Экраноплан Советский патент 1992 года по МПК B64C39/00 B60V1/00 

Описание патента на изобретение SU1763291A1

ел

с

Похожие патенты SU1763291A1

название год авторы номер документа
ЭКРАНОПЛАН 1997
  • Зайцев Владимир Михайлович
  • Маргулис Валерий Яковлевич
RU2106991C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ПОВЫШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ЭКРАНОПЛАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПОСОБА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА 2010
  • Новиков-Копп Иван
RU2539443C2
ЭКРАНОПЛАН "RUSWIND" (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Екимов С.В.
RU2140370C1
ЭКРАНОПЛАН 2016
  • Баранов Сергей Александрович
RU2651530C1
Водно-воздушное транспортное средство 2021
  • Решетников Михаил Иванович
RU2785913C2
ЭКРАНОПЛАН И СПОСОБ ПРОДОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКРАНОПЛАНОМ 1993
  • Наволоцкий Леонид Николаевич
RU2097229C1
ЭКРАНОПЛАН 2001
  • Василевский И.М.
  • Кирилловых В.Н.
  • Привалов Э.И.
  • Перельман Б.С.
  • Айзен С.Н.
RU2225800C2
ЭКРАНОПЛАН 1991
  • Розенштейн Вадим Семенович
  • Перельман Борис Семенович
RU2005661C1
ЛЕГКИЙ ЭКРАНОПЛАН 2006
  • Картовенко Михаил Валерьевич
  • Макаров Юрий Васильевич
RU2299822C1
ЭКРАНОПЛАН 2004
  • Данилов Владимир Петрович
RU2273572C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 763 291 A1

Реферат патента 1992 года Экраноплан

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях экранопланов. Цель изобретения - повышение устойчивости и безопасности движения над водной поверхностью в околоэкранном полете, снижение массы и повышение массовой отдачи. Цель достигается тем, что связь глиссирующей пластины 3 с днищем корпуса 2 выполнена в виде двух параллельных тяг 1 одинаковой длины, расположенных в плоскости симметрии экраноплана. Тяги 1 шарнирно связаны с пластиной 3 и днищем корпуса 2, а между корпусом 2 и тягой 1 установлен элемент упругой связи - амортизатор 5. Даны параметры пластины 3 и углы ее установки. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 763 291 A1

ц.м

/

ON Сл) Ю ЧЭ

Фиг.1

Изобретение относится к конструкции летательных аппаратов, а именно экраноп- ланов.

Известен экраноплан, содержащий корпус, крыло, кормовое устройство стабилиза- ции, включающее вертикальное (ВО) и горизонтальное (ГО) оперения. Однако этот экраноплан имеет существенный недостаток, заключающийся в следующем. Для компенсации неблагоприятного в отноше- нии обеспечения устойчивости влияния скосов потока за крылом на эффективность ГО последнее делается весьма развитым в продольном и поперечном направлениях и выносится на достаточно большое удаление от крыла в продольном направлении. Это приводит к непропорционально большим по сравнению с основным несущим крылом размерам и массе хвостового оперения, увеличению размеров и массы всего экра- ноплана, повышению напряжений и упругих деформаций в его элементах, что приводит к снижению прочности и устойчивости и уменьшению аэродинамического качества. Для повышения прочности и жес- ткости корпуса экраноплана приходится увеличивать толщину обшивки и ужесточать набор корпуса, что в итоге приводит к заметному снижению полезной весовой отдачи экраноплана. Применение для улучшения устойчивости системы автоматического управления повышает стоимость и усложняет экраноплан. Кроме того, согласно условиям эксплуатации, САУ зачастую приходится отключать на самых опасных режимах полета, связанных с разгоном и маневрированием.

В качестве прототипа выбрано транс- портнбе средство, содержащее глиссирующие пластины, установленные на транспортном средстве, которые служат для создания поддерживающей гидродинамической силы. Несущие гидродинамические способности каждой из используемых пластин существенно зависят от положения корпуса аппарата относительно водной по- верхности и ни одна из используемых пластин не может выполнять самостоятельно функции стабилизации. Все установленные пластины в совокупности при одновременном их использовании способны предохра- нять аппарат от создания значительного угла дифферента или крена, т.е. удара в воду. Недостатком предложенного глиссирующего устройства является наличие большого количества глиссирующих пла- стин (не менее трех), что создает значительное гидродинамическое сопротивление и требует увеличения тяги двигателей, повышение риска катастрофических последствий в случае поломки одной (любой) из

пластин и тем самым обусловливает использование пластин лишь на малых аппаратах при относительно невысокой скорости движения. Устройство используется на режимах взлета и посадки; на крейсерских режимах не используется.

Цель изобретения - повышение устойчивости и безопасности движения над водной поверхностью в околоэкранном полете, снижение массы и повышение массовой отдачи, улучшение динамических характеристик в продольном и боковом движении, обеспечение постоянного контакта глиссирующей пластины с водой и гашение вибра- ций корпуса. Поставленная цель изобретения достигается тем, что связь глиссирующей пластины с днищем выполнена в виде двух параллельных тяг одинаковой длины, расположенных в плоскости экраноплана и шарнирно связанных с глиссирующей пластиной и днищем на расстоянии L (0,8,...1,5)- Ьа, где L- расстояние от центра масс до оси шарнира крепления передней тяги к днищу корпуса; Ьа - средняя аэродинамическая хорда крыла, позади центра масс экраноплана, при этом между днищем и тягами установлен элемент упругой связи, глиссирующая пластина выполнена с поперечным V 20,..., 40°, площадью 0,2,..., 2% площади крыла, длиной (510%) Ьа и уставлена с углом атаки

24°, элемент упругой связи выполнен в

виде газогидравлического амортизатора самолетного типа, одним концом закрепленного на днище, а другим - к одной из тяг.

