Самопишущий глубиномер (батограф) Советский патент 1930 года по МПК G01F23/44 

Описание патента на изобретение SU17768A1

В предлагаемом самопвшущем глубивомере (батографе) применен лот, металлическая оболочка которого частично заполнена ртутью. Последняя при достижении лотом дна замы-/ кает через кабель, на iloTopOM подвешен лот, сцепйую электромагнитную нуфту, после чего происходит вытравливание лота привоД01| от гребного БЙгла шлюпки, затем новое автоматическое погружение лота и т, д. Трос пе рекинут через мерный блок, связанный с записывающим приспособлением. Изобретение имеет целью автоматизировать движения соверраемые при обычном шлюпочно|1 промере вручную, и, таким образом, дост|1гн ть: 1) возможности совершать промер при значитель,нйх скоростях промерной шлюцкя- до 11 километров в -час; 2) сокрап1,ения численш)сти промерной партии до 1 человека; 3) ysjeHbшения личных ошибок и 4) увеличения ла-, стоты промерных точеЕ,. Глубиномер предг назначен для промера глубип до 100 метгров и, следовательно,, может быть использован при всех речных и прибрежных морских про;мерных ,, как-то: портовых изыг еканиях, землечерпательных работах,, гидрографической описи и т.-д. На чертеже фиг. 1 изображает вид батографа сверху; фиг. 2-продольный вертйтикальный разрез батографа по линвн I-I на фиг. 1; фиг. 3- -поперечный вертикальный разрез батографа по линии П-П на, фиг. 1; фиг. 4-нарулшый вид и частичный вертикальный разрез лота; -фиг. поперечный разрез подъемного ipoca; фиг. 6- схему электрических соединений; фиг. 7- деталь записываюп,его прибора; ,фвг. 8- вертикальный разрез фрвкдиовного диска записываюшего прибора; фиг. 9-,то же. вид спереди. Батограф устанавливается на моторной шлюпке и получает, двджение от ее гребного вала 10 (фяг. 3). На чертеже изображены следующие ;)лемепты нхчюики: горизонтальная ось АБ (фиг. 1), очертание кормы СД (фиг. 1 и 2), очертание борта Д (фиг. 1), верт0ка.5ьная ось ЖИ, киль /СД, .обшивка О, шпангаут Ш и гребной вал Ю (фиг. В). Устройство батографа состоит в следующем. На фундаментной дбске Ф (фиг . 1, 2 и 3) установлен автоматический коммутатор R.O (фиг. 2 п 6), .на котором расположены следующие части: контакт 5 электрического звонка 3 (фиг. 2); контакт Ki электрической пеии спускового прибора, выключающий электромагнитную спепную муфту; контакт RU электрической пени спусковогоприбора, включающий электромагнитны тормоз; контакт, Лf электрической цепи лота и троса, включающий электромагнитную сцепную муфту; контакт ЬСИ крайнего положения пишущего дера, включающий сцепную муфту; контакт III электрической пепи пишущего iiepa, замыкаемый при касднии дна лотом и

при выходе его из воды; контакт С/ электрической цепи сцепной муфты; контакт Г/ электрическойцепи тормоза; выключатель УП управляющий пишущим пером, и выключатель УТ, управляющий электромагнитным тормозом.- ,

Лот л (фиг. 2 и 4), подвешенный на бронированном электричесадй проводнике-

. тросе ТР (фиг. 1, 2 и &), состоит из .металлической оболочки 1, н(1полпенной ртутью до уровня 2, соответствующего отвесному доло генню лота. Контактный диск 3 лота сое дипен с медным проводником-сердечником 5 подъемного троса, а оболочка 1 лота соединена с наружной стальной одлеткой-броней 4 троса. Броня 4 троса отделена от его сердечника 5 слоем изоляции 6 (фиг. 4 и5), .а контактный диск 3 лота снабжен изолязщонным диском 8а. Головка 7 лота, в которой закрепляется трос, путем ввинчивания или вывинчивания в оболочку 1 .тота, регулирует расстояние между уровнем ртути и

контактным диском 3. Для наполнения лота ртутью служит отверстие 8. Конец троса ТР закрепляется на подъемном барабане НБ

(фиг. 1, 2 и i3), приводимом в движение от гребного вала Ю шлюпки через электромагнитную сцепную муфту 12 и особую систему механических передач 37-44.

