ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ Российский патент 1999 года по МПК F01P5/06 

Описание патента на изобретение RU2137928C1

Изобретение относится к малоразмерным двигателям внутреннего сгорания, используемым для привода средств малой механизации.

Известна система воздушного охлаждения переносного двигатель-генератора (см. пат. США N 4835405, МКИ4 F 02 В 63/04, опубл. 30.11.87, НКИ 290 - 1A ), в котором агрегат расположен на металлическом основании под пластмассовым кожухом, выполняющим функции распределителя воздушных потоков и шумоглушения.

В кожухе выполнены входное и выходное отверстия для воздуха. Первое из них смещено к торцу кожуха, расположенному со стороны установки генератора; это обусловлено тем, что непосредственно на хвостовике вала генератора закреплена крыльчатка центробежного вентилятора, вращающегося в изолированной камере кожуха. Воздух подается вентилятором в два отдельных воздуховода, образованных внутренними перегородками кожуха. Один из воздуховодов направляет воздух на цилиндр ДВС, а воздух, движущийся по другому воздуховоду, последовательно омывает генератор и поддон картера ДВС. Затем оба воздушных потока объединяются и охлаждают расположенный под тем же кожухом глушитель, после чего воздух удаляется наружу через выходное отверстие кожуха.

Недостатками данной конструкции являются сложность системы охлаждения и повышенные затраты мощности на привод вентилятора вследствие высокого аэродинамического сопротивления воздушного тракта.

Известен также двигатель с принудительным воздушным охлаждением, содержащий ребристый цилиндр с головкой, рабочее колесо центробежного вентилятора, выполненное за одно целое с маховиком и установленное на конце коленчатого вала, входной канал и входное окно для подачи охлаждающего воздуха к рабочему колесу и кожух вентилятора, по которому воздух рабочим колесом нагнетается к охлаждающим ребрам. Для уменьшения потерь при сжатии воздуха в кожухе вентилятора установлена направляющая стенка (см. заявку Японии N 61-258916, F 01 P 5/06, F 01 P 11/12, опубл. 17.11.1986).

Этот двигатель, принятый за прототип, имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что кожух вентилятора не ограничивает полость между маховиком и картером. Это приводит к утечкам и перетеканию воздуха из полости нагнетания в полость всасывания и снижает эффективность вентилятора. Положение входного окна на значительном удалении от оси рабочего колеса вентилятора приводит к увеличению сопротивления на впуске воздуха, уменьшению длины лопаток, что также снижает производительность вентилятора. Кроме того, данная конструкция кожуха не позволяет устанавливать на нем стартер для пуска двигателя.

Задачей, решаемой изобретением, является повышение эффективности вентилятора и упрощение конструкции двигателя.

Указанная задача решается тем, что в известном одноцилиндровом двигателе внутреннего сгорания с воздушным охлаждением, содержащем ребристый цилиндр с головкой, рабочее колесо центробежного вентилятора, выполненное за одно целое с маховиком и установленное на конце коленчатого вала, и направляющий кожух вентилятора, последний выполнен из двух частей с разъемом, перпендикулярным оси коленчатого вала, причем одна часть направляющего кожуха установлена на выступе картера, имеющем диаметр d, равный 0,4... 0,6 внешнего диаметра D рабочего колеса вентилятора, и снабжена наружным фланцем и внутренней опорой для размещения стартера, а вторая часть направляющего кожуха имеет входное отверстие для забора воздуха и внутреннюю перегородку, размещенную в зоне наименьшего сечения в полости между направляющим кожухом и рабочим колесом вентилятора, для направления охлаждающего воздуха к цилиндру и головке двигателя и установлена на первой части направляющего кожуха вентилятора.

Выполнение двигателя такой конструкции обеспечивает повышение эффективности работы вентилятора за счет ликвидации вредной полости между боковой стенкой маховика и картером двигателя, а также уменьшения утечек воздуха из полости нагнетания в полость всасывания. Позволяет устанавливать стартер на направляющем кожухе вентилятора. Упрощает конструктивное выполнение двигателя и технологию его изготовления.

