Изобретение относится к устройствам для соединения зубчатого колеса с валом, в частности к синхронизаторам, используемым в коробке передач транспортных машин.
Известны синхронизаторы, содержащие вал, на котором с возможностью вращения установлено колесо с соединенными с ним зубчатым венцом с конической поверхностью, имеющей возможность взаимодействия с конусом блокирующего кольца, имеющего возможность ограниченного перемещения относительно закрепленной на валу ступицы при осевом перемещении муфты, и разрезное кольцо, имеющее возможность взаимодействия с муфтой при ее осевом перемещении 1.
В этих синхронизаторах в ступице установлен размещенный в радиальном направлении ролик, поверхность которого прилегает к поверхности лунки, выполненной в блокирующем кольце. В блокирующем кольце выполнены пазы, в которых размещены части разрезного кольца, выступы которых имеют возможность взаимодействия с выступом на зубьях муфты при ее перемещении в сторону зубчатого венца. Это перемещение вызывает осевое смещение блокирующего кольца и взаимодействие его конической поверхности с конической поверхностью зубчатого венца. Из-за разницы частоты вращения кольца и венца происходит взаимное их угловое смещение, при этом происходит взаимодействие поверхностей лунки и ролика, что вызывает осевое смещение блокирующего кольца. Вплоть до синхронизации дальнейшему перемещению муфты препятствует разрезное кольцо.
Х|
О
со XJ
CJ
части которого перемещаются в радиальном направлении при вращении блокирующего кольца. Конструкция синхронизатора ,сложна и малонадежна. Сложно выполнить установку ролика, при этом в процессе работы ролик, если он был закреплен, можег быть расшатан и тогда при вращении ступицы он будет перемещаться в радиальном направлении вплоть до упора в муфту, что отрицательно скажется на функционировании синхронизатора. Сложно выполнить строго ориентированные пазы для установки частей разрезного кольца, при этом блокирующее кольцо выполнено составным хотя бы из-за того, что пружинное кольцо вызовет интенсивное разрушающее воздействие более мягкого блокирующего кольца, поверхность взаимодействия с роликом которого также получит остаточную деформацию, что приведет кухудшениюра- боты синхронизатора.
Известны устройства для соединения зубчатого колеса с валом, содержащие вал, на котором с возможностью вращения установлено колесо с соединенным с ним зубчатым венцом с конической поверхностью, имеющей возможность взаимодействия с конусом зубчатого блокирующего кольца, имеющего возможность ограниченного перемещения относительно закрепленной на валу ступицы при осевом перемещении муфты, и упругое кольцо, имеющее возможность взаимодействия с муфтой при ее осевом перемещении 2.
В этих синхронизаторах упругое кольцо установлено на наружной цилиндрической поверхности блокирующего кольца и выполнено с выпуклыми участками для взаимодействия через разнесенные по окружности наклонные кулачковые части на внутренней цилиндрической поверхности муфты включения и с вогнутыми участками между ними, которые входят в канавки блокирующего кольца для исключения чрезмерного выпучивания упругих колец, При взаимодействии муфты и упругого кольца происходит деформация кольца, что отрицательно сказывается на надежности устройства.
Известен синхронизатор, содержащий вал, на котором с возможностью вращения установлено колесо с соединенным с ним зубчатым венцом с конической поверхностью, имеющей возможность взаимодействия с конусом зубчатого блокирующего кольца, установленного с возможностью ограниченного перемещения относительно закрепленной на валу ступицы при осевом перемещении муфты, и разрезное кольцо с выступами, размещенными в пазах муфты и имеющими возможность взаимодействия с
зубьями муфты, укороченными по высоте и имеющими наклонные поверхности 3.
Такие синхронизаторы представляют собой выключаемые фрикционные муфты со сцепляющимися органами, имеющими осевое перемещение. В них имеющий осевое перемещение орган прижимается исключительно к соосно расположенному органу, при этом предусмотрены средства увеличе0 ния силы сцепления, Так предусмотрены разрезные кольца, между коническими поверхностями которых возникают регулируемые усилия. Однако выполнение колец разрезными вызывает дополнительные за5 траты в производстве на их изготовление, причем большие затраты металла будут иметь место при выполнении набора этих колец. Дополнительные затраты в производстве будут иметь место и из-за выполне0 ния толкателей, их упругих звеньев и выступов блокирующих колец, По мере увеличения размеров синхронизатора будет увеличиваться пассивный объем металла синхронизатора, что скажется на увеличе5 нии инерционных масс и может привести к снижению эффективности его работы.