Подъемный барабан ПБ состоит из оболочки 9, шариковых подшипников 10 и трубчатого вала 11, заполняемого смазочным маслом и снабженного электромагнитной сцепной муфтой 12, состоящей из диска и восьми

; электромагйитов, Е электромагнитным тормойом 13, состоящим из диска и восьми электромагнитов. Сцепная муфта 12 и тормоз 13 снабжены контактными ко.1ьцами 17 и 18, К сцепной муфте 12 подходит провод U4,

к тормозу 13-провод 15, а к тросу провод 1(5 (фиг. З). ,

Записывающий прибор (фиг. 1 и 2) состоит из кожуха 1& с верхней выдвижной застекленной крышкой 20 и с боковой выдвижной стенкой 21. Внутри расположены: барабан 22 для чистой ленты 28, барабан 23 для исчерченной ленты, ведущий ролик 24 (фиг. 7), ролик 25, прижимающий ленту к ведущему ролвку: 24, и ролик26 с пропускной . Для передачи движения От ведущего ро.мкаг 24 к барабанам 22 и 23 С лентой, .примененыфрийЦионные диски 27 (фиг. 8 и 9). Пишущее пе| 39 (фиг. 2). снабжено резервуаром 30 для краски и элсктро|1агнитной катушкой 31, прижимающей перо к ленте в момент касания дна лотом и в момент выхода его из воды. Пишущее перо 29 и управ.1яющжй , им электройагнит 31 установлены на каретке 33, перемещаемо й по валику 32 с ви;нтовой резьбой. Валик 32 при помощи шестерен 35 сцеплен с мерным блоком 34, при, чем шестерни 35 легко не-. рестав.чяютсд, сообразно необходимому масштабу глубин батограммы. Мерный, блок 34 установлен на шариковой обойме, допускающей его перемещения вдоль оси. Для пере дачи движения ведущему ролику 24 служат шестерни 36, которые также легко переставляются сообразно необходимому )иасштабу расстояний батограммы.

Передача от гребного вала Д) шлювки к подъемному барабану ПБ (фиг. 2 и 3), состоит из конического зацепления 37, соединяющего гребной вал 10 с главным вертикальным валом 38 батографа. 38 связан с нижним горизонтальным валом 4:0/ при домощи переменного фрикционного дискового сцепления 39. Для включения и выключения неременного дискового сцепления 39 служит шкив 42, а для регулирования сцепления дисков 39 служит йасажерная па вал 40, спиральная рессора 41. Дла передачи двжжейия вала 40 на вал электромагнитной сцепноймуфты 12, служа.

шестерни 43. Главный вертикальдый вал 38 енйбжен автоматическим регулятором 44,

изменяющим дисковую передачу 39, обратно изменению числа оборотов; гребного .Baaia 1(9 шлюики. ,,

Передача П П Л от гребного вала Ж шлйвки к занисывающему прибору , (фиг.,, 2 и 3) состоит из вышеудазанного ковичеекого зацепления 37 и шестерен; 45, передающих движение от главного вертикального дала 38 на вспомогательный вертакалЬный вал 46, на котором -установлены щестерни 47, переедающие движение на трубчатый вертикальный вал 48, свободно насааяйнный на конец главного вертикального валах:. Для передачи Движения от трубчатого вертикаль-ного вала 48 на верхний горизонтальн1М дал 59 служит червячное зацепление 49

(фиг. 1 и 3). Верхний горизонтальный вал 5-9, при посредстве вышеуказанных шестерен 36, связан с ведущим ролиром 24 записывающего прибора. Фрикционная муфта 50 елу-, жйт для соединения или разъединения движения данты 38 записывающего, прибора и гребного вала шлюпки. Для ручногсг управления фрикционной муфтой 50 служит рычаг 51, для регулирования же сцепления фрикционной муфты 50 предназначена спиральная пружина 52. Спусковой прибор СП (фиг. 1 и 2) со-

стоит из качающейся рамы 53, установленной, на оси 54, спускового блока 55, роликоВ56, служащих для направлениятро а Tf при его движении вверх и вниз, и цилиндра 5 7 0. контактами I(i и /Gi (фиг. 6) электрической цепи спускового прибора., Качающаяся рама 5 3 соединена пгатуном с цоршнем пневматического цилиндра - компенсатора 58. I - ;

Действие батографа заключается в следующем. Когда прибор , лот Л начинает

цадать на дно, коонувшась которого, он

авто)атически поднимается наверх, затем

бнЬвь опускается и, таким образом, передвигается между дном и поверхность10 воды до

flex лор, пока не будет разомкнут вйключатель У Т, после чего лот, в каком бы наложении он пи находился, возврап ;ается на поверхность воды.

