Предлагаемое изобретение относится к области рельсового транспорта с использованием большепролетных объектов, например мостовых агрегатов с х. назначения, в частности к конструкциям устройств для перемещения указанных объектов с одного рельсового пути на другой и может быть использовано в мостовом земледелии.
Предлагаемое изобретение является усовершенствованием известного устройства для перемещения объектов с одного пути на другой, описанного в а.с № 1444211.
В основном авторском свидетельстве № 1444211 описано устройство для перемещения объектов с оного пути на другой, содержащее трансбордерную тележку с поворотными вокруг вертикальной оси колесными опорами и установленные в зонах пересечений направляющих для колесных опор поворотные круги, имеющие отрезки направляющих, выполненные из двух частей, смонтированных с возможностью поворота в вертикальной плоскости посредством шарниров, связывающих их наружные концы с поворотными кругами.
В указанном устройстве не предусмотрено энергоснабжение тоансбордерной тележки от централизованной системы электроснабжения и возможность ее перехода с одного пути на другой без перерыва электроснабжения.
Целью предлагаемого дополнительного изобретения является повышение эффективности системы в целом
гч| О К
/
Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что привод транебор- дерной тележки выполнен электрическим, а токоподвод к нему осуществляется по ши- нопроводам, расположенным араллельно направляющим, отрезками шинопроводов, установленных на поворбтных кругах, и по крайней мере токосъемник, смонтированный на колесных опорах. При этом концевые чябти Ш Йопроводов на поворотных кругах со стороны контактных по- верхностелл выполнены со скосом, а башмаки токосъемников выполнены с трапецеидальным пазом, Концы шинопроводов, выполнены дугообразными в плане с ивнтром кривизны на оси поворотных кру- /гов и снабжены изоляционными наконечниками.
Отличительными признаками предлага- емого изобретения по сравнению с основным по а.с. № 1444211 являются:
-снабжение трансбордерной тележки электроприводом;
-прокладка троллейных шинопроводов на поворотных кругах и параллельно направляющим и снабжение колесных опор трансбордерной тележки по крайней мере одним токосъемником;
-выполнение концов монотроллей в пакете троллейных шинопроводов на поворотных кругах с возможностью плавного захода каретки токосъемника при движении трансбордерной тележки со стороны поля к позиции поперечного перехода.
Перечисленные отличительные признаки предлагаемого дополнительного изобретения отвечают критерию новизны, поскольку каждый в отдельности отсутствует в основном изобретении, а существование причинно-следственной связи между совокупностью этих признаков и ожидае- . мым положительным эффектом подтверждает их существенность.
На фиг. 1 изображена схема полевого участка с продольными и поперечными путями и мостовым агрегатом (основная фигура), на фиг. 2 то же, поворотный круг, вид сверху, на фиг. 3 то же, сечение А-А фиг. 2, на фиг. 4 пакет троллейных шинопроводов в защитном ограждении с кронштейном, на фиг. 5 разрез А-А фиг. 4, на фиг. 6 переход токосъемника с монотроллея на поворотном круге на магистральный монотроллей пакета поперечных троллейных шинопроводов (по стрелке а) и обратно (по стрелке б), на фиг. 7 разрез А-А фиг. 6, на фиг. 8 положения, занимаемые башмаком токосъемника при заходе на монотроллей поворотного круга.
