Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено, в частности, для контроля перегрева подшипников качения в процессе эксплуатации.
Известно устройство для контроля перегрева подшипников качения, содержащее контролируемый подшипник и систему контроля, состоящую из датчика-термосигнализатора, включенного в электрическую цепь, источника питания и блока сигнализации.
Недостатком известного устройства является сложное конструктивное выполнение, не позволяющее его многократное использование, а также низкая надежность и достоверность контроля.
Наиболее близким к изобретению является устройство для контроля перегрева подшипников, содержащее, устанавливаемый в отверстие корпуса подшипникового узла датчик-термосигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-сигнализатор состоит из корпуса, в
полости которого размещен аксиально расположенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков, а второй конец свободно установлен в указанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической цепи, которые также расположены в полости корпуса в зоне ее конца.
Недостатком данного устройства является низкая надежность, неудобство эксплуатации и невозможность его применения в подшипниках качения.
Целью изобретения является повышение надежности, удобства эксплуатации и расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения
Это достигается тем, что в устройстве для контроля перегрева подшипников, содержащем, устанавливаемый в отверстие
сл
с
V4 VJ
Ю 4 4
корпуса подшипникового узла датчик-термосигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-сигнализатор состоит из корпуса, в полости которого размещен аксиально расположенный термочувствительный элемент,- выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков, а второй конец свободно установлен в указанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической цепи, которые также расположены в полости корпуса в зоне второго ее конца, корпус датчика-термосигнализатора выполнен в виде полого крепежного элемента из теплопроводного материала, термочувствительный элемент выполнен из материала с обратимой памятью формы и концевыми участками различного диаметра, причем жестко закреплен в корпусе датчика с контактом своей наружной поверхности с обращенной к ней поверхностью корпуса участок большого диаметра, контакты электрической цепи расположены в зоне головки крепежного элемента, а участок термочувствительного элемента меньшего диаметра расположен в полости с возможностью непосредственного взаимодействия с контактом электрической цепи, а также тем, что корпус датчика -выполнен в виде шпильки.
На фиг.1 и 2 представлены варианты устройства.
Устройство для контроля перегрева подшипников содержит контролируемый подшипник 1, установленный в корпусе 2 подшипникового узла на приводном валуЗ, датчик-термосигнализатор 4, размещенный в корпусе 2 подшипникового узла в районе наружного кольца подшипника, и электрически связанный с источником питания 5 и блоком сигнализации 6. Датчик-термосигнализатор 4 выполнен в виде крепежного элемента, например, полой шпильки 7, с размещенным в нем термочувствительным элементом 8. На свободной концевой части, шпильки 7,-являющейся корпусом датчика- термосигнализатора, неподвижно закреплен колпачок 9 с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи - неподвижным 10 и подвижным 11 (фиг.1).
В датчике-термосигнализаторе 4, представленном на фиг.1,термочувствительный элемент 8 выполнен в виде тела вращения, концевые части которого имеют различные сечения, причем концевая часть с большим сечением жестко закреплена в корпусе датчика ( шпильке) 70d концевая часть с меньшим сечением1 выполнена с возможностью ее взаимодействия с изолированными контактными элементами - неподвижным 10 и
подвижным 11, электрически связанными с полюсами источника питания 5 и блоком сигнализации 6.
В датчике-термосигнализаторе 4, представленном на фиг.2,термочувствительный
0 элемент 8 выполнен в виде спирали, один конец которой жестко закреплен в корпусе датчика 7, а другой выполнен с возможностью взаимодействия с неподвижным контактом 12, электрически связанным с
5 блоком сигнализации 6 и источником питания 5, один полюс которого электрически связан с корпусом 2 подшипникового узла. Термочувствительный элемент 8 может быть изготовлен из материала с обратимой
0 памятью формы при заданной температуре, например, из сплава никелида титана (нити.- нола) или сплава 75Г25Д, а также специальной бронзы.
В датчике-термосигнализаторе, пред5 ставленном на фиг.1, в исходном состоянии контакты 10 и 11 разомкнуты, так как концевая часть термочувствительного элемента 8 находится на некотором расстоянии от контакта 11 и не взаимодействует с ним.
0 В датчике-термосигнализаторе, представленном на фиг.2,в исходном состоянии свободный конец термочувствительного элемента (спирали) также находится на некотором расстоянии от контакта 12 и не вза5 имодействует с ним.
