1
(21)4889463/11 (22) 10.12.90 (46)23.12.92. Бюл.М 47 (75) А.В.Гладилин
(56)Авторское свидетельство СССР № 1054110.кл. В 60 К 11/04.1981.
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РАДИАТОРА НА РАМЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57)Использование: изобретение относится к области транспортного машиностроения. Сущность изобретения: устройство крепления радиатора 1 на раме 2 содержит демпферные опоры 3, выполненные в виде резинометаллических втулок, а также стяжки. Демпферные опоры 3 состоят из неразъемного монолитного соединения резинового блока 5 с охватывающим его металлическим скобообразным элементом б и внутренней металлической опорной втулки 7. Боковые поверхности 8 блока 5 снабжены кольцевыми канавка.ми 9 переменной глубины. К боковине радиатора 1 прикреплен кронштейн 10, палец 11 которого подвижно сопряжен с внутренней поверхностью опорной втулки 7. 4 ил.
сл
с
VI
00
ю
3
ю
Фи&З
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройству крепления радиатора на раме транспортного средства
Известно устройство крепления радиа- тора на раме транспортного средства, содержащее демпферные опоры. В этом устройстве содержатся так же закрепленные на радиаторе шпильки, а демпферные опоры выполнены в виде верхней и нижней резиновых подушек цилиндрической формы, помещенных соответственно в т-а рель- чатое гнездо и опорную шайбу.
Недостаток известного устройства состоит в сравнительно низкой надежности, т. к. при значительных деформациях рамы не обеспечивается надежная защита радиатора от разрушающих усилий, вызванных этими деформациями.
Известно также устройство крепления радиатора на раме транспортного средства, содержащее демпферную опору, выполненную в виде сферического шарнира, снабженную поперечной опорной втулкой, сопряженной с поперечным пальцем крон- штейна радиатора, и помещенную в охватывающий ее скобообразный элемент. Такое устройство исключает передачу деформаций рамы на радиатор.
Однако известное устройство трудо- емко в изготовлении, т.к. конструкция сравнительно сложна, что обусловлено выполнением ее сферического шарнира в виде сферического подшипника скольжения, установленного на отдельной резиновой по- душке.
Устройство обладает сравнительно низкой надежностью, т.к. сферические подшипники скольжения при эксплуатации в условиях знакопеременных нагрузок под- вержены износу.
Из известных устройств наиболее близким по технической сущности к предлагаемому, т.е. прототипом является устройство для крепления радиатора транспортного средства, содержащее теплообменник секционного типа к которому прикреплены установочные Элементы (например цапфы), которые находятся в контакте с глухой втулкой опорного элемента, которая в свою оче- редь установлена через резиновый элемент в наружной обойме, крепящейся к раме транспортного средства.
Однако резиновый элемент резиноме- таллической втулки прототипа имеет огра- ничейную возможность компенсации поворота цапфы вокруг своей продольной оси, т.к. резиновый элемент выполнен сплошным, а такие элементы дают возможность поворота указанной цапфы вокруг
своей продольной оси на 2-3°, что недостаточно, особенно для транспортных средств высокой проходимости.
Недостатком также является то, что внутренняя втулка опорного элемента глухого типа передает нагрузку на теплообменник через торцовую стенку указанного отверстия и торец цапфы.
Цель изобретения - повышение надежности в работе устройства крепления радиатора на раме транспортного средства.
Положительный эффект от использования заявляемого устройства крепгения радиатора на раме состоит в порчшении надежности в работе крепления радиатора на раме транспортного средства, что достигается за счет конструкции демпферной опоры и устройства крепления радиатора в целом, т.к. наличие резинового блока, выполненного с кольцевыми канавками, расположенными на противоположных боковых сторонах этого блока и перемычки, образованной между кольцевыми канавками, выполненной переменной толщины, с уменьшением ее в сторону верхней части резинового блока, позволяет максимально уменьшить жесткость резинового блока на кручение вокруг продольной горизонтальной оси е одновременным обеспечением требуемой жесткости в вертикальном направлении.
Поставленная цель достигается за смет того, что резиновый блок демпферной опоры выполнен в виде горизонтально расположенной неразъемной резинометаллической втулки с кольцевыми канавками, расположенными на противоположных боковых с го- ронах резинового блока, а перемычка, образованная между кольцевыми канавками, выполнена переменной толщины с уменьшением ее в сторону верхней части резинового блока.
Отличительными от прототипа признаками являются: применение резинометаллической втулки с кольцевыми канавками на торцовых сторонах, причем глубина канавок уменьшается к основанию втулки Такая конструкция позволяет пальцу кронштейна (цапфе), закрепленному к теплообменнику, делать поворот вокруг своей продольной оси до 12-13° не нагружая теплообменник, устройство втулки сквозного типа , дающего возможность скользить пальцу кронштейна (цапфе) в этой втулке без передачи усилий на теплообменник.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства крепления радиатора на раме транспортного средства; на фиг 2 - вид на резинометаллическую втулку в увеличенном Л/гасштабе; на фиг.З - разрез А-А на фиг 2 на
фиг 4 - то же, резинометаллическая втулка в деформированном состоянии.-
Изобретение осуществляется следующим образом.
Радиатор 1 установлен на раме 2 транс- портного средства с помощью резинометал- лических втулок 3 (демпферных опор) и стяжек 4. Резинометаллическая втулка 3 состоит из резинового блока 5, периферия которого неподвижно сопряжена с охваты- вающим его скобообразным элементом 6, а внутри блока помещена внутренняя металлическая опорная втулка 7 Соединение втулки 3 с элементом 6 и втулкой 7 осуществлено путем вулканизации, т.е. в виде моно- литного неразъемного соединения.
На боковых поверхностях 8 резинового блока 5 выполнены кольцевые канавки, расположенные на противоположных боковых сторонах этого блока, а перемычка, образованная между кольцевыми канавками, выполнена переменной толщины, с уменьшением ее в сторону верхней части резинового блока.
К боковине радиатора прикреплен кронштейн 10, палец 11 которого подвижно сопряжен с внутренней поверхностью опорной втулки 7. Между торцом кронштейна 10 и соответствующей боковой поверхностью
3 резинового блока может быть помещена например,резиновая шайба 12.
Описанное устройство работает следующим образом.
При скручивании рамы резинометалли- ческие втулки защищают радиатор от восприятия демпфирующих усилий за счет смещения в осевом направлении пальцев 11 в опорных втулках 7, а также за счет деформации резиновых блоков вокруг продольных горизонтальных осей.
Формула изобретения
Устройство крепления радиатора на раме транспортного средства, содержащее демпферные опоры, каждая из которых выполнена в виде горизонтально расположенной неразъемной резинометалличесюй втулки, наружный элемент которой выполнен с узлами крепления его к раме, а внутренняя металлическая опорная втулка сопряжена с поперечным пальцем кронштейна радиатора, отличающееся тем,что с целью повышения надежности в работе, резиновый блок выполнен с кольцевыми канавками, расположенными на противоположных боковых сторонах этого блока, а перемычка, образованная между кольцевыми канавками, выполнена переменной тол щины с уменьшением ее в сторону верхней части резинового блока.
7
Фиг.1
Фиг. 2
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-12-10—Подача