Изобретение относится к испытаниям нефтяных и газовых скважин и может быть использовано в аварийных ситуациях при геофизических и гидродинамических исследованиях.
Известно устройство для разъединения колонны труб с пакером, включающее верхний переводник, связанный с верхним штоком, корпус, соединенный с нижним переводником и имеющий всасывающий и нагнетательный каналы с размещенными в них клапанами, а также нижний шток с кольцевым поршнем.
Недостатком устройства является сложность конструкции, обусловленная
наличием гидравлической системы, снабженной длинными перепускными каналами, что приводит к повышенной сложности обслуживания данного уст- ройства в процессе испытания скважины и, следовательно, к снижению надежности процесса разъединения колонны труб с пакером,,
Известно также устройство для разъединения колонны труб с пакером, содержащее корпус, над которым установлен верхний переводник, соединенный с размещенным в корпусе полым штоком, установленную в корпусе втул ку. связанную шлицевым соединением с ним и нижним переводником, соединенными между собой резьбой, привод, выполненный в виде спускаемого трубчатого элемента с наружными шлицами, и промежуточную втулку, соединенную с корпусом резьбой, направление которой противоположно напралению резьбы на нижнем проводнике, и имеющую внутренние шлицы для взаимодейст вия с наружными шлицами привода.
Недостатком устройства является сложность его обслуживания, приводящая к снижению надежности работы устройства, а именно при сборке уст- ройства необходимо ориентировать друг относительно друга положения внутренних шлицов штока и промежуточной втулки, предназначенных для взаимодействия с наружными шлицами спускаемого привода; при сжатии пакера наружные шлицы штока выходят из зацепления с внутренними шлицами корпуса, в результате чего может произойти смещение ориентированных друг относительно друга внутренних шлицов штока и промежуточной втулки; при сбрасывании привода с устья его наружные шлицы могут не совместиться с внутренними шлицами штока, в результате чего эту операцию необходимо будет повторять до тех пор, пока не произойдет точное совмещение наружных шлицов привода и внутренних
шлицов штока.
Целью изобретения является повышение надежности работы устройства в аварийном положении и упрощение обслуживания. Применение изобретения существенно упрощает обслуживание устройства и сокращает время, затрачиваемое на его срабатывание, т.е. на отсоединение в аварийных ситуа
Q 0 5
0
U
5
5
0
5
циях надпакерной части инструмента от прихваченных в скважине устройств.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено фиксаторами установленными на осях в нижней части штока, подпружиненными относительно последнего и имеющими конические наружные поверхности и цилиндрические внутренние, образующие осевой канал, соосный с осевым каналом штока, а втулка выполнена с внутренней конической поверхностью под конические поверхности фиксаторов и связана срезным элементом с корпусом, при этом трубчатый элемент установлен в аварийном положении с воз-: можностью перекрытия внутренних поверхностей фиксаторов.
На фиг.1 изображено устройство для разъединения колонны труб с пакером до его срабатывания; на фиг.2 - то же, после его срабатывания.
Устройство содержит полый корпус 1, внутри которого телескопически установлен шток 2 с осевым каналомf имеющий резьбу в верхней части для соединения с колонной труб, втулку 3 с осевым каналом, соосным с осевым каналом штока, установленную в полости соединенных между собой левой резьбой корпуса и переводника А и связанную с ними шлицевым соедине- нием, фиксаторы 5 подпружиненные пружинами 6 относительно, штока, установленные в его нижней части на осях 7 и имеющие конические наружные поверхности и цилиндрические внутренние, образующие осевой канал, соосный с осевым каналом штока. Втулка выполнена с внутренней конической поверхностью под конические поверхности фиксаторов и связана срезным элементом 8 с корпусом для предохранения ее от самопроизвольного перемещения при необходимых подвижках колонны труб. В осевом канале штока и втулки в аварийном положении установ лен трубчатый элемент 9 с возможностью осевого перемещения для перекрытия внутренних поверхностей фиксаторов. Для передачи крутящего момента внутренняя поверхность корпуса и наружная поверхность штока связаны между собой шлицевым соединением 10.
Устройство работает следующим образом.
При прихвате пакера спускают трубчатый элемент 9, который входит в
полость штока 2 и удерживает от поворота вокруг осей 7 фиксаторы 5, тем самым обеспечивая надежный контакт наружных конических поверхнос- тей фиксаторов S с внутренней конической поверхностью втулки 3. Затем шток 2 передвигают вверх, при этом вместе с фиксаторами 5 вслед за штоком будет передвигаться втулка 3, выходя из шлицевого соединения с переводником А и попутно срезая элемен 8. Далее шток 2 вращают вправо, при этом через шлицевое соединение 10 крутящий момент со штока 2 передает- ся на корпус 1, в результате чего происходит отсоединение корпуса 1 от переводника А. Освобожденная часть инструмента извлекается из скважины.
