Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано для передачи крутящего монентэ и кратковременного разъединения ведущего и ведомого валов трансмиссии транспортных и тяговых средств при переключении передач.
1/1 з вести а од нод исковая муфта сцепления (фрикционное сцепление) нормально замкнутого с помощью центральной конической пружины типа; включающая ведущий, нажимной и ведомый с гасителем крутильных колебаний фрикционные диски, управляющие работой муфты рычажное устройство и выжимной подшипник.
Известно двухдисковое фрикционное сцепление нормально замкнутого с помощью периферийных пружин типа, включающееведущий, нажимной, промежуточный и два ведомых с гасителями крутильных колебаний фрикционные диски, управляющее работой муфты рычажное устройство и выжимной подшипник,
Известна муфта сцепления, содержащая ведущий и ведомый диски с нормально замкнутыми посредством упругих элементов фрикционными элементами, средства отжатия фрикционных элементов, выполненные в виде связанных с возможностью ограниченного поворота с ведущим диском посредством пальцев,, закрепленных на торцевой поверхности последнего, двуплечих рычагов, обращенные к оси муфты плечи которых кинематически связаны с выжимным подшипником, а расположенные по периферии диска концы вторых плеч шарнирно связаны с ведущими фрикционными элементами,
Недостатками этой муфты сцепления являются относительно низкая надежность пе- редачи крутящего момента из-за изменяющегося в процессе эксплуатации нажимного усилия пружины и значительные осевые габариты.
Целью изобретения является повышение надежности за счет исключения влияния- изменяющегося в процессе эксплуатации нажимного усилия пружин на величину передаваемого момента при уменьшении осевых габаритов,
Поставленная цель достигается тем, что муфта сцепления содержит ведущие фрикционные элементы, выполненные в виде са- моустанавливзющихся фрикционных колодок, ведомый диск, выполненный с ободом, на внутренней поверхности которого закреплены ведомые фрикционные элементы, охватывающие колодки, рычаги, установленные на пальцах с возможностью поворота в плоскости, параллельной торцевой поверхности ведущего диска и подпружиненные в указанной плоскости относительно последнего в направлении ведомых фрикционных элементов посредством за. крепленных на соответствующей торцевой поверхности ведущего диска пружин, при этом точки шарнирного крепления рычагов к ведущему диску и колодкам расположены на прямой, не совпадающей с направлени0 ем радиуса диска, а точки шарнирного крепления рычагов с диском смещены в упомянутой плоскости в окружном направлении относительно точки -шарнирного крепления рычагов с колодками в сторону,
5 противоположную направлению передачи крутящего момента. Кинематическая связь вышеупомянутых плечей рычагов с выжимным подшипником состоит из управляюще го элемента, выполненного с
0 последовательно расположенными относительно ведущего диска внутренней и наружной коническими поверхностями, вершины которых обращены в сторону последнего, размещенного между дисками с возможно5 стыо осевого перемещения и относительного вращения. Между одним из торцов управляющего элемента и ведущим диском установлена пружина сжатия, а второй торец контактирует с упорным элементом вы0 жимного подшипника. Обращенные к оси муфты плечи рычагов выполнены с отогнутыми в направлении ведущего диска концами, внутренние поверхности которых контактируют с внутренней конической по5 верхностыо управляющего элемента, а расположенные в зоне изгиба наружные поверхности выполнены с возможностью
- контакта с наружной конической поверхно- стью управляющего элемента.
0 . На фиг.1 изображена муфта сцепления, продольный разрез (частично); на фиг.2 - вид А-А фиг, 1; на фиг. 3 - узел I на фиг.1.
Устройство содержит ведущий диск 1, закрепленный на коленчатом валу двигате5 ля (на фиг. не показан), на пальцах 2 которого шарнирно установлены с возможностью поворота в плоскости, параллельной его торцу, рычаги 3, шарнирно соединенные с ведущими фрикционными элементами в ви0 де самоустанавливающихся колодок 4, взаимодействующих с фрикционными элементами, охватывающими колодки 4, закрепленными на внутренней поверхности обода (на фиг. не показано) ведомого диска
5 5. Рычаги 3 подпружинены в направлении фрикционной поверхности диска 5 в плоскости поворота относительно ведущего диска 1 пружинами 6. При этом пальцы 2 крепле- . ния рычагов 3 с диском 1 смещены в окружном направлении относительно точек
шарнирного крепления рычагов 3 с колодками 4 в сторону, противоположную направлению передачи крутящего мамента. Плечи рычагов 3, обращенные к оси муфты, кинематически связаны с управляющим элементом 7, выполненным с последовательно расположенными относительно ведущего диска 1 внутренней С и наружной Д коническими поверхностями, вершины которых обращены в сторону диска 1, и размещенными между последним и ведомым диском 5 с возможностью осевого перемещения и относительного вращения. Между одним из торцов управляющего элемента 7 и ведущим диском 1 установлена пружина сжатия 8. Второй торец элемента 7 контактирует с упорным элементом 9 втулки 10 выжимного подшипника 11. Втулка 10 закреплена, например, на полом.ведомом валу 12, выполненном с окнами 13, с возможностью осевого перемещения. Обращенные к оси муфты плечи рычагов 3 выполнены с отогнутыми в направлении ведущего диска 1 концами (на фиг. не обозначены), внутренние поверхности которых контактируют с внутренней конической поверхностью С управляющего элемента 7, а расположенные в зоне изгиба наружные поверхности выполнены с возможностью контакта с наружной конической поверхностью Д управляющего элемента 7. Между концами колодок 4 установлены плавающие сухари 14.
