Изобретение относится к газотурбинной технике, к способам подачи топлива в камеру сгорания после отключения газотурбинного двигателя.
Известен несколько иной подход к вопросу сжигания топлива после включения двигателя (1). Согласно этому техническому решению после выключения газотурбинного двигателя топливо вытесняется воздухом из кольцевых коллекторов через форсунки в камеру, где и сгорает, т. е. производят прямую продувку воздухом, который запасают в специальном пневмоаккумуляторе, сообщенном через обратный клапан с компрессором двигателя, следовательно за счет определенного давления воздуха, подаваемого в топливный коллектор, в коллекторе не остается несгоревшего топлива, которое может быть выброшено в воздух аэропорта. Это решение также имеет ряд недостатков:
необходимость пневмоакумулятора и обратного клапана, что снижает надежность систем.
Описанные технические решения предусматривают способ подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя после его выключения путем подвода топлива в кольцевой коллектор и последующей его подачи в жаровую трубу через подключенные к коллектору форсунки.
Перед авторами стояла задача создать такой способ, чтобы его осуществление не требовало дополнительных устройств в камере сгорания. При этом ставилась цель предотвращения выброса топлива в окружающую среду пори выбеге ротора двигателя. Осуществление поставленной цели позволило предотвратить загрязнение аэродрома несгоревшим топливом. Эта цель осуществляется тем, что в известном способе подрчи
СО
с
-ч
XJ
О
ю со
со
топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя после его выключения путем подвода топлива в кольцевой коллектор и последующей его подачи в жаровую трубу через подключение к коллектору форсунки, внесено усовершенствование.
Усовершенствования заключаются в том, что через форсунку, подключенную к коллектору в его нижней части, топливо подают с расходом, определяемым по соотношению:
нок, поджигается высокотемпературной зоной в области форсунок 4, и также сгорает.
Получено надежное предотвращение выброса топлива из топливного коллектора, с последующим его сгоранием при ср- блюдении для форсунок 4 (см. фиг. 2) соотношения;
10
Г ° 044 РэФ А Р 0-5
GT 2--г- ДРж.т
макс мэ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1989 |
|
SU1837699A1 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1987 |
|
RU1492862C |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ РАБОТЫ | 2007 |
|
RU2347144C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2011 |
|
RU2461780C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДРЕНАЖА ТОПЛИВА ИЗ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1983 |
|
RU1254798C |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ГТД | 1996 |
|
RU2158881C2 |
Кольцевая камера сгорания газотурбинного двигателя | 2023 |
|
RU2826197C1 |
Способ сравнительной оценки эффективности присадок - промоторов горения топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя | 2017 |
|
RU2642236C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАЛОЭМИССИОННАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2515909C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С СИСТЕМОЙ КАРБЮРИРОВАНИЯ И СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2138659C1 |
Использование: при выбеге ротора двигателя. Сущность изобретения: топливо в камеру сгорания газотурбинного двигателя подают после его выключения путем подво А Рж.т ° 5 , где РЭф да топлива в кольцевой коллектор и последующей его подачи в жаровую трубу через подключенные к коллектору форсунки. При этом через форсунку, подключенную к коллектору в его нижней части, топливо подают с расходом, определенным из соотношения GT 0,044 Ci-макс м эффективная площадь отверстий для подвода воздуха в сектор жаровой трубы с упомя- нутой форсункой (см ): L0 стехиометрический коэффициент; «макс минимальное значение коэффициента избытка воздуха при бедном срыве пламени в секторе жаровой трубы с упомянутой форсункой; Л РЖ.Т - перепад давления воздуха на стенке жаровой трубы (кгс/см2). 2 ил.
Р3ф
(2м а кс LO
АРж.т.
0,5
где РЭф - эффективная площадь отверстий для подвода воздуха в сектор жаровой трубы с упомянутой форсункой, см2;
LO - стехиометрический коэффициент;
2макс минимальное значение коэффициента избытка воздуха при бедном срыве пламени в секторе жаровой трубы с упомянутой форсункой;
ЛРжт перед давления воздуха на стенке жаровой трубы, кгс/см2.
На фиг. 1 представлено схематическое размещение форсунок относительно коллектора по окружности последнего; на фиг. 2 - график зависимости величин:
GT и 0,0440,5
(Хмакс LO
Заявленный способ в практическом исполнении можно проследить на следующем примере. Камера сгорания 1 (см. фиг. 1}имеет топливный коллектор 2, соединенный с топливными форсунками 3, 4, у которых при движении воздуха его статическое давление в месте выхода топлива из топливных каналов соответственно равны РС| и РСу.