Устройство для контроля перегрева подшипников работает следующим образом.
При перегреве контролируемого под0 шипника 1 в результате каких-либо причин: заклинивания, нарушения режима подачи смазки, интенсивного проворачивания по посадочным местам и т.п., происходит перегрев его колец и корпуса 2 подшипнико5 вого узла. В результате теплопередачи происходит нагрев шпильки 7 и термочувствительного элемента 8. При достижении определенной (заданной) температуры термочузствительный элемент 8 вспомина0 ет свою первоначальную форму.
В устройстве, представленном, на фиг.1,пластически деформированная концевая часть термочувствительного элемента 8, имеющая меньшее сечение, удлиняется и за5 мыкает контакты ТО и 11. В результате этого срабатывает блок сигнализации 6.
В устройстве, представленном на фиг.2, при достижении определенной температуры спираль разжимается, ее свободный ко- нец, перемещаясь вправо, взаимодействует
с неподвижным контактом 12. Электрическая цепь через спираль и контакт замыкается, что приводит к срабатыванию блока сигнализации 6.
Формула изобретения 1. Устройство для контроля перегрева подшипников, содержащее устанавливаемый в отверстие корпуса подшипникового узла датчик-термосигнализатор, включенный в электрическую цепь, источник питания и блок сигнализации, при этом датчик-термосигнализатор состоит из корпуса, в полости которого размещен аксиально расположенный термочувствительный элемент, выполненный в виде тела вращения, один конец которого жестко закреплен в упомянутой полости в зоне одного из ее концевых участков, а второй конец свободно установлен в указанной полости с возможностью ограниченного перемещения до замыкания контактов электрической, цепи, которые также расположены в полости корпуса в зоне второго ее конца, отличающеес я тем, что, с целью повышения надежности, удобства эксплуатации и расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения контроля перегрева подшипников качения, корпус датчика выполнен в виде полого крепежного элемента из теплопроводного материала, термочувствительный элемент выполнен из материала с обратимой памятью фермы и концевыми
0 участками различного диаметра, причем жестко закреплен в корпусе датчика с контактом своей наружной поверхности с обращенной к ней поверхностью корпуса участок большего диаметра, контакты элек5 трической цепи расположены в зоне головки крепежного элемента, а участок термочувствительного элемента меньшего диаметра расположен в полости с возможностью непосредственного взаимодействия
0 с контактом электрической цепи.
2. Устройство по п. 1,отличающееся тем, что корпус датчика выполнен в виде шпильки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля перегрева подшипниковой опоры | 1991 |
|
SU1812355A1 |
Сигнализатор обнаружения пожара/перегрева с встроенным дистанционным устройством проверки работоспособности | 2016 |
|
RU2626753C1 |
Устройство для определения состояния подшипникового узла | 1991 |
|
SU1767378A1 |
Устройство для контроля перегрева подшипников качения | 1991 |
|
SU1779972A1 |
Упругая муфта | 1990 |
|
SU1779831A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1807267A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ | 1994 |
|
RU2097833C1 |
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПО ТИПУ ПОДШИПНИКА В ПРОЦЕССЕ ТЕПЛОВОГО КОНТРОЛЯ | 2018 |
|
RU2705735C1 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТЕЛЕСКОПА | 2014 |
|
RU2572218C9 |
СПОСОБ СЛЕЖЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТЕЛЕСКОПА ЗА ПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ | 2013 |
|
RU2546054C1 |
Использование: подшипниковая промышленность, контроль перегрева подшипников Сущность изобретения устройство содержит контролируемый подшипник, установленный в корпусе подшипникового узла на приводном валу, датчик-термосигнализатор, электрически связанный с источником питания и блоком сигнализации и выполненный в виде крепежного элемента, например полой шпильки, с размещенным в нем термочувствительным элементом. На свободной концевой части шпильки неподвижно закреплен колпачок с размещенными в нем контактными элементами электрической цепи. Данное конструктивное выполнение устройства позволяет повысить его надежность, удобство эксплуатации и расширяет эксплуатационные возможности за счет обеспечения контроля перегрева подшипников качения. 1 з п.ф-лы, 2 ил.
Фиъ.1
Фив, 2
12
Подшипник скольжения | 1980 |
|
SU905522A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-07-18—Подача