На фиг. 1 представлен общий вид двигателя.

На фиг.2 и 3 показаны виды на направляющий кожух.

Одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением содержит ребристый цилиндр 1 с головкой 2, рабочее колесо 3 центробежного вентилятора, выполненное за одно целое с маховиком 4 и установленное на конце коленчатого вала 5, направляющий кожух 6, изготовленный из двух частей 7 и 8 с разъемом 9, перпендикулярным оси 10 коленчатого вала 5, причем часть 7 направляющего кожуха 6 установлена на посадочном выступе 11 картера 12 и снабжена наружным фланцем 13 и ленчатого вала 5, причем часть 7 направляющего кожуха 6 установлена на посадочном выступе 11 картера 12 и снабжена наружным фланцем 13 и внутренней опорой 14 для размещения стартера, а часть 8 направляющего кожуха 6 имеет входное отверстие 15 для забора воздуха и внутреннюю перегородку 16 для направления охлаждающего воздуха к цилиндру 1 и головке 2 двигателя и установлена на части 7 направляющего кожуха 6.

Работает двигатель следующим образом. При вращении рабочего колеса 3 воздух через входное отверстие 15 поступает на лопатки рабочего колеса 3 и отбрасывается под действием центробежных сил в направляющий кожух 6. Направляющий кожух выполнен в форме улитки, поэтому воздух в нем перемещается от меньшего сечения к большему и далее направляется в межреберные каналы цилиндра 1 и головки 2.

Для повышения эффективности работы вентилятора боковой зазор между направляющим кожухом и рабочим колесом с маховиком выполнен минимальным, а посадочный выступ 11 картера 12, на котором установлена часть 7 направляющего кожуха 6 вентилятора, имеет диаметр d, равный 0,4...0,6 внешнего диаметра D рабочего колеса 3 вентилятора, что обеспечивает высокую герметичность и малые утечки воздуха из полости направляющего кожуха 6.

Для повышения производительности вентилятора на части 8 направляющего кожуха в зоне наименьшего сечения полости между направляющим кожухом и рабочим колесом установлена перегородка 16, устраняющая перетекание воздуха из выходной части направляющего кожуха с высоким давлением воздуха во входную полость улитки, где давление воздуха ниже.

Предлагаемая конструкция направляющего кожуха и его крепление на посадочном выступе 11 картера 12 отличаются высокой жесткостью, что позволяет устанавливать на нем стартер с помощью наружного фланца 13 и внутренней опоры 14 и таким образом упрощается конструкция двигателя.

Продольный разъем 9 направляющего кожуха 6 позволяет изготавливать его из двух частей 7 и 8, что существенно упрощает конструкцию и технологию изготовления.

Выполнение диаметра посадочного выступа 11 картера 12 менее 0,4 внешнего диаметра рабочего колеса 3 вентилятора сложно в конструктивном отношении, т. к. в непосредственной близости к выступу размещен подшипник коленчатого вала.

Если диаметр посадочного выступа картера будет выполнен большим, чем 0,6 диаметра рабочего колеса вентилятора, то давление в зоне посадки кожуха на картер будет выше атмосферного, что приведет к утечкам воздуха через зазор в посадочном отверстии кожуха и выступа картера и, как следствие, уменьшению КПД вентилятора.

Предлагаемый двигатель был изготовлен и проведены его испытания, которые показали, что затраты энергии на привод вентилятора снизились по сравнению с аналогами на 7-10%.