В начальный момент падения лот имеет положение, б.1изкое к вертикали, и потому его электрическая цепь (состоящая из аккумулятора, провода к контактному кольцу подъемного барабана, изолирО|Ванпого .сердечника 5 подъемного троса, контактного диска 3 лота, ртути 2, оболочки 1 лота, брони 4 подъемного троса, корпуса- батогра,фа и провода к аккумулятору) .разомкнута, при чек электромагнитная сцепная муфта 12 выключена (см. схему-фиг. 6), а потому лот может свободно падать. По , достижении -дна дот отклоняется, от {ертикали, при чем ртуть переливается и, касаясь контактного Диска 3, замыкает ток в цепи лота, вследствие чего (см. схему--фиг. Q сцепная муфта 12 автоматически включается, и лот налипает выбираться из воды. При выходе из воды лот йринимаетея спусковым прибором СЛ(фиг. 2) и при 9ТОМ замыкает его коптакты и , устаповденпые в цилиндре 57. (см. схему- фиг. 6), вс.1едствие чего сцепная муфта выключается, лот снова может падать на дпо.

Включение и выключение электрической части батографа (пуск лота и его остановка), как сказано выше, производится дeиcтвиjeм выключателя УТ, управляющего электромагнитным тормозом 13, при чем для пуска лота этот ториоз падЬ выключить, освободив, таким образом, подъемный барабан ДБ, а для остановки лота следует, наоборот, включить тормоз, который, однако, может задержать лот лишь в его наивысшем по.110жепии при выходе из воды (см. схему-фиг. 6) чем и обусловливается возвраш.евие лота в его начальное положение на поверхности воды при любом его положении в момент выключения батографа.

При выходе лота из воды спусдшвой прибор СП отклоняется от своего нормального положения под влиянием живой силы лота (nocie сдвига поршня в цилиндре 57 и связанного с этим выключения сцепной муфты

подъемного барабана, лот движется исключительно по инерции), нока инерция лота не поглотится пневматическим компенсатором 58, который после этого отбрасывает качающуюся раму 53 в ее первоначальное положение,

-вследствие чего лот при новом падении на дно получает начальную скорость, примерно равную скорости выхода его из воды. Мерный блок 34 (фиг. 2), пропуская через себя подъемный трос и сообщая перу 29, как указано выше, соответственные движения, в то же врезГя, благодаря шариковой обойме, при помощи которой он насажен на ось, может легко нережещаться вдоль свовй оси, обусловливая этим навивание троса на подъемный барабан правильными слоями. Движение подъемного троса ТР, вытравленного при падении лота, через мерный блок зД и перелейные шестерни 35 (фиг. 2) передается валику 32 заиисывающего прибора, вызывая

соответственное перемещение каретки 33 с пером 29. При касании лотом дна и при выходе его из воды, замыкается ток в электрической цеии пишущего пера 29, вследствие чего последнее прижимается к ленте 28, отмечая точкааш наивысшее и наинизшее иоложеняя лота. Расстояние между этими точ7ками дает искаженные ординаты промеряемого профиля дна. Лента 28 закладывается в коробку записывающего прибора рулоном на несколько суток, промерной работы. При равномерном ходе шлюпки лента, при помощи вед;уп(,его родика 24 и прижимного ролика 25, равномерно перематывается с барабана 22 на барабан 23 (фиг. 2), независимо от кочяичества ее на этих барабанах, и проходит под пером 29, которое питается краской из прикрепленного к нему резервуара 30. Отмеченные на ленте промерные точки батограм}}ы, не высохшие за время передвижения ленты от пера до ролика 26, обернутого пропускной бумагой, осушаются этим последним. Фрикционные диски 27 (фиг. 2, 8 и 9), связывающие барабаны 22 и 23 и получаю.щие дпи;:;йние от ведущего ролика 24, поддерживают ленту все время в туго натянутой состоянии...

Сцепление фрикционных д исков 27 с соответствующими дисками барабанов 22 и 23, а равно,сцепление между собою роликов 24 и 25, регулируется имеющимися в них винтами (фиг. 7, 8 и 9). Для снятия ц закладывания ленты в кожухе записывающего прибора выдвигают крышку 20 и боковую стенку ,21. Для возможности суждения о характере промеряемого профиля дна в процессе самого промера,: в крышке 20 вставлено стекло, , через которое наблюдателю видна прочерчиваемая прибором батограмма.

