СПОСОБ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Российский патент 2017 года по МПК B63B21/56 

Описание патента на изобретение RU2619885C2

Изобретение относится к области судостроения, в частности буксировки объектов.

Известен способ буксировки судна, при котором буксирный канат буксировщика соединяют с уздечкой, закрепляемой за два обуха ниже ватерлинии корпуса судна в районе основной плоскости [1]. Однако использование этого способа для обеспечения безопасной буксировки пл неприемлемо из-за недостаточной прочности ее легкого корпуса.

Известен способ буксировки подводной лодки, при котором буксирный канат буксировщика пропускают через буксирный клюз, расположенный на уровне настила палубы пл, и закрепляют за прочные конструкции ее корпуса [2, 3] (прототип).

Известно устройство для реализации указанного способа, содержащее буксирный канат, буксирный клюз, буксирный гак и аварийное буксирное устройство [3] (прототип).

Недостатком прототипа является то, что при буксировке подводных лодок приведенным способом они испытывают большие отклонения от курса буксировщика вплоть до выхода на траверз. Это приводит к росту буксировочного сопротивления и неуправляемой буксировке, следствием чего в морских условиях возникает опасность обрыва буксирного каната или опрокидывания буксировщика под воздействием неконтролируемого кренящего момента, создаваемого буксирным канатом. Аварийное буксирное устройство снабжено амортизатором, однако сложно по конструкции, неудобно в эксплуатации и недостаточно надежно.

Исследованиями установлено, что для улучшения управляемости буксируемого корабля необходимо точку крепления буксирного каната располагать в его оконечности в районе ватерлинии на высоте между центром тяжести корабля и центром приложения главного вектора гидродинамических сил.

Результаты исследований подтверждены модельным экспериментом [4].

Задачей изобретения является разработка способа и конструкции устройства для буксировки пл, обеспечивающих улучшение управляемости буксируемой пл, повышение надежности и безопасности буксировки, упрощение конструкции и удобство эксплуатации.

Для решения задачи предлагается способ буксировки пл, при котором коренной конец буксирного каната закрепляют на форштевне пл в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика.

Для реализации указанного способа предлагается устройство, содержащее буксирный канат пл, буксирный клюз, буксирный гак, обух, закрепленный на форштевне в районе ватерлинии, желоб, отрывные планки и проводник.

Существенным отличием от прототипа является способ буксировки пл, при котором коренной конец буксирного каната закрепляют на форштевне пл в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика, и устройство, содержащее обух, расположенный на форштевне в районе ватерлинии.

Полезность отличительных признаков состоит в том, что способ и конструкция устройства обеспечивают по сравнению с прототипом улучшение управляемости буксируемой пл, повышение надежности и безопасности буксировки, упрощение конструкции и удобство эксплуатации.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Для осуществления способа на форштевне пл в районе ватерлинии располагают обух 1. За обух закрепляют буксирный канат пл 2. По надстройке и ограждению рубки прокладывают желоб 3. В желоб укладывают буксирный канат пл 2, фиксируют отрывными планками 4 и заливают герметиком. Ходовой конец буксирного каната пл 2 заводят в боевую рубку и соединяют с проводником, который располагают в рубке (не показан). В качестве соединительных звеньев используют соединительные скобы 5.

Под настилом палубы располагают буксирный клюз 6 и буксирный гак 7.

Устройство работает следующим образом.

Для обеспечения буксировки с пл на буксировщик передают линь и проводник. Усилием буксировщика буксирный канат пл 2, заведенный за обух 1 и удерживаемый отрывными планками 4, вырывают из желоба 3. На буксировщике буксирный канат пл 2 соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика, например каната буксирной лебедки. Устанавливают необходимую длину буксирного каната, стравливая его с буксирной лебедки, и начинают буксировку.

При предельных значениях натяжения буксирного каната исключается возможность внезапного выхода его из воды своей средней частью и последующего рывка, что характерно для прототипа и связано с опасностью обрыва каната.

Изменение курса буксировщика не вызывает кренящего момента, действующего на пл от воздействия усилия буксирного каната, и выхода буксируемой пл на траверз буксировщику. В связи с этим не возникает и опасность появления недопустимого крена буксировщика, вызывающего его опрокидывание.

По окончании буксировки буксирный канат пл отдается буксировщиком и при исправном состоянии может быть уложен в исходное положение на пл для повторного использования.

Предложенный способ может быть использован для проведения как плановой морской, так и аварийной буксировки пл.