Устройство для перемещения объектов с одного пути на другой содержит трансбор- дернуютележку 1, опирающуюся на повора- чивающиеся относительно ее рамы
5 электрифицированные колесные опоры 2, оборудованные приводом поворота(не показано) и снабженные двухребордными колесами 3, проложенные вдоль и поперек поля направляющими 4 и 5, установленные
0 на их пересечениях поворотные круги, содержащие основание 6 с вмонтированной в нем неподвижной обоймой 7, в которой свободно вращается платформа 8. Отрезки направляющих на поворотном круге
5 выполнены из двух идентичных по конфигурации и размерам частей 9 и 10, установлен- ных в шарнирных опорах 11 и 12, размещенных диаметрально противоположных частях несущей платформы 8. В се0 редине обеих частей направляющих жестко установлены зубчатые венцы 13, между которыми размещается двухсторонняя зубчатая рейка 14. В теле несущей платформы 8 под отрезками направляющих в пределах
5 шарнирных опор 11 и 12 выполнено окно 15, дающее возможность свободным концам частей 9 и 10 наклоняться к центру несущей платформы 8. На поверхности несущей платформы 8 образованы приливы 16 и 17,
0 выполненные с возможностью силового взаимодействия с ребордами колес 3 самоходных опор 2. На вал привода перемещения отрезков направляющих (не показано) насажен червяк 18, взаимодействующий с
5 червячным колесом 19, которое установлено на упорный подшипник 20. В червячное колесо 19 запресована гайка 21, взаимодействующая с винтом 22, жестко закрепленным в теле двухсторонней зубчатой рейки 14.
0 Обойма упорного подшипника 20 и привод перемещения отрезков направляющих (не показано) крепятся к днищу переходного фланца 23, жестко закрепленного на нижней поверхности несущей платформы 8.
5Между основаниями 6 поворотных кругов параллельно направляющим 4 и 5 установлены продольные троллейные шинопроводы 24 в защитном ограждении 25 и поперечные троллейные шинопроводы 26
0 в защитном ограждении 27. Несущая платформа 8 поворотных кругов снабжена вставками с пакетом троллейных шинопроводов 28 и 29, концевые части которых со стороны контактной поверхности выполнены со ско5 сом и снабжены клиновыми накладками 30, Концы троллейных шинопроводов на всех поворотных кругах и стыкующихся с ними поперечных 24 и продольных 26 троллейных шинопроводов выполнены дугообразными
в плане с центром кривизны на оси поворотных кругов и снабжены изоляционными наконечниками 3 и подключены к источнику электроснабжения (не показано). На самоходных колесных опорах 2 трансбордерной тележки 1 посредством кронштейнов 32 установлены электрически спаренные токосъемники 33, Токосъемник 33 состоит из держателя 34, выполненного из электроизоляционного материала с упорами 35 и выступами 36. В держателе 34 на цапфах 37 установлен с возможностью наклона башмак 38 с приливами 39. На цапфах 37 установлены взаимодействующие с упорами 35 и приливами 39 возвратные пружины 40. Держатель 34 посредством рычагов 41 и 42 установлен на плите 43, жестко закрепленной на кронштейне 32 токосъемника 33. Рычаги 41 и 42 связаны с держателем 34 и с плитой 43 шарнирно, при этом рычаг 43 выполнен двуплечим. На плите 43 с помощью пальца 44 закреплена пружина 45, второй конец которой связан двуплечим рычагом 42. Для ограничения движения двуплечего рычага 42 на плите 43 установлен упор 46. Троллейные шинопроводы 28 и 29 на поворотных кругах снабжены защитным ограждением 47.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии устройства отрезки направляющих на поворотных кругах, установленных на пересечении продольных 4 и поперечных 5 путей, ориентированы вдоль той системы путей, на которой в данный момент находится трансбордерная тележка 1, или мостовой агрегат. Например, так как это показано на фиг. 1 (пример выполнения, когда с целью снижения материалоемкости троллейные шинопроводы прокладываются через ряд, а на трансбордерной тележке устанавливаются два, электрически спаренных токосъемника). При этом электроснабжение трансбордерной тележки осуществляется с помощью токосъемника 33, установленного на кронштейне 32,закрепленного с внутренней стороны колесной опоры 2, взаимодействующего с продольными троллейными шинопровода- ми 26, проложенными в ограждении 27. При этом токосъем осуществляется через контактную поверхность, проходящую по дну трапецеидального паза башмака 33, а контактное давление обеспечивается натяжением пружины 45, связанной с двуплечим рычагом 42 (фиг. 7). Под действием пружины 45 держатель 34 башмака 38 токосъемника 33 занимает крайнее верхнее положение, а двуплечий рычаг 42 становится на упор 46.
