледолома 16. Другая зона, обозначенная буквой В, представляет собой зону согласования формы, причем эта зона

5 может быть выполнена как соответствующим образом выполненный задний участок 17 ледолома 16, при этом выемка в борту судна соответствует общей длине ледолома 16, в этом случае имеется также возмож0 ность зону согласования формы выполнить или сформировать в борту 11 судна, исходя из ледолома 16 без увеличения вследствие этого ширины бортов 11, 12 в зоне ледолома 16. На фиг. 7 позицией 26 обозначено ледо5 вое поле.

В изображенном на фиг. 7 варианте исполнения ледолом 16 в борту судна выполнен из двух частей и состоит из одной подвижной части 20 и одной неподвижной части 27, которая несмотря на свое неподвижное расположение выполнена так, что обе части образуют единый профиль. Подвижная часть 20 ледолома 16 посредством оси 28 присоединена к неподвижной части 20 или укреплена на оси, предусмотренной в корпусе судна.

Ледоломы 16, согласно показанному на фиг. 10 варианту исполнения, могут иметь поперечный профиль, равномерно простирающийся на всю длину, при этом весь профиль согласуется с формой бортовой поверхности судна. Кроме того, имеется также возможность выполнять ледолом 16 таким образом, чтобы з выдвинутом положении ледоломы 30 своими участками, противоположными носовой части судна, как показывает фиг. 11, переходили в поверхности бортов судна, причем эта форма исполнения создает также возможность ледолом 16 односторонне шарнирно присоединять посредством оси 28 к борту 11 или 12 судна, благодаря чему обеспечивается возможность выдвигания или вдвигания ледолома с помощью соответствующих исполнительных устройств 18. В этом случае выемка 17 в борту судна 11, 12 для помещения в нее ледолома 16 должна быть выполнена соответствующим образом.

Согласно другому варианту осуществления изобретения по фиг. 12-14 корма 29 корпуса 2 судна выполнена так, что при заднем ходе судна через сплошное ледовое поле в этом ледовом поле возникают по меньшей мере три зоны ломки льда, причем две крайние зоны имеют равномерный рисунок ломки, возникающий вследствие выполнения кормовых бортов аналогично известной форме носовой части судна, в то время как средняя зона ломки льда, в пределах которой в кормовой части 15 расположены органы 30 движения и управления судна, вследствие изменения выполнения среднего участка 31 кормы 29 при движении задним ходом отделяется в ледовом поле от боковых зон ломки по меньшей мере двумя проходящими рядом полосами ломки льда. На фиг. 12, 14 позициями 32, 33 и 34 обозначены ребристые структуры на корме 15, в то время как на фиг. 35 обозначен полоз. На фиг. 14 подзор на корме 15 корпуса 2 судна обозначен позицией 36.

Согласно изображенному на фиг. 15-17 варианту исполнения выступающие ребристые структуры 37 поверхности кормы расположены вдоль корпуса судна позади известного кормового зуба 38, который при заднем ходе удаляет обломки льда из зоны органов 30 движения и управления судна.

При заднем ходе судна сначала средний участок кормы ломает лед, затем притапливает льдины и лишь после этого лед зоны ломки, расположенной рядом, кормой 15 направляется вниз. Средний участок кормы сформирован предпочтительно так, что поломанный им лед заталкивается под лед, поломанной боковыми зонами кормы 15. Контуры шпангоутов и контуры ватерлинии выступающего среднего участка 31 кормы могут быть выполнены волнообразными, зигзагообразными и ступенчатыми. На среднем выступающем участке 31 кормы могут быть расположены гладкие и пилообразные полозья. Кромки ребристых структур 32, 33, 34 выполняются острыми скошенными или закругленными. Формула изобретения

1.Ледокольное судно, содержащее рэс- положенные по бортам судна в нижней его

части и выступающие в стороны от бортов ледоразрушающие элементы, образующие наиболее широкие места подводной части корпуса судна, отличающееся тем,

что, с целью повышения маневренности судна, ледоразрушающие элементы или их части установлены с возможностью поворота или выдвижения из выемок, выполненных в корпусе судна, образуя в убранном

положении единую поверхность с бортовой обшивкой судна.