Цель изобретения - повышение эффективности синхронизатора в работе путем упрощения его конструкции и уменьшения
0 массы его деталей,
Это достигнуто тем, что а синхронизаторе, содержащем вал, на котором с возможностью вращения установлено колесо с соединенным с ним зубчатым венцом с ко5 нической поверхностью, имеющей возможностью взаимодействия с конусом зубчатого блокирующее кольца, установленного с возможностью ограниченного перемещения относительно закрепленной на
0 валу ступицы при осевом перемещение муфты, и разрезное кольцо с выступами размещенными в пазах ступицы и имеющими возможность взаимодействия с зубьями муфты, укороченными по высоте и имеющи5 ми наклонные поверхности, блокирующие зубья блокирующего кольца размещены Е пазах ступицы, ограниченных блоками ее зубьев с каждой стороны, при этом укороченные по высоте и имеющие наклонные
0 поверхности зубья муфты выполнены симметричными.
Размещение в пазах ступицы блокирующих зубьев блокирующего кольца, ограниченных блоками ее зубьев с каждой
5 стороны, и выполнение укороченных по высоте и имеющих наклонные поверхност / зубьев муфты симметричными в синхрони заторе позволяет упростить его конструк цию за счет совмещения в одних паза выступов упругого кольца и блокирующи
зубьев блокирующего кольца, при этом ограничение пазов блоком зубьев ступицы, в свою очередь, способствует уменьшению массы деталей синхронизатора, в частности ступицы. Ограничение пазов ступицы блоком зубьев ступицы с каждой стороны позволяет выполнить ступицу с небольшим числом зубьев, что существенно скажется на уменьшении момента инерции синхронизатора. Этому, как и упрощению конструкции синхронизатора, способствует выполнение симметричными укороченных по длине и имеющих наклонные поверхности зубьев муфты.
На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг. 2 - продольный разрез синхронизатора; на фиг. 3 - вид на ступицу, муфту и упругое кольцо; на фиг, 4 - вид на элементы синхронизатора сверху; на фиг. 5 - положение муфты при включенной передаче.
На валах 1 и 2 (фиг. 1) коробки передач 3 установлены зубчатые колеса 4-8. С колесом 4 соединен зубчатый венец 9, имеющий коническую фрикционную поверхность 10 (фиг. 2). С колесом 5 соединен зубчатый венец 11с конической поверхностью 12. На валу 2 закреплена ступица 13. Для этого в валу 2 установлена шпонка 14 (повернуто) и пружинное кольцо 15, На ступице 13 установлена перемещаемая s осевом направлении муфта 16. В ступице 13 выполнены пазы 17 (фиг. 3), в которых размещены выступы 18 разрезного кольца 19. На ступице 13 выполнены зубья 20, с которыми зацеплены зубья 21 муфты 16. Кольцо 19 имеет возможность взаимодействия с блокирующим кольцом 22. На кольце 22 выполнен конус 23 для взаимодействия с конической поверхностью 12 венца 11, Выступы 18 имеют возможность взаимодействия с укороченными зубьями 24. Длина зубьев 24 меньше длины зубьев 21 муфты 16. Зубья 24 имеют наклонные поверхности.
Блокирующие зубья 25 (фиг. 4) блокирующего кольца 22 размещены в пазах 17 сту- пицы 13. Блокирующие зубья 26 блокирующего кольца 27 также размещены в пазах 17. Пазы 17 ступицы 13 ограничены блоками зубьев 28 с каждой стороны. Зубья 29 выполнены одинаковыми с зубьями 24, Наклонные поверхности 30 зубьев 24 и зубьев 29 выполнены одинаковыми. Тем самым укороченные по высоте и имеющие наклонные поверхности 30 зубья 24 и зубья 29 муфты 16 выполнены симметричными. В пазах 17 размещены выступы 31 разрезного кольца 32. Блокирующее кольцо 27 оснащено конической поверхностью 33,
Размещение в пазах 17 ступицы 13 блокирующих зубьев 25 и 26 блокирующих колец 22 и 27, ограниченных блоками зубьев 28 ступицы 13с каждой стороны, и выполнение укороченных по высоте и имеющих наклонные поверхности 30 зубьев 24 и 29
муфты 16 симметричными в синхронизаторе, охарактеризованном вышеприведенной совокупностью признаков, позволяет упростить его конструкцию за счет совмещения в пазах 17 выступов 18 и 31 упругих колеи
19 и 32 соответственно, а также блокирующих зубьез 25 и 26 блокирующих колец 22 и 27, при этом ограничение пазов 17 блоками зубьев 28 ступицы 13, в свою очередь, способствует уменьшению массы деталей синхронизатора, в частности ступицы 13, момент инерции которой уменьшен. Этому, как и упрощению конструкции синхронизатора, способствует выполнение симметричными укороченных по высоте и имеющих
наклонные поверхности 30 зубьев 24 и 29 муфты 16.
Синхронизатор работает следующим образом.
