Изобретение относится к области спасательного дела, конкретно к способам снятия судов с мели путем снижения сил трения и сцепления судна с грунтом,
Известен способ снятия судна с мели, основанным на том, что снятие судна с мели осуществляют последовательным рядом рывков, преобразуя усилие каждого рывка судна-спасателя в статическое натяжение якорной системы (авт.св. СССР № 1044551, 1982). Однако указанный способ малоэффективен из-за того, что не уменьшены силы присоса корпуса судна к грунту.
Известны способы снижения сил сцеп- ления корпуса судна с грунтом, основанные на воздействии на прилегающий к корпусу пограничный слой грунта, например, про-, дуктами сгорания (авт.св. СССР № 755679) или пузырьками газа, получаемыми в процессе электролитического разложения воды (патент США N 3538876). Однако все указанные способы воздействия на пограничный слой грунта или малоэффективны, или
неэкономичны, что не позволяет применять их достаточно широко.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ снятия судов с мели с применением взрывчатых веществ, создающих при взрыве сотрясение грунтового основания под судном (авт.св. СССР № 11062, кл. 65 в, 20, 1957). Он выбран в качестве прототипа.
Сущность этого способа заключается в следующем. Вокруг корпуса судна, севшего на мель, закладывают заряды взрывчатых веществ, причем величину зарядов выбирают таким образом, чтобы взрывы были безопасными для аварийного судна и судна-спасателя. При взрыве происходит сотрясение грунтового основания под судном, благодаря чему уменьшаются силы сцепления между его корпусом и грунтом.
Недостатками прототипа являются низкая эффективность вибрационного воздействия по времени и расстоянию из-за быстрого и значительного затухания вибраXI
ы
XS
О
ционных колебаний грунта от взрыва; возможность повреждения корпуса аварийного судна при увеличении заряда взрывчаюго вещества и сокращении расстояния до заряда; ограничение по использованию из-за прочностных характеристик корпуса аварийного судна, в особенности при наличии повреждений при посадке на мель.
Целью изобретения является уменьшение требуемого усилия путем снижения сил присоса судна к грунту, чго достигается посредством раскачки корпуса аварийного судна на мели жестко закрепленным к нему маятником, а также повышение эффективности работы.
Положительный эффект, достигаемый изобретением, заключается в следующем; уменьшаются силы сцепления с грунтом корпуса аварийного судна, ввиду чего воз можно применение судна-буксировщика меньшей мощности; уменьшается время снятия аварийного судна с мели; уменьшаются расходы на проведение спасательных работ.
Суа1ность изобретения заключается в гом, что на верхней палубе, надстройке или мачте аварийного судна закрепляют устройства, создающие переменные нагрузки, ориентированные в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, и направленные в сторону боргов аварийного судна с частотой, близкой к частоте собственной бортовой качки аварийного судна, благодаря чему получают углы динамического крена аварийного .судна, которые уменьшают силы сцепления и грения между корпусом и грунтом на величину
JL Ib
0п.ч s
Cz tg и
где f и гд - коэффициенты трения и движения обшивки корпуса по грунтовому основанию (ГО) соответственно;
Р - вес корпуса на мели;
I и b - длина и средняя ширина опорной поверхности ГО под корпусом;
с - сцепление обшивки с ГО мели;
So часть площади опорной поверхности ГО, по которой разрушается контакт обшивки корпуса с опорной поверхностью при раскачке корпуса с амплитудой, равной 9;
Сп-ч.и Cz- предел прочности и удельная жесткость ГО.
Отличительным от прототипа принципом предлагаемого способа является то, что на верхней палубе, надстройке или мачте аварийного судна закрепляют устройства, создающие переменные нагрузки, ориентиДР (ЬГд) (
5э
рованные в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, и направленные в сторону бортов аварийного судна на мели;
Я
0
vtl
fl
где Ig - момент инерции площади опорной поверхности ГО;
inС0-удельная жесткость ГО на неравномерное сжатие;
( момент инерции массы корпуса. Это позволяет считать признаки изобретения существенными.
|сПредлагаемый способ реализуется устройством.
Сущность изобретения заключается в том, что устройство для снятия судна с мели, содержащее судно-буксировщик, связан20 ное буксирным тросом с аварийным судном, снабжено приспособлением для раскачивания сидящего на мели судна, выполненным в виде установленного на стойках, закрепленных на палубе аварийного судна, мзят25 ника, корпус которого связан посредством кривошипно-шатунного механизма с выош- кой, один конец которой пропущен чэрез обводной блок и навит на барабан лебедки, установленной на палубе судна-буксировOQ щика, при этом участок каната от обводного блока до барабана лебедки ориентирован в направлении, параллельном направлению буксирного троса, причем корпус маятника выполнен из обоймы пустотелых отсеков с
35 люками для заполнения отсеков сыпучим или жидким балластом, а стойки для установки маятника выполнены составными.
