Система управления самолета Советский патент 1992 года по МПК B64C5/10 B64C9/30 

Описание патента на изобретение SU1762751A3

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких и спортивно-пилотажных самолетов.

Наиболее близким техническим решением является система управления самолета Як-18Т, содержащая ручку управления, проводку управления к управляемым аэродинамическим поверхностям и к триммеру- компенсатору, состоящую из тяг и качалок.

Недостатком данного технического решения является то, что применяется традиционноизвестныйтриммер, устанавливаемый на задней кромке руля высоты. Наличие триммера на задней кромке руля влечет за собой существенное увеличение весового балансира руля и, как следствие, ухудшение массово-инерционных характеристик руля высоты. Кроме того, размещение триммера непосредственно на руле высоты вызывает необходимость прокладки проводки управления через весь самолет от органов управления триммером в кабине пилота до собственного триммера.

Целью изобретения является упрощение конструкции, снижение веса и улучшение эксплуатационных характеристик.

Поставленная цель достигается тем. что система управления самолета, содержащая ручку управления, проводку управления к аэродинамическим управляемым поверхностям и триммеру-компенсатору состоящую из тяг и качалок, согласно изобретению, снабжена штангой, жестко соединенной с ручкой управления, являющейся ее продолжением и выходящей через пол кабины пилота за обводы фюзеляжа, кронштейном, установленным на штанге, и дополнительной тягой регулируемой длины с приводом. при этом триммер-компенсатор выполнен в

VI

О ГО vj

СЛ

;СО

виде аэродинамической поверхности малого удлинения и шарнирно установлен на свободном конце штанги, дополнительная тяга регулируемой длины одним концом шарнирно соединена с триммером-компенсатором на некотором расстоянии отточки подвески последнего на штанге, а другим концом соединена с приводом, шарнирно установленным на кронштейне штанги, причем проводка тяг управления к аэродинамическим управляемым поверхностям выполнена от кронштейна штанги.

На фиг. 1 изображена система управления в компоновке на самолете: на фиг. 2 - узел I на фиг. 1.

Система управления аэродинамическими управляемыми поверхностями 1 самолета 2 имеет ручку 3 управления, проводку управления, состоящую из тяг 4 и качалок 5.

И ТрИММер-КОМмбпСсй 0| и. LU i dm a 7 ЖС1Л КО

соединена с ручкой 3 управления,является ее продолжением и выходит через пол 8 кабины 9 пилота 10 за ободы фюзеляжа самолета 2. Кронштейн 11 установлен на штанге 7. Триммер-компенсатор 6 шарнирно установлен на свободном конце штанги 7. Дополнительная тяга 12 регулируемой длины одним концом шарнирно соединена с триммером-компенсатором 6 на некотором расстоянии от точки подвески последнего на штанге 7, а другим концом соединена со своим приводом 13, шарнирно установленным на кронштейне 11 штанги 7. Разводка тяг 4 управления к управляемым поверхностям 1 выполнена от кронштейна 11 штанги 7.

Система функционирует следующим образом.

В полете пилот 10 отклоняет ручку 3 управления, посредством тяг 4 управления и качалок 5 отклоняет аэродинамические управляемые поверхности 1. Самолет 2 совер- шает эволюции в заданном режиме. Отклоняя Б ходу управления по тангажу ручку управления 3 относительно точки А, пилот 10 одновременно отклоняет жестко связанную с ней штангу 7 и, следовательно, триммер-компенсатор 6, установленный на ней шарнирно на углы у и д . При этом на триммере-компенсаторе 6, выполненном в виде аэродинамической поверхности малого удлинения, Я 2-3, возникает аэродинамическая сила, направленная либо вверх при отклонении на угол у , либо вниз при отклонении на угол д . Эта сила, расположенная на определенном плече относительно точки А, вызывает относительно последней шарнирный момент, который либо суммируется, либо вычитается из шарнирного момента на ручкеЗ управления от аэродинамических управляемых поверхностей 1. При этом сохраняется возможность при текущем значении углов посредством дополнительной тяги 12 регулируемой длины с помощью привода 13, включая последний, отклонять триммер-компенсатор б на углы и и /3 относительно точки Б, чем и достигается эффект триммирования - полное снятие или уменьшение нагрузок на командные рычаги, в данном случае - на ручке управления. При включении в продольный канал управления расположенных на крыле закрылков и зависающих элеронов при осуществлении системы непосредственного