Благодаря действию передачи П П П фиг. 1), .чента 28 передвигается пропорционально числу оборотов гребного вала 10 шлюпки-и, стало - быть,, при постоянном ходе шлюпки в продолжение одного промера- пропорционально расстояниям, проходимым шлюпкой. Отставание лота от шлюпки, зависящее «т иродолжительности падения лота и скорости шлюпку, создает второе (горизонтальное) искажение автоматически вычерчиваемого на ленте нрофиля дна (ба/гограммы). Оба ис15ажения батограммы (глубин и расстояния) иснравляются при камеральной обработке промерного материала помощью особых поправочных таблиц, или графиков, составляемых, частью, теоретическим путем (исследование движения материальной точки в однородн1ой среде), частью, экспериментальным путем (тарировка нрибЬра). Масштаб батохраммы определяется передачами 35, 85. (для ординат графика) и 36, 36 (для абсцисс графика), которые перед промером легко могут быть сменены наблюдателем на шестеренки; соответствующие заданному масштабу, из имеющегося при батографе выбора шестеренок.

Управление батрграфом сводится к следующему: 1) при подходек начальной точке промерного профиля несколькими поворотами шкива 42 электромагнитную сцепную муфту 12 (фиг. 3) сообщают с гребным валом /О и.

передвинув рычаг 51, приводят в движение ленту записывающего прибора; 2) в момета прохода пачаяьной точки промерного профиля, поврротож выключателя УТ (фи. 2 й;;б); пускают в ход лот. Для, остановки лота в конечной тачке, промерного профир надлежит вторично повернуть тот же вйключатель УТ. В случае необходимости в цроцббсе промера отметить на батограиме желательный траверз шлюпки, можно поворотом выключателя УД заставить перо прочертить -полностью одну или несколько ординат. ,

Предмет патента.

Самопишущий глубиномер (батограф), характеризующийся применением: а) лота I, состоящего из металлической оболочки 1, .наполненной ртутью, и подвешенного на бронированной электрическом проводникетросе ТР, сердечник 5 и броня 4 которого соответственно с конта,ктным .кольцом 3/

с одной стороны и оболочкой 1 лота и заполняющей ее ртутью, с другой стороны, составляют электрическую цепь, замыкаемую ртутью, переливающеюся при отклонении .юта от вертикали при касании дна, б) подъемного барабана ПБ с электромагнитной сцеп-. ной муфтой 12 и электромагнитным тормозом 13, соединенными при посреДстве коммутатора с электрической цепью лота .Т такии образом, чтобы было обеспечено автоматическое беспрерывное циркулирование .юта между дном и поверхностью воды, в) записывающего прибора JT IT с перемещением ленты 28 ведущим роликом 24, сцепленным передачей с гребным винтом, пропорционально ходу шлюпки, и пишущего пера 29, сидящего на каретке 33, перемещаемой по валику 82, сцепленномус мерным блоком-34, пропорционально длине вытравленного .подъемного троса ТР, и г) спускового прибора СП качающейся раяой 53, сцепленпой с поршем пневматического цилиндра 58:

к патенту П. К. Божича № 17768

«1 фиг. 5. А,| н: ,...-....6 {, А 4 /ftfelilrt / iMM 1 W Ji 4r|.-.-,,JV --Л ,,9 v,;

Похожие патенты SU17768A1

название год авторы номер документа
Прибор для периодической записи высоты волн и общего уровня воды 1945
  • Божич П.К.
SU68928A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПИСИ СКОРОСТИ ПРОХОДКИ ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН 1938
  • Дахнов В.Н.
SU60746A1
Способ производства промера глубин посредством эхолота или иного прибора, установленного на промерном судне 1950
  • Грузинов А.И.
  • Доманевский Н.А.
  • Ржаницын Н.А.
  • Юдин П.С.
SU94500A1
Устройство для измерения подачи бурового инструмента в скважине 1985
  • Медведев Владимир Васильевич
  • Окороков Александр Сергеевич
SU1273516A1
Устройство для измерения подачи бурового инструмента 1984
  • Медведев Владимир Васильевич
  • Окороков Александр Сергеевич
SU1194997A1
Устройства для записи суммы неровностей автомобильной дороги 1937
  • Кунгурцев А.А.
SU59068A1
Машина для фотографического крупнокегельного набора 1961
  • Еремин П.К.
SU142874A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ 1940
  • Карпов Н.А.
SU61148A1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1934
  • Фильцер Г.А.
SU45663A1
Приспособление к ткацкому станку для выработки плотной ткани по утку 1950
  • Лебедев П.К.
SU92309A2

Иллюстрации к изобретению SU 17 768 A1

Реферат патента 1930 года Самопишущий глубиномер (батограф)

Формула изобретения SU 17 768 A1

SU 17 768 A1

Авторы

Божич П.К.

Даты

1930-09-30Публикация

1927-10-17Подача