2.Судно по п. 1, отличающееся тем, что ледоразрушагащие элементы установлены на бортах судна с возможностью

поворота вокруг горизонтальных осей.

3.Судно по пп. 1 и 2, отличающее- с я тем, что ледоразрушающие элементы установлены с возможностью поворота относительно продольно ориентированных

осей,

4.Судно по п. 1, отличающееся тем, что ледоразрушзющие элементы установлены с возможностью перемещения вдоль корпуса судна.

5. Судно поп. 1, отличающееся

тем, что поворотные и выдвижные ледоразрушающие элементы установлены в кормовой части судна.

6, Судно по п. 1, отличающееся

тем, что днище корпуса судна в средней по его ширине части за движительными и управляющими органами, а также за кормовым зубом выполнено в поперечном сечении в виде ступенчатой поверхности,

поднимающейся от диаметральной плоскости к бортам, при эгом кромки ступеней ориентированы в продольном направлении.

//

2

10

/J

/5

5

J

4

5

12

6

7

Похожие патенты SU1762746A3

название год авторы номер документа
Судно для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне 1982
  • Хайнрих Ваас
  • Айрес Фрайтас
  • Юрген Шультц
  • Гюнтер Варгес
SU1308188A3
Ледокольное судно 1987
  • Херманн Херкенс
  • Оскар Шулер
SU1612995A3
Ледокольное судно 1985
  • Гюнтер Варгес
SU1537129A3
ЛЕДОКОЛ 1992
  • Петер Янс[De]
  • Карл-Хайнц Рупп[De]
  • Йенс-Хольгер Хеллманн[De]
RU2041121C1
Ледокольное судно 1987
  • Гюнтер Варгес
SU1612994A3
Ледокольное судно 1986
  • Йенс-Хольгер Хельманн
  • Карл-Хайнц Рупп
  • Гюнтер Варгес
SU1616510A3
СУДНО 1992
  • Йоханн Вильтс[De]
RU2096243C1
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ 2008
  • Вовк Владимир Степанович
  • Горбач Владимир Дмитриевич
  • Клыков Дмитрий Михайлович
  • Макеев Анатолий Николаевич
  • Медведев Виктор Андреевич
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Рыманов Владимир Федорович
RU2389640C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2003
  • Алексеев Юрий Николаевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Беззубик Олег Николаевич
  • Денисов Валерий Иванович
RU2268193C2
ЛЕДОКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЛАВАЮЩИХ ТЕЛ 2009
  • Пруин Беренд
  • Нихита Клаудиу
RU2483967C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 762 746 A3

Реферат патента 1992 года Ледокольное судно

Использование: в судах ледового плавления с ледокольными элементами и имеет целью повышения их маневренности. Сущность: ледоразрушающие элементы судна выполнены поворотными или выдвижными из выемок в бортах корпуса таким образом, что в убранном положении образуют единую поверхность с обшивкой судна. Поворотные и выдвижные ледоразрушающие элементы могут быть установлены и в кормовой части корпуса, и за органами управления и движения. Днище корпуса выполнено в поперечном направлении ступенчатым, с кромками ступеней, ориентированными в продольном направлении 5 з. п ф-лы 17 ил

Формула изобретения SU 1 762 746 A3

фиг. 1

17

fc/г.З

//

flt/г 4

Фиг. 5

Фиг. 5

фиг. 8

М I

16

17

11

PL/г. fO

28

11

иг. 11

ZI 2Л$

г

9Z

Т I

/ / 9Ј Ј tЈ &

Ј/ г л Ј

I

V

Z

/

/ /

/

/

У

-

/ / /

ЈЈ 7,Ј tЈ К

.f/

9t i29il

Редактор Т.Шарганова

Составитель О.Васильева

Техред М.МоргенталКорректор О.Густи

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1762746A3

Патент СССР № 1308180,кл
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 762 746 A3

Авторы

Йенс-Хольгер Хелльманн

Рихард Хельшер

Херманн Якоб Янссен

Альфред Клееманн

Карл-Хайнц Рупп

Йоахим Шварц

Гюнтер Варгес

Хайнрих Ваас

Даты

1992-09-15Публикация

1988-09-14Подача