На фиг, 1 изображен вид сверху устройства; на фиг.2 - вид А на фиг.1.
ил Предлагаемое устройство содержит аварийное судно 1, судно-буксировщик 2, буксирный канат 3, лебедку 4 на судне-буксировщике 2, канат 5 для раскручивания вьюшки 6, обводной блок 7, маятник 8 с
45 люком 9 ось 10 для установки маятника 8 на стойки 11 болты 12 для соединения сгоек 11, обух 13 для крепления шатуна 14 при помощи пальца 15, кривошип 16, соединенный с шатуном 14 при помощи пальца 17 и
5Q закрепленный на оси 18 вьюшки 6, противовес 19, закрепленный на кривошипе 16, фундамент 20 для вьюшки 6, наконечник 21 для ручки (на фигурах не показан).
Пользуются устройством следующим
Е-К образом.
На аварийном судне 1 устанавливается устройство так, как показано на фигурах. Затем присоединяют канат 5 к вьюшке 6, пропустив его предварительно через о&вод ной бпок 7. Отсоединяют кривошип 16 от
оси 13 вьюшки 6, надевают ручку на наконечник 21 оси 18 и наматывают на вьюшку 6 канат 5 с лебедки 4. Соединяют аварийное судно 1 с судно-буксировщиком 2 при помощи буксирного каната 3. После намотки каната 5 на барабан выошки 6 отсоединяют ручку от наконечника 21 и присоединяют кривошип 16 к оси 18 вьюшки 6 При сматывании каната 5 с вьюшки 6 маятник 8 начнет совершать колебательные движения, создавая бортовую качку аварийного судна 1. Формула изобретения
1.Способ снятия судна с мели, заключающийся в приложении к аварийному судну стягивающего усилия вместе с раскачиванием последнего, отличающийся тем, что, с уменьшения силы присоса судна к грунту, аварийное судно раскачивают в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, с частотой, равной частоте бортовой качки этого судна.
2.Устройство для снятия судна с мели, содержащее судно-буксировщик, связанное буксирным тросом с аварийным судном, отличающееся тем, что. с целью повышения эффективности в работе, оно снабжено приспособлением для раскачивания сидящего на мели судна, выполненным в виде установленного на стойках, закрепленных на палубе аварийного судна, маятника, корпус которого связан посредством кривошипно-шатунного механизма с вьюшкой, один конец каната которой пропущен через обводной блок и навит на барабан лебедки, установленной на палубе судна- буксировщика, при этом участок каната от обводного блока до барабана лебедки ориентирован в направлении, параллельном направлению буксирного троса. ч
3. Устройство по п.2, отличающее- с я тем, что корпус маятника выполнен из обоймы пустотелых отсеков с люками для заполнения отсеков сыпучим или жидким балластом, а стойки для установки маятника выполнены составными.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
СПОСОБ СТЯГИВАНИЯ СУДНА С ГРУНТА | 2014 |
|
RU2574870C1 |
СПОСОБ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2619885C2 |
СУДНО С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ | 1990 |
|
RU2011597C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
Система экстренной эвакуации персонала морских платформ в ледовых условиях | 2019 |
|
RU2718799C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ СУДНА С МЕЛИ | 1973 |
|
SU362737A1 |
Буксирное устройство судна | 1983 |
|
SU1156954A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ АВАРИЙНОГО СУДНА С МЕЛИ | 2011 |
|
RU2470825C1 |
Использование: для снижения сил трения и сцепления корпуса судна с грунтом при снятии с мели. Сущность изобретения; на верхней палубе, надстройке или мачте аварийного судна закрепляют устройства, создающие переменные нагрузки, ориентированные в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, и направленные о сторону бортов аварийного судна на мели. Устройство содержит вьюшку со штангой и рычагом, приводимую во вращение лебедкой при помощи каната, сматываемого с вьюшки. Маятник выполнен из нескольких пустотелых блоков, соединенных в обойму, а стойки выполнены составными. 2 с.и 1 з.п, ф-лы, 2 ил.
2У /
Фиг.2
Алексеев Г.М., Лескоо М.М., Литвиненко А.И | |||
и др | |||
Морское дело | |||
Л.; Транспорт, 1967, с.732. |
Авторы
Даты
1992-11-07—Публикация
1990-08-27—Подача