При плановой морской буксировке буксирный канат буксировщика заводят непосредственно за обух 1 на форштевне пл. В этом случае буксирный канат пл 2 используют в качестве аварийного буксирного устройства.

Для кратковременной буксировки на тихой воде используют буксирный клюз 6 и буксирный гак 7.

Конструкция устройства для буксировки пл проста и удобна в эксплуатации.

Возможность реализации изобретения не вызывает сомнений.

Литература

1. Способ буксировки в кильватер. Патент РФ 2116927, 1998.

2. Малахов, В. Березников, Л. Хурсин. Буксировка кораблей, Воениздат, М., - 1964, с 24-26.

3. Поисково-спасательные работы в ВМФ, справочник, Воениздат, 1994, с. 271-273.

4. Исследование особенностей движения буксируемого объекта и системы «буксировщик-трос-аварийный корабль» в аварийных состояниях с изменением параметров остойчивости при кильватерной буксировке. Отчет о НИР «Шторм», раздел «Буксировка-У», ВМИИ, С-Петербург, 1999.

Похожие патенты RU2619885C2

название год авторы номер документа
Буксирное устройство подводной лодки 2020
  • Овчинников Игорь Дмитриевич
RU2746865C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ УТИЛИЗИРУЕМОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Козюков Леонид Викторович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Чехман Анатолий Степанович
  • Платонов Генрих Михайлович
  • Луговой Виталий Александрович
  • Молчанов Владимир Александрович
RU2275310C2
КАМЕРА СПАСАТЕЛЬНАЯ ВСПЛЫВАЮЩАЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Агишев Евгений Робертович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2479463C1
СПОСОБ БУКСИРОВКИ В КИЛЬВАТЕР 1997
  • Козюков Л.В.
RU2116927C1
УСТРОЙСТВО КОМПЕНСАЦИИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В БУКСИРНОЙ ЛИНИИ 2018
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Тарануха Евгений Валерьевич
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2707479C2
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2603818C1
ПОНТОН ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ НА ПЛАВУ АВАРИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ 2020
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Григорьев Алексей Александрович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Салихов Дамир Фаильевич
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2748236C1
ПОНТОН ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ НА ПЛАВУ АВАРИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ 2015
  • Ерохин Алексей Геннадьевич
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Коврянов Александр Михайлович
  • Уставщиков Борис Борисович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2605659C1
ПОНТОН ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ НА ПЛАВУ АВАРИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ 2019
  • Асминин Виталий Викторович
  • Агеев Антон Сергеевич
  • Башмаков Сергей Валентинович
  • Краморенко Андрей Вячеславович
  • Чумаров Рудольф Иванович
RU2733637C1
СПОСОБ УДЕРЖАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА НАД АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Козюков Леонид Викторович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Пышный Александр Русланович
RU2510350C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 619 885 C2

Реферат патента 2017 года СПОСОБ БУКСИРОВКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Изобретение относится к области кораблестроения, касается буксировки подводной лодки и может быть использовано как для плановой, так и аварийной буксировки подводной лодки в морских условиях. Предложен способ буксировки подводной лодки, при котором коренной конец буксирного каната закрепляют на форштевне подводной лодки в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика. Обеспечивается улучшение управляемости буксируемой подводной лодки, повышение надежности и безопасности буксировки, упрощение конструкции буксирной линии и удобство в эксплуатации. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 619 885 C2

Способ буксировки подводной лодки, основанный на использовании буксирного каната, отличающийся тем, что коренной конец буксирного каната подводной лодки закрепляют на форштевне подводной лодки в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2619885C2

RU 2001116458 A, 27.06.2003
US 3897746 A, 05.08.1975
WO 2014086820 A2, 12.06.2014
СПОСОБ БУКСИРОВКИ УТИЛИЗИРУЕМОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Козюков Леонид Викторович
  • Алексеев Игорь Николаевич
  • Чехман Анатолий Степанович
  • Платонов Генрих Михайлович
  • Луговой Виталий Александрович
  • Молчанов Владимир Александрович
RU2275310C2
Амортизатор буксирной линии 1985
  • Мацкевич Вадим Александрович
  • Мащенко Владиль Васильевич
  • Тихомиров Александр Семенович
  • Навалихин Владимир Дементьевич
  • Куц Юрий Михайлович
SU1303485A1

RU 2 619 885 C2

Авторы

Козюков Леонид Викторович

Калмыков Владимир Николаевич

Илюхин Виктор Николаевич

Пышный Александр Русланович

Даты

2017-05-19Публикация

2015-04-16Подача