В случае необходимости перемещения трансбордерной тележки 1 с продольного
пути на смежный ему параллельный путь включается электропривод колесных опор 2 и тележка начинает двигаться по стрелке фиг. 1 в направлении поворотных кругов. В
процессе движения к зоне поперечного перехода электроснабжение осуществляется, как и ранее, через токосъемник 33, находящийся в контакте с продольными троллейными шинопроводами 26. В тот момент,
0 когда передние колесные опоры 2, пройдя первый ряд поворотных кругов, оказываются перед их вторым рядом, токосъемник 33, установленный на колесной опоре 2 с внешней по отношению к раме стороны, вступает
5 во взаимодействие с троллейными шинопроводами 29 на поворотном круге и каждый башмак 38 при соприкосновении ребер с клиновыми накладками 30 монотроллея пакета шинопроводов29, вращаясь на цапфах
0 37, наклоняется до упора 35 держателя 34. При этом воздействуют приливами 39 башмака 38 на один конец возвратных пружин 40, преодолевая их натяжение, обусловленное опорой вторых концов на выступы 36
5 держателя 34. При дальнейшем движении токосъемника 33 за счет скоса на концевой части монотроллея 29, выполненного параллельно контактным поверхностям клиновых накладок 30, происходит скольжение кон0 тактной поверхности ребер башмака 38 по контактной поверхности клиновых накладок 30 с образованием зазора между поверхностью скоса монотроллей 29 и контактной поверхностью, проходящей по дну паза
5 башмака 38. Держатель 34 за счет шарнирной связи с рычагами 41 и 42 опускается, преодолевая натяжение пружины 45, один конец которой закреплен с помощью пальца 44 на плите 43, а другой конец связан с
0 концом двуплечего рычага 42 (фиг. 8). В конце клиновой накладки 30, за счет пружины 45, стремящейся поднять держатель 34, под воздействием возвратной пружины 40 происходит разворот башмака 38, осуществляя
5 тем самым плавную смену одной контактной поверхности башмака 38 на другую - с поверхности кромок ребер на поверхность, проходящую по дну паза.
В момент, когда колеса 3 всех опор 2
0 тележки 1 оказываются на отрезках направляющих соответствующих поворотных кругов, отключается электропривод опор 2 и включается привод перемещения частей отрезков направляющих. Червяк 18 вращает в
5 обойме упорного подшипника 20 червячное колесо 19 вместе с запрессованной в него гайкой 21. В результате взаимодействия гайки 21 с винтом 22 последний начинает спускаться вместе с жестко связанной с ним двухсторонней зубчатой рейкой 14, увлекая
за собой зубчатые венцы 13, связанные с ней. Вращаясь в шарнирных опорах 11 и 12, части 9 и 10 наклоняются к центру несущей платформы 8, опускаясь своими концами в образованное в теле платформы 8 окно 15. В крайнем нижнем положении привод зубчатой рейки отключается.
Колеса 3 опор 2 скатываются к центру, где происходит их продольная фиксация, поперечная фиксация обеспечивается приливами 16 и 17. В течение процесса фиксации колесных опор 2 на поворотных кругах кронштейн 32 токосъемника 33 опускается в пространстве, однако за счеттяжения пружины 45 башмаки 38 остаются в контакте с троллейными шинопроводами 28 и 29 на поворотных кругах. При этом на токосъемнике 33 обеспечивается минимально необходимое контактное давление.
После фиксации колес 3 всех опор 2 тележки 1 на поворотных кругах включается привод поворота колесных опор 2 и колеса 3, своими ребордами взаимодействуя с приливами 16 и 17, осуществляют разворот несущей платформы 8 в неподвижной обойме 7, вмонтированной в основание 6 до совмещения направляющих платформы 8 с поперечными направляющими 5 и совмещения закрепленных на поворотных кругах троллейных шинопроводов 28 и 29 с поперечным троллейным шинопроводом 24, Изоляционные наконечники 31 на концах троллейных шинопроводов на поворотных кругах и стыкующихся с ними поперечных 24 и продольных 26 шинопроводовпозволяют исключить электрический пробой стыкующихся в процессе разворота поворотных кругов троллейных шинопроводов, при обеспечении минимального монтажного зазора между ними.