При работе в неаварийных ситуаци- ях фиксаторы 5 устройства не мешают проходу глубинных приборов по сквозному осевому каналу устройства, так как их наружные конические поверхности пружинами 6 постоянно поджима ются к внутренней коническое поверхности втулки 3, оставляя осевой канал -устройству свободным.
Формула изобретения
Устройство для разъединения колонны труб с пакером, содержащее полый корпус со шлицами на внутренней поверхности, связанный резьоовым соединением с переводником, телескопически установленный в корпусе шток с осевым каналом, шлицами на наружной поверхности под шлицы корпуса и резь бой в верхней части для соединения с колонной труб, втулку с осевым каналом, соосным с осевым каналом штока, установленную в полости корпуса и переводника и связанную с ним шли- цевым соединением, и трубчатый элемент, установленный в осевом канале штока и втулки с возможностью осевого перемещения, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе устройства в аварийном положении и упрощения обслуживания, оно снабжено фиксаторами, установленными на осях в нижней части штока, подпружиненными относительно последнего и имеющими конические наружные поверхности и цилиндрические внутренние, образующие осевой канал, соосный с осевым каналом штока, а втулка выполнена с внутренней конической поверхностью под конические поверхности фиксаторов и связана срезным элементом с корпусом при этом трубчатый элемент установлен в аварийном положении с возмож- ностью перекрытия внутренних поверхностей фиксаторов.
Риг. /
суг 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для разъединения колонны труб с пакером | 1988 |
|
SU1579982A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ КОЛОННЫ ТРУБ | 2011 |
|
RU2460868C1 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ ПАКЕР, УСТАНАВЛИВАЕМЫЙ НАТЯЖЕНИЕМ, С РЕЗЕРВНЫМИ СИСТЕМАМИ ИЗВЛЕЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2471960C1 |
УСТРОЙСТВО ЯКОРНОЕ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ТРИ ВАРИАНТА) | 2014 |
|
RU2563470C1 |
Устройство для разъединения колонны труб с пакером | 1987 |
|
SU1548406A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРИСКВАЖИННЫХ РАБОТ С ОДНОВРЕМЕННЫМ РАЗЪЕДИНЕНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛИБО ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЛИНИЙ | 2014 |
|
RU2570697C1 |
Гидравлический пакер-мост | 1983 |
|
SU1121392A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВЕСКИ ПОТАЙНОЙ КОЛОННЫ | 2003 |
|
RU2265118C2 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРИСКВАЖИННЫХ РАБОТ С ОДНОВРЕМЕННЫМ РАЗЪЕДИНЕНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛИБО ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЛИНИЙ | 2015 |
|
RU2579064C1 |
СКВАЖИННЫЙ РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2444607C1 |
Изобретение относится к области испытания нефтяных и газовых скважин, и может быть использовано в аварийных ситуациях при геофизических и гидродинамических исследованиях. Цель- - повышение надежности работы устройства в аварийном положении и упрощение обслуживания. Для этого устройство содержит полый корпус, внутри которого телескопически установлен шток с осевым каналом, имеющий резьбу в верхней части для соединения с колонной труб, втулку с осевым каналом, соосным с осевым каналом штока, установленную в полости соединенных между собой левой резьбой корпуса и переводника и связанную с ними шлицевым соединением, фиксаторы, подпружиненные пружинами относительно штока, установленные в его нижней части на осях и имеющие конические наружные поверхности и цилиндрические внутренние, образующие осевой канал,, соосный с осевым каналом штока. Втулка выполнена с внутренней конической поверхностью под конические поверхности Фиксаторов и связана срезным элементом с корпусом для предохранения ее от самопроизвольного перемещения при необходимых подвижках колонн труб. При прихвате спускают трубчатый элемент, который входит в полость штока и удерживает от поворота вокруг осей фиксаторы. Затем шток передвигают вверх, за штоком передвигают втулку, срезая элемент. При вращении штока вправо передают крутящий момент через шлице- вое соединение на корпус, в результате чего происходит отсоединение корпуса от переводника. 2 ил. 4 vl 00 Ю VI О
Контрольное приспособление для рудничных и т.п. вагонеток | 1927 |
|
SU8050A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Устройство для разъединения колонны труб с пакером | 1988 |
|
SU1579982A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
($k) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ КОЛОННЫ ТРУБ С ПАКЕРОМ |
Авторы
Даты
1992-11-30—Публикация
1990-06-25—Подача