13
увеличении частоты вращения. Муфта свободного хода состоит из ведущей звездочки 1, ведомой обоймы 2, рас- положенных в клиновых полостях основных и дополнительных заклинивающих роликов (Р). Управляющее устройство вьшолнено в виде диска 7, взаимодействующего с основными Рис шариками (Ш) 9, расположенными в гнездах звездочки. На звездочке шарнирно установлены рычаги 16, одни концы которых прижаты пружинами к шайбе 19, а другие могут.взаимодействовать с Ш 9. На-обойме установлены центробежные грузы 22, взаимодействующие с шайбой 19. На ведомом валу установлена втул1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах.
Целью изобретения является повьщ1е ние безопасности движения за счет автоматического отключения ведомого при увеличении частоты вращения
На фиг. 1 показана муфта, осевой разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. I; на фиг. 4 - диск управляющего устройства; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 1.
Муфта свободного хода состоит из ведущей звездочки 1, ведомой обоймы 2, расположенных между ними в симметричных клиновых полостях 3 и 4 звездочками заклинивающих основных 5 и дополнительных роликов 6.Муфта имеет управляющее устройство, установленное на торце звездочки которое состоит из диска 7 с выступами 8 на одном торце, расположенными в кйиновых полостях 3 со стороны узкой части клина с возможностью взаимодействия с основными роликами 5 при окружном перемещении диска 7.
Центробежное выключающее устройство состоит из нажимного элемента в виде щариков 9, расположенных в Г-об разных гнездах 10 на звездочке, и упоров 11, закрепленных наклонно на другом торце диска 7 и образующих с поверхностями гнезда 10 острые углы. Пружины I2, прижимающие упоры 1I к
200
ка 24 с возможностью регулировочного перемещения. Шайба 19 подпружинена пружиной 26 в направлении центробежных грузов. Вращение передается в обоих направлениях от звездочки к обойме. Принудительное расклинивание основных Р осуществляется поворотом диска 7 при перемещении Ш 9 под действием центробежных сил. Выключение Ш 9 осуществляют двуплечими рычагами 16 посредством центробежных грузов 22 через шайбу 19. Регулировку выключающей силы осуществляют изменением усилия пуржин 26 при перемещении втулки 24. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
шарикам 9, расположены между упорами 11 и. опорами 13 на звездочке. В диске имеются монтажные пазы 14.
На звездочке 1 на кронштейнах 15 -В зоне гнезд 10 шарнирно установлены двуплечие, рычаги 16, одними концами. 17 взаимодействующие с шариками 9, а другие концы 18 рычагов прижаты к шайбе 19 пружинами 20, установленной соосно звездочке 1. В радиальных пазах 21 ведомой обоймы 2 расположены центробежные грузы 22, к которым прижата шайба 19. На ведомом валу 23 подвижно установлена втулка 24 со штоками 25, на концах которых расположены пружины 26, прижимающие шайбу 19 к грузам 22.
Муфта работает следующим образом.
Транспортное средство может двигаться в тяговом режиме при любых оборотах ведущей звездочки 1 и при любом положении диска 7, так как выступы в клиновых полостях 3 не мешают работе. В режиме торможения двигателем транспортное средством может двигаться только при минимальных оборотах ведущего вала со звездочкой 1. При таких оборотах центробежные силы, развиваемые шариками 9, недостаточны для преодоления усилия пружин 12. В таком положении диска 7 выступы 8 не препятствуют заклиниванию муфты при ускоренном вращении обоймы 2 относительно звездочки 1 по часовой стрел
313
ке (фиг. 2), что обеспечивает торможение двигателем.
С увеличением оборотов звездочки 1 центробежные силы шариков 9 возрастают настолько, что они, преодолевая сопротивление пружин 12 сжатия, перемещаются от центра вращения по гнезду 1 О в сторону сужения и поворачивают диск 7 с выступами 8 по часовой ,стрелке (фиг. 3). В таком положении диска 7 заклинивание муфты при уско- ренном вращении обоймы 2 относительно звездочки 1 по часовой стрелке исключается, а транспортное средство может двигаться в режиме наката.
Перемещением втулки 24 вдоль оси ведомого вала устанавливается определенное натяжение пружин 26, соответствующее выбранной максимальной скорости вращения ведомого вала 23 при. движении транспортдого средства накатом. При превышении установленной максимальной скорости вращения ведомого вала центробежные силы, развиваемые грузами 22, превьшают суммарную величину сил, действующих на шайбу 19 от пружин 26 и 20, и центробежных сил, развиваемых шариками 9 с учетом противодействия пружин 12. В результате грузы 22 перемещаются в радиальном направлении от центра вращения и передвигают шайбу 19 влево по фиг. 1. Под воздействием шайбы 19 двуплечие рычаги 16 поворачиваются против часовой стрелки (фиг. 1} и перемещают шарики 9 к центру муфты. Упоры 11 под действием пружин 12 поворачивают диск 7 против часовой стрелки (фиг. 3), управляющее устройство отключается, при этом муфта работает на самозаклинивание в обоих направлениях взаимного вращения звездочки 1 и обоймы 2.
72004
Формула изобретения 1. Муфта свободного хода, преимущественно для транспортных средств, содержащая ведущую звездочку, ведомую
5 обойму, расположенные между ними в симметричных клиновых полостях основные и дополнительные заклинивающие ролики, установленные на торце звездочки управляющее устройство в виде
диска с выступами на торце, расположенными в клиновых полостях со стороны узкой части клиньев с возможностью взаимодействия с основными роликами при окружном перемещении диска, цент 5 робежное выключающее устройство, связанное с диском посредством нажимных элементов, установленных на звездочке, отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения надежности за счет
0 автоматического отключения ведомого вала при увеличении частоты вращения, она снабжена рычагами, шарнирно установленными на звездочке с возможностью взаимодействия одними концами с нажимными элементами выключающего устройства, центробежными грузами, размещенными в вьтолненных в обойме радиальных пазах, и шайбой, размещенной между грузами и другими концами рычагов, последние подпружинены относительно звездочки, причем число рычагов равно числу нажимных элемен- .тов выключающего устройства.
2. Муфта поп. 1, отличаю5 щ а я с я тем, что, с целью регулировки момента отключения, она снабжена втулкой, установленной с возможностью регулированного перемещения вдоль оси муфты, штоками за0 крепленными одними концами на втулке и размещенными в вьтолненных на шайбе отверстиях, и пружинами, расположенными между свободными концами штоков и шайбой.
5
0
Л5 Ъ
iJD CI
//X
rl
1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта свободного хода | 1985 |
|
SU1283449A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1199674A1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1990 |
|
RU2011053C1 |
Муфта свободного хода | 1990 |
|
SU1772450A1 |
Механизм сцепления | 1980 |
|
SU985507A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Привод кругловязальной машины | 1979 |
|
SU821575A1 |
Механическая передача | 1983 |
|
SU1146499A1 |
Центробежная двухскоростная муфта | 1983 |
|
SU1139922A1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах. Целью изобретения является повьшение безопасности движения за счет автоматического отключения ведомого вала при ff 16 // & (Л Z5 со vj ts: /4 U- Ч ipus.l
Редактор И.Рыбченко
Составитель Е.Савостин Техред Л.Олийнык
Заказ 2405/32 Тираж 811Подписное
ВНИИГШ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Корректор М.Шароши
Муфта свободного хода | 1985 |
|
SU1283449A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов | 1922 |
|
SU85A1 |
Авторы
Даты
1987-06-15—Публикация
1985-06-06—Подача