Отключается привод поворота, осуществляется подъем и выравнивание частей 9 и 10 на поворотных кругах и тележка 1, получая электропитание от поперечного троллейного шинопровода 24, заключенного в защитном ограждении 25, перемещается по поперечному пути на поворотные круги параллельного пути, где все операции повторяются в той же последовательности, после чего тележка 1, получая электропитание через токосъемник 33, установленный с внешней стороны колесной опоры 2,взаимо- действуя с продольными троллейными шинопроводами 26, перемещается по параллельному пути.
При определении экономической эффективности от использования предлагаемого
дополнительного изобретения в качестве базового варианта рассматривается мостовой агрегат пролетом 25 м, обслуживающий овощеводческий комплекс площадью 25 га.
Проложенная по полю система продольных и поперечных направляющих образует участки шириной 25 м, обслуживаемые мостовым агрегатом, Количество поворотных кругов на поле составляет 44 комплекта.
Снабжение поворотных кругов троллейными шинопроводами, укладка продольных и поперечных троллейных шинопроводов, снабжение колесных опор мостового агрегата электроприводом и токосъемниками
обеспечивает повышение эффективности системы в целом, способствует повышению производительности труда и снижает материалоемкость системы.
Общая длина поперечных и продольных
троллейных шинопроводов на площади 25 га при их прокладке в каждом ряду составляет 11500 м, если же троллейные шинопро- воды проложить через ряд, их длина составит 6500 м. При стоимости стандартных троллейных шинопроводов 9 руб.70 коп. за 1 м экономия в рублях составит 48333 руб. В пересчете на 1 га - 1933 руб. Материалоемкость снижается на 56%
Потребность в такого рода устройствах
по республике составляет 20 комплектов и максимальный экономический эффект составляет - 966660 руб.
Формула изобретения
1.Устройство для перемещения объек- тов с одного пути на другой по авт св. №
1444211,отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности, привод трансбордерной тележки выполнен электрическим, а токоподвод к нему включает в
себя шинопроводы, расположенные параллельно направляющим, отрезки шинопроводов, установленные на поворотных кругах и по крайней мере один токосъемник, смонтированный на колесных опорах.
2.Устройство по п. 1,отличающее- с я тем, что концевые части шинопроводов на поворотных кругах со стороны контактной поверхности выполнены со скосом, а
башмаки токосъемников выполнены с трапецеидальным пазом для размещения в нем шинопровода.
3.Устройство поп. 1,отличающее- с я тем, что концы шинопроводов выполнены дугообразными в плане с центром кривизны на оси поворотных кругов и снабжены изоляционными наконечниками.
№z/
ю г-на
СО Г
Ч
L
in r- o o
Л
It -rTll LV :- /
PfJ-vui
Использование: рельсовой транспорт. Сущность изобретения: устройство для перемещения объектов с одного пути на другой содержит трансбордерную тележку, опирающуюся на поворачивающиеся относительно ее рамы электрофицированные колесные опоры, оборудованные приводом поворота (не показано) и снабженные двух- ребордными колесами, проложенные вдоль и поперек поля направляющими, установленные на их пересечениях поворотные круги, содержащие основание с вмонтированной в нем неподвижной обоймой, в которой свободно вращается платформа. Отрезки направляющих на поворотном круге выполнены из двух идентичных по конфигурации и размерам частей, установленных в шарнирных опорах, размещенных в диаметрально противоположных частях несущей платформы. В середине обеих частей направляющих жестко установлены зубчатые венцы, между которыми размещается двухсторонняя зубчатая рейка. 2 з.п. ф-лы, 8 ил. (Л
I /
- Л . Л Л-. j
/{///,
32
Фиг 7
I
30
А-А
10 Г% т
30 2g cJ
Ри;г 5
Устройство для перемещения объектов с одного пути на другой | 1987 |
|
SU1444211A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1992-10-07—Публикация
1990-02-20—Подача