На фиг, 1 представлено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 показана конструкция гидростабилизирующего устройства; на фиг. 3 представлена амплитуд- ночастотная характеристика газогидравлического амортизатора; на фиг. 4 - дан график зависимости динамического заброса A ha от относительной высоты при возмущающем воздействии рулем; на фиг. 5 - показан график зависимости динамического заброса Aha no h от h при возмущающем воздействии закрылками; на фиг. б дан график зависимости радиуса виража от скорости полета V.

Длины тяг I и их крепление к корпусу 2 и пластине 3 подбираются так, чтобы оси 4 тяг в точках пересечения с осями, проведенными в плоскости симметрии экраноплана через центры шарниров на пластине 3 и корпусе 2, составили параллелограмм. Для обеспечения постоянного контакта гидро- стабилизирующей пластины 3 с водой даже при наличии волнения на поверхности, восприятия вибрационных нагрузок, действующих на экраноплан, на нем устанавливается газогидравлический амортизатор 5 самолетного типа, который одним концом крепится к днищу корпуса 2, другим - к одной из тяг 1. Гидродинамические силы, возникающие на гидростабилизирующей пластине 3 при ее глиссировании, через параллелог- раммный механизм и амортизирующее устройство 5 передаются на корпус экраноплана и служат для его стабилизации.

Принцип работы устройства состоит в следующем.

Увеличение угла тангажа вызывает увеличение, а уменьшение тангажа - уменьшение угла атаки агс. гидростабилизирующей пластины. Изменение агс при водит к соответствующему изменению подъемной силы пластины Угс, причем приращение ДУгс вызывает появление на экраноплане приращения продольного момента Mz относительно центра масс экраноплана - положительного при уменьшении и отрицательного - при увеличении тангажа. За счет этого осуществляется стабилизующее влияние пластины. Поскольку гидростабилизи- рующее устройство имеет свободу перемещения лишь в вертикальной плоскости симметрии, а в вертикальной поперечной плоскости оно перемещения не имеет, то имеющая поперечную V-образность глиссирующая пластина 3 при реализуемых сравнительно высоких скоростях движения является эффективным стабилизатором экраноплана по крену и рысканию. В то же время стабилизирующая пластина, будучи в контакте с водой позади центра масс экраноплана, позволяет уменьшить радиус виража при развороте. Макетный образец предложенного устройства успешно прошел ходовые испытания на радиоуправляемой модели экраноплана. Некоторые результаты испытаний приведены на фиг, 4, 5 и 6. Испытания показали, что использование гидростабилизирующегоустройства позволяет существенно уменьшить динамический заброс экраноплана по высоте при возмущающих воздействиях на экраноплан, а также радиус виража в полете. Таким образом, использование предлагаемого изобретения обеспечения по сравнению с базовым объектом - экранопланом следующие преимущества: экономию материалов, снижение размеров и массы экраноплана за счет возможного уменьшения размеров и массы основного стабилизирующего устройства при тех же характеристиках устойчивости и полезной весовой

отдаче; снижение нагрузок и упругих деформаций конструкции экраноплана также за счет возможного уменьшения размеров основного стабилизирующего устройства; применение гидростабилизатора позволяет

повысить устойчивость и, следовательно, безопасность полета за счет стабилизирующего эффекта, достигаемого вследствие контакта гидростабилизирующей поверхности с водной поверхности; повышение полезной весовой отдачи за счет уменьшения массы хвостового оперения.

Формула изобретения 1 .Экраноплан, содержащий корпус, крыло, кормовое устройство стабилизации,

отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости и безопасности движения над водной поверхностью в околоэкранном полете, снижения массы и повышения массовой отдачи, он снабжен

гидростабилизирующим устройством, выполненным в виде глиссирующей пластины, шарнирно установленной на двух параллельных тягах одинаковой длины, расположенных в плоскости симметриф

экраноплана и шарнирно закрепленных на его днище на расстоянии 1 (0,8...1,5) Ьа где L - расстояние от центра масс до оси шарнира крепления передней тяги к днищу корпуса; Ьа - средняя аэродинамическая хорда

крыла, позади центра масс экраноплана, и элементом упругой связи, установленным между днищем и тягами.

2. Экраноплан по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью улучшения

динамических характеристик в продольном и боковом движении, глиссирующая пластина выполнена с поперечным V 20-40°, площадью 0,2...2% площади крыла, длин ой (5...10%) Ьа и установлена с углом атаки 2-4°.

3. Экраноплан по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью обеспечения постоянного контакта глиссирующей пластины с водой и гашения вибраций, элемент упругой связи выполнен в виде газогидравлического амортизатора самолетного типа, одним концом закрепленного на днище, а другим - к одной из тяг.

о

ff.J

Фие.з

К

У

А-А

V

Фиг. 2

7,0 и},гч

ьЬг ГРАД

&Ьв.

Фиг. 4

AOj

7.z

Фиг. S

,

j

0.3

,«%

Фиг 6

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1763291A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Н
И
Белавин Экранопланы, Ленинград, Судостроение, 1977, стр
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США № 4685641, кл
Нагревательный прибор для центрального отопления 1920
  • Шашков А.Н.
SU244A1

SU 1 763 291 A1

Авторы

Розенштейн Вадим Семенович

Бойко Виктор Иванович

Даты

1992-09-23Публикация

1990-02-16Подача