Система принудительного охлаждения электрической машины двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1992 года по МПК F02B77/04 

Описание патента на изобретение SU1773281A3

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания преимущественно мототранспортных средств с принудительной системой охлаждения.

Известны системы охлаждения электрической машины двигателя внутреннего сгорания, содержащие размещенные внутри картера цилиндр с головкой, коленвал, на цапфе которого смонтирована электри- ческая машина, включающая якорь с обмотками, устройство для уплотнения якоря, щеточное устройство и коллектор, рабочее колесо вентилятора, установленное в корпусе, охватывающем цилиндр и головку.

Недостатком таких устройств является то, что, несмотря на имеющееся уплотнение, защищающее внутреннюю полость электрической машины, все же со временем на поверхности обмоток накапливается пыль, нагнетаемая воздухом. Кроме того, на поверхности обмоток также оседают мельчайшие угольные частицы, которые образуются от износа щеток. Все это препятствует работе коллектора, ухудшает изоляцию и условия отвода тепла. Приходится разбирать электрическую машину, что неудобно и трудоемко.

Цель изобретения - повышение эффективности системы охлаждения.

Указанная цель достигается тем, что в системе принудительного охлаждения электрической машины двигателя внутреннего сгорания, содержащей корпус с воздухоот- водом, охватывающим цилиндр с головкой, и картер с размещенным в нем коленчатым валом с цапфой, на которой установлена электрическая машина с валом, включающая якорь с обмотками, щеточным устройством и коллектором, причем на валу электрической машины с торца закреплено рабочее колесо вентилятора, предусмотрен трубопровод, подсоединенный входом к корпусу вблизи воздухоотвода, а выходом - к полости картера вблизи обмоток электри- ческой машины.

На фиг.1 изображена общая схема двигателя внутреннего сгорания в разрезе; на фиг.2 - схема трубопровода в разрезе.

Двигатель имеет картер 1. в котором размещен цилиндр 2 с головкой 3. Внутри цилиндра перемещается поршень, соединенный с коленчатым валом (на чертеже не показано). На правой цапфе 4 коленчатого вала установлена электрическая машина, включающая якорь 5, возбудитель 6 с обмотками 7, щеточное устройство (на чертеже не показано), наложенное на коллектор 8 и устройство очистки внутренней полости картера, где размещены обмотки 7 электрической машины в виде фетрового уплотнения 9 якоря 5.

С торца электрической машины установлено рабочее колесо 10 вентилятора, вращающееся вместе с якорем. На правой половине картера установлен корпус 11 вентилятора, создающего направление для потока воздуха, нагнетаемого рабочим колесом 10 в верхнюю его часть, в воздухо- отвод 12, для охлаждения головки 3 цилиндра. Трубопровод 13 со встроенным в нем с помощью втулки 14 фильтрующим элементом 15 через штуцеры 16 на входе подсоединен к верхней части корпуса вентилятора, в воздухоотводе - зона А, а на выходе - к картеру двигателя, в зоне внутреннего расположения обмоток электрической машины, зона Б.

Во время рабо.ты двигателя при вращении рабочего колеса 10 вентилятора поток холодного воздуха движется во внутреннюю полость корпуса 11 вентилятора. В верхней его части, в воздухоотводе 12, охватывающего головку 3 цилиндра, установлено, что в результате преобразования кинетической энергии потока в давление, вместо равномерного заполнения потоком всей ширины корпуса вентилятора, образование двух кольцевых вихревых зон: центральный поток, движущийся в сторону ципиндра,и периферийный, где происходит повышение давления воздуха, так называемая зона повышенного давления. Под действием этого давления часть воздуха нагнетается в трубопровод 13 и через фильтрующий элемент 15, где он, очищаясь от дорожной пыли, нагнетаемой рабочим колесом 10 в корпус 11, поступает во внутреннюю замкнутую полость Б картера 1, образованную стенкой картера и якорем 5 электрической машины. В этой полости, где как раз размещены обмотки электрической машины, благодаря наддуву в полости Б образуется воздушный затвор, препятствующий проникновению щеточной пыли через уплотнение 9.

Установка на двигателе системы наддува внутренних деталей его электрической машины позволит улучшить условия работы коллектора, условия отвода тепла за счет непрерывной очистки электрической машины.

Формула изобретения

Система принудительного охлаждения электрической машины двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус с возду- хоотводом, охватывающий цилиндр с головкой и картер с размещенным в нем коленчатым валом с цапфой, на которой установлена электрическая машина с валом,

включающая якорь с обмотками, щеточным устройством и коллектором, причем на валу электрической машины с торца закреплено рабочее колесо вентилятора, отличающаяся тем, что, с целью повышения

эффективности, она снабжена трубопроводом, подсоединенным входом к корпусу вблизи воздухоотеода, а выходом - к полости картера вблизи обмоток электрической машины.

Похожие патенты SU1773281A3

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ОЧИСТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Парфенов Е.Е.
  • Платонов Н.Л.
  • Чибисова М.В.
  • Плешанов А.А.
RU2044143C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Поликер Б.Е.
  • Аникин С.А.
  • Ильинский В.А.
  • Михальский Л.Л.
  • Морозов В.П.
  • Канищев В.С.
  • Светиков В.Н.
  • Воробьев А.Л.
  • Фомин В.К.
  • Поцелуев А.Н.
  • Косяков Н.И.
  • Емельянов И.А.
  • Сутормин В.С.
  • Леонов И.В.
RU2109148C1
Силовая установка 1989
  • Кукис Владимир Самойлович
  • Карасев Анатолий Владимирович
SU1737648A1
ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ МАШИНА 2000
  • Квашенников В.В.
RU2176025C1
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1998
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Белов В.В.
  • Плешанов А.А.
RU2137928C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР, СОВМЕЩЕННЫЙ С ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Емельяненко Григорий Арсентьевич
RU2037254C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Таланин Юрий Васильевич
  • Таланин Олег Юрьевич
  • Таланин Владимир Юрьевич
RU2545109C2
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Корнилов Виталий Дмитриевич
RU2283435C2
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2503835C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 773 281 A3

Реферат патента 1992 года Система принудительного охлаждения электрической машины двигателя внутреннего сгорания

Сущность изобретения: на правой цапфе 4 коленчатого вала установлена электрическая машина, включающая якорь 5, возбудитель 6 с обмотками 7, щеточное устройство, наложенное на коллектор 8, и устройство очистки внутренней полости картера. С торца электрической машины установлено рабочее колесо вентилятора 10, вращающееся вместе с якорем 5. На правой половине картера 1 установлен корпус вентилятора 11, создающий направление для потока воздуха в верхнюю его часть, в воздухоотвод, для охлаждения гбловки цилиндра 3. Новым в системе является выполнение трубопровода с встроенным в нем с помощью втулки фильтрующим элементом, через штуцеры на входе подсоединенным к верхней части корпуса вентилятора 11, в воздухоотводе - зона А, на выходе - к картеру 1 двигателя, в зоне внутреннего расположения обмоток 7 электрической машины, зона Б. 2 ил. (Л 12 VJ W ю 00 СА) Фиг 1 ,

Формула изобретения SU 1 773 281 A3

«иг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1773281A3

А.В.Потоцкий
В.А.Зобнин и др
Грузовые мотороллеры
М.: Машгиз, 1961.

SU 1 773 281 A3

Авторы

Парфенов Евгений Евгеньевич

Плешанов Альберт Александрович

Чибисова Маргарита Валентиновна

Даты

1992-10-30Публикация

1990-11-05Подача