Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких и спортивно-пилотажных самолетов.
Наиболее близким техническим решением является система управления самолета Як-18Т, содержащая ручку управления, проводку управления к управляемым аэродинамическим поверхностям и к триммеру- компенсатору, состоящую из тяг и качалок.
Недостатком данного технического решения является то, что применяется традиционноизвестныйтриммер, устанавливаемый на задней кромке руля высоты. Наличие триммера на задней кромке руля влечет за собой существенное увеличение весового балансира руля и, как следствие, ухудшение массово-инерционных характеристик руля высоты. Кроме того, размещение триммера непосредственно на руле высоты вызывает необходимость прокладки проводки управления через весь самолет от органов управления триммером в кабине пилота до собственного триммера.
Целью изобретения является упрощение конструкции, снижение веса и улучшение эксплуатационных характеристик.
Поставленная цель достигается тем. что система управления самолета, содержащая ручку управления, проводку управления к аэродинамическим управляемым поверхностям и триммеру-компенсатору состоящую из тяг и качалок, согласно изобретению, снабжена штангой, жестко соединенной с ручкой управления, являющейся ее продолжением и выходящей через пол кабины пилота за обводы фюзеляжа, кронштейном, установленным на штанге, и дополнительной тягой регулируемой длины с приводом. при этом триммер-компенсатор выполнен в
VI
О ГО vj
СЛ
;СО
виде аэродинамической поверхности малого удлинения и шарнирно установлен на свободном конце штанги, дополнительная тяга регулируемой длины одним концом шарнирно соединена с триммером-компенсатором на некотором расстоянии отточки подвески последнего на штанге, а другим концом соединена с приводом, шарнирно установленным на кронштейне штанги, причем проводка тяг управления к аэродинамическим управляемым поверхностям выполнена от кронштейна штанги.
На фиг. 1 изображена система управления в компоновке на самолете: на фиг. 2 - узел I на фиг. 1.
Система управления аэродинамическими управляемыми поверхностями 1 самолета 2 имеет ручку 3 управления, проводку управления, состоящую из тяг 4 и качалок 5.
И ТрИММер-КОМмбпСсй 0| и. LU i dm a 7 ЖС1Л КО
соединена с ручкой 3 управления,является ее продолжением и выходит через пол 8 кабины 9 пилота 10 за ободы фюзеляжа самолета 2. Кронштейн 11 установлен на штанге 7. Триммер-компенсатор 6 шарнирно установлен на свободном конце штанги 7. Дополнительная тяга 12 регулируемой длины одним концом шарнирно соединена с триммером-компенсатором 6 на некотором расстоянии от точки подвески последнего на штанге 7, а другим концом соединена со своим приводом 13, шарнирно установленным на кронштейне 11 штанги 7. Разводка тяг 4 управления к управляемым поверхностям 1 выполнена от кронштейна 11 штанги 7.
Система функционирует следующим образом.
В полете пилот 10 отклоняет ручку 3 управления, посредством тяг 4 управления и качалок 5 отклоняет аэродинамические управляемые поверхности 1. Самолет 2 совер- шает эволюции в заданном режиме. Отклоняя Б ходу управления по тангажу ручку управления 3 относительно точки А, пилот 10 одновременно отклоняет жестко связанную с ней штангу 7 и, следовательно, триммер-компенсатор 6, установленный на ней шарнирно на углы у и д . При этом на триммере-компенсаторе 6, выполненном в виде аэродинамической поверхности малого удлинения, Я 2-3, возникает аэродинамическая сила, направленная либо вверх при отклонении на угол у , либо вниз при отклонении на угол д . Эта сила, расположенная на определенном плече относительно точки А, вызывает относительно последней шарнирный момент, который либо суммируется, либо вычитается из шарнирного момента на ручкеЗ управления от аэродинамических управляемых поверхностей 1. При этом сохраняется возможность при текущем значении углов посредством дополнительной тяги 12 регулируемой длины с помощью привода 13, включая последний, отклонять триммер-компенсатор б на углы и и /3 относительно точки Б, чем и достигается эффект триммирования - полное снятие или уменьшение нагрузок на командные рычаги, в данном случае - на ручке управления. При включении в продольный канал управления расположенных на крыле закрылков и зависающих элеронов при осуществлении системы непосредственного
управления подъемной силой изобретение позволяет наиболее эффективно уменьшить суммарный шарнирный момент, приходящий на ручку 3 управления самолетом 2 одновременно обеспечивая возможность
продольного триммирования самолета 2 в отсутствие триммеров на аэродинамических управляемых поверхностях 1. Формула изобретения Система управления самолета, содержащая ручку управления, проводку управления к аэродинамическим управляемым поверхностям и триммеру-компенсатору, состоящую из тяг и качалок, отличающаяся тем, что, с целью упрощения
конструкции, снижения веса и улучшения эксплуатационных характеристик, система снабжена штангой, жестко соединенной с ручкой управления, являющейся ее продолжением и выходящей через пол кабины пилота за ободы фюзеляжа, кронштейном, установленным на штанге, и дополнительной тягой регулируемой длины с приводом при этом триммер-компенсатор выполнен в виде аэродинамической поверхности малого удлинения и шарнирно установлен на свободном конце штанги, дополнительная тяга регулируемой длины одним концом шарнирно соединена с триммером-компенсатором на некотором расстоянии от точки
подвески последнего на штанге, а другим концом соединена с приводом, шарнирно установленным на кронштейне штанги, причем пр оводка управления к аэродинамическим управляемым поверхностям
выполнена от кронштейна штанги.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ | 1992 |
|
RU2005662C1 |
СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА | 1994 |
|
RU2089447C1 |
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2097267C1 |
АВТОЖИР, СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО ЦЕНТРОВКИ | 1992 |
|
RU2005657C1 |
ПЛАНЕР ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2646691C2 |
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА | 2014 |
|
RU2582513C2 |
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2174080C2 |
Самолет | 1990 |
|
SU1762747A3 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОЛЕТА | 2006 |
|
RU2312793C1 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании легких и спортивно-пилотажных самолетов. Цель изобретения - упрощение конструкции, снижение веса и улучшение эксплуатационных характеристик системы. Система управления аэродинамическими управляемыми поверхностями самолета имеет ручку управления, проводку управления, состоящую из тяг и качалок, и триммер- компенсатор. Штанга жестко соединена с ручкой управления, является ее продолжением и выходит через пол кабины пилота за ободы фюзеляжа самолета. Триммер-компенсатор выполнен в виде аэродинамической поверхности малого удлинения и шарнирно установлен на свободном конце штанги. Дополнительная тяга регулируемой длины одним концом шарнирно соединена стриммером-компенсатором а другим концом - со своим приводом, шарнирно установленным на кронштейне штанги Разводка тяг управления выполнена от кронштейна. 2 ил сл
Г
д
//
Пришкольник В.А., Янкевич Ю.Н | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
- М.; Транспорт, 1978, с | |||
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором | 1915 |
|
SU59A1 |
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1990-06-11—Подача