управления подъемной силой изобретение позволяет наиболее эффективно уменьшить суммарный шарнирный момент, приходящий на ручку 3 управления самолетом 2 одновременно обеспечивая возможность

продольного триммирования самолета 2 в отсутствие триммеров на аэродинамических управляемых поверхностях 1. Формула изобретения Система управления самолета, содержащая ручку управления, проводку управления к аэродинамическим управляемым поверхностям и триммеру-компенсатору, состоящую из тяг и качалок, отличающаяся тем, что, с целью упрощения

конструкции, снижения веса и улучшения эксплуатационных характеристик, система снабжена штангой, жестко соединенной с ручкой управления, являющейся ее продолжением и выходящей через пол кабины пилота за ободы фюзеляжа, кронштейном, установленным на штанге, и дополнительной тягой регулируемой длины с приводом при этом триммер-компенсатор выполнен в виде аэродинамической поверхности малого удлинения и шарнирно установлен на свободном конце штанги, дополнительная тяга регулируемой длины одним концом шарнирно соединена с триммером-компенсатором на некотором расстоянии от точки

подвески последнего на штанге, а другим концом соединена с приводом, шарнирно установленным на кронштейне штанги, причем пр оводка управления к аэродинамическим управляемым поверхностям

выполнена от кронштейна штанги.

Похожие патенты SU1762751A3

название год авторы номер документа
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005662C1
СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА 1994
RU2089447C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2097267C1
АВТОЖИР, СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО ЦЕНТРОВКИ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005657C1
ПЛАНЕР ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Низов Сергей Николаевич
RU2646691C2
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА 2014
  • Дурнев Роман Александрович
  • Трофимов Алексей Владимирович
  • Кочетов Олег Савельевич
RU2582513C2
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ 1999
  • Игнатьев В.В.
  • Левин В.А.
  • Мясников В.П.
  • Ревенко Н.П.
RU2174080C2
Самолет 1990
  • Жидовецкий Казимир Михайлович
SU1762747A3
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА 2006
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Куликов Владимир Евгеньевич
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Гласко Владимир Николаевич
  • Розин Леонид Михайлович
RU2312793C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 762 751 A3

Реферат патента 1992 года Система управления самолета

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких и спортивно-пилотажных самолетов. Цель изобретения - упрощение конструкции, снижение веса и улучшение эксплуатационных характеристик системы. Система управления аэродинамическими управляемыми поверхностями самолета имеет ручку управления, проводку управления, состоящую из тяг и качалок, и триммер- компенсатор. Штанга жестко соединена с ручкой управления, является ее продолжением и выходит через пол кабины пилота за ободы фюзеляжа самолета. Триммер-компенсатор выполнен в виде аэродинамической поверхности малого удлинения и шарнирно установлен на свободном конце штанги. Дополнительная тяга регулируемой длины одним концом шарнирно соединена стриммером-компенсатором а другим концом - со своим приводом, шарнирно установленным на кронштейне штанги Разводка тяг управления выполнена от кронштейна. 2 ил сл

Формула изобретения SU 1 762 751 A3

Г

д

//

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1762751A3

Пришкольник В.А., Янкевич Ю.Н
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
- М.; Транспорт, 1978, с
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором 1915
  • Круповес М.О.
SU59A1
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1

SU 1 762 751 A3

Авторы

Жидовецкий Казимир Михайлович

Даты

1992-09-15Публикация

1990-06-11Подача