Формула изобретения
Муфта сцепления, содержащая ведущий и ведомый диски с нормально замкнутыми посредством упругих элементов фрикционными элементами, средства отжа- тия фрикционных элементов, выполненные в виде связанных с возможностью ограниченного поворота с ведущим диском посредством пальцев, закрепленных на торцевой поверхности последнего, двупле- чих рычагов, обращенных коси муфты, одни плечи которых кинематически связаны с вы- жимным подшипником, а расположенные по периферии диска концы других плеч шар- нирно связаны с ведущими фрикционными элементами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за счет исключения влияния изменяющегося в процессе эксплуатации нажимного усилия пру- жи н на передаваемый момент при уменьшении осевых габаритов, ведущие
фрикционные элементы выполнены в виде самоустанавливающихся фрикционных колодок, ведомый диск выполнен с ободом, на внутренней поверхности которого закреплены ведомые фрикционные элементы, охватывающие колодки, рычаги установлены на пальцах с возможностью поворота в плоскости, параллельной торцевой поверхности ведущего диска, и подпружинены в указанной плоскости относительно последнего в направлении ведомых фрикционных элементов посредством закрепленных на соответствующей торцевой поверхности ведущего диска пружин, точки шарнирного крепления рычагов к ведущему диску и колодкам расположены на прямой, не совпадающей с направлением радиуса диска, причем точка шарнирного крепления рычагов с диском смещена в упомянутой плоскости в окружном направлении относительно
точки шарнирного крепления рычага с колодкой в сторону, противоположную направлению передачи крутящего момента, кинематическая связь вышеупомянутых плеч рычагов с выжимным подшипником состоит из управляющего элемента, выполненногос последовательно расположенными относительно ведущего диска внутренней и наружной коническими поверхностями, вершины которых обращены в сторону последнего, управляющий элемент размещен между дисками с возможностью осевого перемещения и относительного вращения, между одним из его торцов и ведущим диском установлена
пружина сжатия, второй торец контактир ует с упорнЬ1М эле ментом выжимного подшипника, а обращенные к оси муфты плечи рычагов выполнены, с отогнутыми в направлении ведущего диска концами,
внутренние поверхности которых контактируют с внутренней конической поверхностью управляющего элемента, а расположенные в зоне изгиба наружные поверхности выполнены с возможностью контакта с наружной конической поверхностью управляющего элемента.
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1990 |
|
RU2011053C1 |
Муфта свободного хода | 1990 |
|
SU1772450A1 |
Комплект совмещенных муфт | 2022 |
|
RU2791764C1 |
Сцепление для автомобиля | 1978 |
|
SU1091847A3 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Центробежная муфта | 1981 |
|
SU1008532A1 |
Центробежная муфта | 1983 |
|
SU1138563A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1987 |
|
RU2032118C1 |
Магнитная муфта сцепления | 1988 |
|
SU1624222A1 |
Использование: в автотракторостроё- нии для передачи момента и кратковременного разъединения ведущего и ведомого, валов трансмиссии транспортных и тяговых средств при переключении передач. Сущность изобретения: муфта сцепления содержит ведущий диск (БД) 1 , на пальцах 2 которого установлены рычаги Р 3. Р 3 соединены с ведущими колодками 4, взаимодействующими с ведомым диском 5,и подпружинены относительно ВД 1 пружинами 6. Плечи РЗ, обращенные к оси муфты, кинематически связаны с управляющим элементом УЭ 7. Между одним торцом УЭ 7 и ВД 1 установлена пружина 8. Второй торец УЭ контактирует с упорным элементом 9 втулки 10 выжимного подшипника 11, закрепленной на ведомом валу 12, выполненном с окнами 13. Обращенные к оси муфты плечи Р 3 выполнены с отогнутыми в направлении и ВД 1 концами,контактирующими с коническими поверхностями С и Д УЭ 7. Между концами колодок 4 установлены плавающие сухари 14.3 ил. ел с
Фиг.З
Геккер Ф.Р | |||
Сцепления транспортных и тяговых машин | |||
М.: Машиностроение, 1989, с | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1990-11-16—Подача