Похожие патенты RU2137928C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1997
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133839C1
ДВИГАТЕЛЬ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1987
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Эфрос В.В.
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133855C1
ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Бессонов А.Н.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
  • Белов В.В.
RU2136903C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2133838C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Плешанов А.А.
  • Платонов Н.Л.
  • Меркулов А.Н.
RU2140025C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Белов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2136901C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
  • Меркулов А.Н.
RU2133349C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Панов В.В.
  • Платонов Н.Л.
  • Белов В.В.
  • Плешанов А.А.
RU2137930C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Дронов Е.А.
  • Эфрос В.В.
  • Панов В.В.
  • Белов В.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Платонов Н.Л.
  • Плешанов А.А.
RU2140554C1
Дизель-генераторная установка и система охлаждения такой дизель-генераторной установки 2021
  • Дронов Евгений Анатольевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Провоторов Сергей Михайлович
  • Чугунов Сергей Викторович
  • Плешанов Альберт Александрович
  • Кузнецов Владислав Евгеньевич
RU2758676C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 137 928 C1

Реферат патента 1999 года ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к малоразмерным двигателям внутреннего сгорания (ДВС), используемым для привода средств малой механизации. ДВС с воздушным охлаждением содержит ребристый цилиндр с головкой, центробежный вентилятор с рабочим колесом, выполненным за одно целое с маховиком и установленным на конце коленчатого вала. Направляющий кожух вентилятора изготовлен из двух частей с разъемом, перпендикулярным оси коленчатого вала. Часть кожуха установлена на посадочном выступе картера ДВС и снабжена наружным фланцем и внутренней опорой для размещения стартера. Одна часть направляющего кожуха установлена на другой части и имеет выполненные в ней отверстие для забора охлаждающего воздуха и внутреннюю перегородку для направления охлаждающего воздуха к цилиндру и головке ДВС. Изобретение обеспечивает повышение эффективности вентилятора ДВС и упрощение конструкции двигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 137 928 C1

Одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением, содержащий ребристый цилиндр с головкой, центробежный вентилятор, рабочее колесо которого выполнено за одно целое с маховиком и установлено на конце коленчатого вала двигателя, и направляющий кожух вентилятора, отличающийся тем, что направляющий кожух вентилятора выполнен из двух частей с разъемом, перпендикулярным оси коленчатого вала, причем одна часть направляющего кожуха установлена на выступе картера, имеющем диаметр, равный 0,4 - 0,6 внешнего диаметра рабочего колеса вентилятора, и снабжена наружным фланцем и внутренней опорой для размещения стартера, а другая часть направляющего кожуха имеет входное отверстие для забора воздуха и внутреннюю перегородку, размещенную в зоне наименьшего сечения полости между направляющим кожухом и рабочим колесом вентилятора, для направления охлаждающего воздуха к цилиндру и головке двигателя и установлена на первой части направляющего кожуха вентилятора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2137928C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для обдува теплообменника двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Хамидуллин Анвар Карамуллович
  • Ваисов Накиб Мидхатович
  • Орлов Николай Иванович
  • Виноградский Евгений Станиславович
SU1507999A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Устройство для передачи движения к вентилятору для двигателей внутреннего горения 1926
  • С.М. Виале
  • Ф. Р. Смит
  • Общество С Огр. Отв. Моторов Армстронг Сиддалей
SU17919A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
УСТРОЙСТВО для ПОДАЧИ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ВОЗДУХА К ЦИЛИНДРАМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 0
SU198835A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Устройство для подачи охлаждающего воздуха к цилиндру двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Парфенов Евгений Евгеньевич
  • Чибисова Маргарита Валентиновна
  • Петряев Генрих Степанович
  • Балашов Виктор Дмитриевич
SU1728509A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 4846115 A, 11.07.89
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
US 4156409 A, 29.05.79
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Роторная гидромашина 2018
  • Волков Глеб Юрьевич
RU2687189C1

RU 2 137 928 C1

Авторы

Эфрос В.В.

Дронов Е.А.

Бессонов А.Н.

Панов В.В.

Платонов Н.Л.

Белов В.В.

Плешанов А.А.

Даты

1999-09-20Публикация

1998-07-06Подача