При перемещении муфты 16 поверхности 30 укороченных зубьев 24 взаимодействуют с заходными поверхностями выступов 18 упругого разрезного кольца 19, перемещая его к блокирующему кольцу 22. При дальнейшем перемещении муфты 16 происходит перемещение блокирующего кольца 22, что приводит к радиальной деформации упругого разрезного кольца 19 и нарастанию осевого усилия на блокирующем кольце 22. Фрикционная поверхность конуса 23
взаимодействует с конической фрикционной поверхностью 12 венца 11. После выравнивания угловых скоростей вала 2 и зубчатого колеса 5 муфту 16 перемещают далее, при этом кольцо 19 деформируется в
радиальном направлении, и зубья 21 взаимодействуют с зубьями венца 11. При дальнейшем перемещении муфты 16 зубья 21 входят в зацепление с зубьями венца 11. Выступы 18 кольца 19 попадают во впадины
зубьев 29 с другой стороны муфты 16. Таким образом, зубчатое колесо 5 будет соединено валом 2, при этом выступы 18 препятствуют самопроизвольному перемещению муфты 16 и разъединению зубчатого колеса 5 с
валом 2. При включенной передаче вращение от первичного вала 1 передается через колесо 34 промежуточному валу 35, далее шестерне 36, колесу 5, муфте 16, ступице 13 и валу 2.
Аналогично происходит включение передачи при соединении вала 2 с колесами 4, 6 и 7.
Размещение в пазах 17 ступицы блокирующих зубьев 20 блокирующих колец 22 и
27, ограниченных блоками зубьев 28, 25 и 26 ступицы 13, и выполнение укороченных по высоте и имеющих наклонные поверхности 30 зубьев 24 и 29 муфты 16 симметричными в сихронизаторе, охарактеризованном вышеприведенной совокупностью признаков, позволяет обеспечить его эффективную и надежную работу, поскольку его конструкция проста, а масса деталей сравнительно невелика, что существенно скажется на моменте инерции вращающихся деталей, в частности, ступицы 13, при этом обеспечены предпосылки для предотвращения самовыключения за счет попадания выступов 18 кольца 19 во впадины зубьев 29 с другой стороны муфты 16.
При использовании предложенной совокупности признаков будет повышена эффективность работы синхронизатора путем упрощения его конструкции и уменьшения массы его деталей.
0
5
0
Формула изобретения Синхронизатор, содержащий вал, на котором с возможностью вращения установлено колесо с соединенным с ним зубчатым венцом с конической поверхностью, имеющей возможность взаимодействия с конусом зубчатого блокирующего кольца, установленного с возможностью ограниченного перемещения относительно закрепленной на валу ступицы при осевом перемещении муфты, и разрезное кольцо с выступами, размещенными в пазах ступицы и имеющими возможность взаимодействия с зубьями муфты, укороченными по высоте и имеющими наклонные поверхности, отличающий с я тем, что, с целью повышения эффективность работы путем упрощения конструкции и уменьшения массы его деталей, блокирующие зубья блокирующего кольца размещены в пазах ступицы, ограниченных блоками ее зубьев с каждой стороны, при этом укороченные по высоте и имеющие наклонные поверхности зубья муфты выполнены симметричными.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронизатор | 1983 |
|
SU1090944A1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 1991 |
|
RU2039890C1 |
Синхронизатор | 1987 |
|
SU1428865A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
Синхронизатор | 1988 |
|
SU1580074A1 |
Синхронизатор планетарной коробки передач | 1991 |
|
SU1798558A1 |
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки | 1984 |
|
SU1157288A1 |
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ИНЕРЦИОННОГО ТИПА | 2010 |
|
RU2427736C1 |
Синхронизатор коробки передач (его варианты) | 1983 |
|
SU1209962A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения зубчатого колеса с валом, используемым в транспортных средствах Цель - повышение эффективности синхронизатора в работе путем упрощения конструкции и уменьшения массы деталей. Синхронизатор содержит вал, на котором с возможностью вращения установлено колесо с соединенным с ним зубчатым венцом с конической поверхностью. Эта поверхность может взаимодействовать с конусом зубчатого блокирующего кольца. На валу закреплена ступица с перемещаемой в осевом направлении муфтой. В пазах ступицы размещено разрезное кольцо с выступами и блокирующие зубья блокирующего кольца, ограниченные блоками ее зубьев с каждой стороны. При этом укороченные по высоте и имеющие наклонные поверхности зубья выполнены симметричными. 5 ил. с/ С
16 56
8
Jo &
19 25
Физ.2
Физ.З
16
19
18
И
21
20
Фие.
п
Фиг. 5
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ХИРУРГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ФИМОЗА У ДЕТЕЙ | 2000 |
|
RU2190964C2 |
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ АКСОНА НЕРВНОЙ КЛЕТКИ | 0 |
|
SU167319A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Авторы
Даты
1992-09-23—Публикация
1988-02-15—Подача