После выключения двигателя подачи топлива в коллектор прекращается, при выбеге роторов расход воздуха через камеру сгорания продолжается до полного останова роторов, поэтому воздух форсунок 3 (с давлением РС|), имея связь с коллектором, выдавливает топливо из коллектора через форсунки 4 (с давлением Рсу), где во фронтовом устройстве форсунок 4 происходит его сгорание. При этом расход топлива на форсунках осуществляется за счет того, что Рсу Pel в отличие от патента (1), в котором расход топлива на форсунках осуществляется за счет наддува коллектора пневмоаккуму- лятором.
Топливо форсунок 3, сливаемое под действием гравитационных сил из форсугде GT - расход топлива через указанную форсунку, кг/с;
Ржт - перепад давления воздуха на стенках жаровой трубы при отключении двигателей на выбеге роторов, кгс/см2;
Рэф - эффективная, с учетом коэффициента расхода, площадь воздуховодящих отверстий сектора камеры сгорания, обслуживаемая указанной форсункой (для удаления топлива), см2;
Lo - стехиометрический коэффициент количества воздуха, необходимого для сжигания 1 кг топлива;
«макс- минимальное значение коэффициента избытка воздуха при бедном срыве пламени в секторе, обслуживаемом указанной форсункой (предназначенной для
удаления топлива на режимах выбега роторов);
0,044 - коэффициент пропорциональности, полученный экспериментальным путем (см. таблицу и фиг. 2) кг/(с см -i/RTc).
Наряду с уже упомянутыми новизной и положительным эффектом заявленный способ исследован на существенность отличий.
Рассмотренные нами и представленные
в справке о поиске источники известности не содержат технических решений с заявляемыми отличиями. На этом основании мы считаем их существенными.
При этом очевидно, что место на коллекторе, из которого идет подвод топлива на форсунку с указанным соотношением, должно располагаться ниже каналов выхода топлива из остальных форсунок (вместо 5 на коллекторе подвода топлива к форсунке 4
ниже места 6 выхода топлива с форсунки 3 см. фиг. 1), а объем коллектора должен выбираться таким образом, чтобы время удаления топлива с коллектора не превышало минимальное время выбега ротора высокого давления.
Практическая реализация способа происходит следующим образом.
Для конкретного разрабатываемого ГТД значения величин РЭф L0 известны Значения параметров ЛРЖт, LMaxc в процессе выбега роторов на этапе проектирования рассчитываются на основании математического моделирования и затем при доводке ГТД легко уточняется экспериментально. Таким образом, из приведенного в формуле изобретения соотношения можно определить значение
г 0.044 Рэф .о,5
Ът г пж.Т,
Имакс L-o
которое практически реализуется известными конструктивными приемами при разработке и экспериментальной доводке камеры сгорания.
Авторы провели ряд испытаний на нескольких камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей нашего предприятия. Результаты испытаний сведены в таблицу.
Таким образом, проведенные испытания подтвердили границы работоспособности предлагаемого способа. Более наглядно это может быть видно на графике (см. фиг. 2), где точки, расположенные на линии 1 или выше нее, обеспечивают сжигание топлива, сливаемого с коллектора.
Предложенное техническое решение позволило не только обеспечить надежность сжигания топлива, сливаемого с коллектора камеры сгорания после отключения
0
5
газотурбинного двигателя, но снизить массу самого авиационного двигателя за счет исключения лишних коммуникаций.
Формула изобретения
t
Способ подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя после его вы- ключения путем подвода топлива в кольцевой коллектор и последующей его подачи в жаровую трубу через подключенные к коллектору форсунки, отличающийся тем, что, с целью предотвращения выброса топлива в окружающую среду при выбеге ротора двигателя, через форсунку, подключенную к коллектору в его нижней части, топливо подают с расходом, определяемым из соотношения
GT 0,044
Рэф
LQ
ДР
0.5
где Рэф - эффективная площадь отверстий для подвода воздуха в сектор жаровой тру- бы с упомянутой форсункой, см ;
Lo стехиометрический коэффициент;
2макс минимальное значение коэффициента избытка воздуха при бедном срыве пламени в секторе жаровой трубы с упомя- нутой форсункой;
А Рж.т. - перепад давления воздуха на стенке жаровой трубы кгс/см2.
Фвонгп померь сгорания
Способ подготовки ванадийсодержащего сырья для выплавки феррованадия | 1988 |
|
SU1527307A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Авторы
Даты
1992-11-23—Публикация
1990-05-14—Подача