Изобретение предназначено для контроля степени загрязненности смазочных масел мобильных машин при определении необходимости его замены в процессе технического обслуживания.
Известен способ диагностирования смазочного масла, включающий отбор пробы работающего масла из системы в специальную емкость, пропускание электрического тока через проводник, погруженный в масло, измерение сопротивления проводника и сравнение полученного значения сопротивления с эталоном.
Недостатком такого способа является неудовлетворительная точность определения загрязненности масла, так как при этом учитываются свойства масла, в основном характеризующие концентрацию активной части присадки (щелочное число), которая обусловливает интенсивность электрохимической коррозии проводника, погруженного в масло, и значение его сопротивления В то же время не оценивается загрязненность
масла твердыми частицами, например нерастворимыми органическими соединениями.
Цель изобретения - повышение точности определения загрязненности смазочных масел.
Поставленная цель достигается тем, что дополнительно определяют скорость повышения температуры масла при пропускании тока через проводник и скорость изменения сопротивления этого проводника. Использование скорости повышения температуры масла при нагреве в качестве параметра загрязненности обусловлено тем, что эта скорость зависитоттеплоемкости масла, которая, в свою очередь, зависит от суммарного содержания в масле твердых и полутвердых (смолистых) загрязнений, имеющих теплоемкость, отличную от теплоемкости чистого масла.
Способ осуществляется следующим образом.
После определенной наработки отбирают порцию масла заданного объема из гидросистемы мобильного средства, например
(Л
XI
%J
О
из гидросистемы трансмиссии и навесного оборудования трактора или его дизеля. Помещают масло в сосуд с заданной теплоемкостью, погружают в него калиброванный проводник с заданным сопротивлением, доводят температуру масла до заданного начального значения и пропускают через проводник электрический ток заданной величины в течение заданного времени. В начале и в конце промежутка времени измеряют темщературу масла и сопротивление проводника, по которым рассчитывают скорости их изменения и соотношение этих скоростей. Загрязненность масла определяют, сравнивая значение соотношения скоростей с эталоном - номинальным и предельным значениями этого относительного параметра загрязненности масла, полученным соответственно для неработавшего и предельно загрязненного масла.
П р и м е р. Из корпуса гидроагрегатов трактора МТЗ-100 после очередных 1000 моточасов наработки отбирают порцию масла марки М-8В и помещают 500 мл масла из этой пробы в сосуд с заданной минимальной теплоемкостью, например стеклянную тонкостенную мерную емкость. Погружают в масло, находящееся в емкости, нихромо- вый проводник длиной 3,4 м и сечением 0,5 мм. . Подогревают масло до 50°С, после чего пропускают через проводник электрический ток силой 100 А и напряжением 12 В в течение 100 с.
В начале и конце этого интервала времени определяют сопротивление проводника и температуру масла - соответственно R .5 Ом: ,3 Ом и ,3°.
По полученным данным рассчитывают скорости изменения температуры, сопротивления и их соотношение:
/ 12 DO,О л 4 ее.
Vt U66
VR R2 8,3
0,904; Vt 1.166
Ум VR 0,904
1,289.
0
5
0
5
0
5
Полученное значение относительного показателя загрязненности масла .289 сравнивают с номинальным (для неработавшего масла) УМН 1,05 и предельным (для предельного загрязненного) .5 и выносят решение о том, что эксплуатация масла может быть продолжена. В случае, если величина ум Умпр. делают заключение о необходимости замены масла.
Формула изобретения
Способ определения степени загрязненности смазочных масел, заключающийся в том. что отбирают пробу заданного объема, нагревают ее до заданной температуры, помещают в пробу калиброванный проводник, по которому пропускают ток заданного значения, измеряют сопротивление проводника, с учетом которого и определяют степени загрязненности масла, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, дополнительно измеряют скорость повышения температуры масла и скорость изменения сопротивления проводника, рассчитывают отношение скорости изменения сопротивления проводника, рассчитывают отношение скорости изменения сопротивления проводника к скорости повышения температуры масла, по которому судят о степени загрязненности смазочного масла.
Использование: определение необходимости замены смазочных масел. Сущность изобретения: из гидросистемы машины отбирают пробу масла и заданный его объем помещают в сосуд с заданной теплоемкостью. Погружают в масло проводник с заданным сопротивлением и подогревают масло до заданной температуры. Затем пропускают через проводник электрический ток заданных параметров в течение заданного времени, В начале и конце заданного промежутка времени измеряют электрический и температурный параметры масла и определяют их соотношение, которое сравнивают с эталоном.
Тхоржевский В.П | |||
Автоматический анализ газов и жидкостей на химических предприятиях | |||
М.: Химия, 1976, с | |||
Пюпитр для работы на пишущих машинах | 1922 |
|
SU86A1 |
Оценка работоспособности ДВС по состоянию масла.-Автомобильная промышленность, 1987, Мз 6, с | |||
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1990-05-22—Подача