Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к противоугонным устройствам, необходимым для мотоциклов, мопедов, велосипедов и прочих транспортных средств, снабженных рулем.
Известно противоугонное устройство для мотоциклов, которое выполнено в виде замка, размещенного в опорной головке поворотной вилки рзмы мотоцикла. Стержень замка входит в вь-рез рулевой колонки, жестко связанной с рулем. Внутри трубы поворотной головки рамы в горизонтальной плоскости, проходящей через ось стержня замка, выполнен в .ступ. Его Е нутренняя цилиндрическая поверхность либо ее часть подвижно сопряжена с цилиндрической поверхностью ругэвой колонки. При этом
ось выступа образует с осью стержня памка угол 90°.
Данная конггрукция противоугонного устройства выбрана в качестве аналога предлагаемой конструкции.
К недостаткам конструкции следует отнести то, что при малейшей деформации стержня при повороте запертого руля запирающее устройство полностью выходит из строя и его невозможно будет открыть. Не выполнено требование неизвлекаемости запертого замка из колонки транспортного средства.
Известен узел передней вилки мотоцикла, который содержит рулевую колонку, верхнюю и нижнюю траверсы и замковое противоугонное устройство, причем корпус последнего закреплен на нижней траверсе и выполнен с направляющим выступом,
VI
00
ю
00
ел
СА)
ориентирующим его положение относительно рулевой колонки. На последней выполнен кронштейн с гнездом под запорный элемент замкового устройства. При включении противоугонного устройства направляющий выступ перекрывается указанным кронштейном.
Данная конструкция противоугонного устройства выбрана в качестве аналога предлагаемой конструкции.
К недостаткам аналога можно отнести большую металлоемкость, т.к. механизм выполнен автономно и требует выполнения его в жестком массивном корпусе, неудобство при эксплуатации мотоцикла ввиду неудачного местоположения.
Известен штоковый запор для велосипеда, выбранный в качестве прототипа на основании совпадения существенных признаков с заявляемым объектом.
В устройстве-прототипе механизм запирания штокового затвора имеет вертикальный полый патрубок, насаженный на вертикальную вилку, а также полый шток вилки. Он установлен в полом вертикальном патрубке. Устройство, обеспечивающее свободное вращение штока ёилки в полом патрубке, содержит наружное кольцо вкладыша подшипника, установленного в полом патрубке. Задвижка, закрепленная внутри полого штока вилки и выключающая запор, движется возвратно-поступательно по радиусу в полом штоке вилки. Там же выполнено отверстие для обеспечения возвратно-поступательного движения элемента задвижки под действием запора. На наружном кольце верхнего подшипника установлено устройство, снабженное язычком, захватываемым элементом задвижки при его движении.
Недостатками устройства-прототипа являются: практически неизвлекаемая конструкция противоугонного устройства, т.к. в случае незначительной деформации задвижки вследствие попытки угона очень трудно установить поломку, деформированная задвижка зажата в пазу обоймы подшипника; не предусмотрена неизвлека- емость запорного устройства без ключа; при вращении эксцентрика, приводящего в движение затвор противоугонного устройства, механизм привода не имеет возможности изменить положение, т.е. конструкция неработоспособна.
Цель изобретения - устранение указанных недостатков, а именно - обеспечение высокой противоугонной способности с одновременным упрощением конструкции, повышение надежности и удобства эксплуатации устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в известном противоугонном устройстве, содержащем полую головку транспортного средства с расположенным внутри нее полым стержнем вилки, сцентрированным по отношению к головке рамы в упорных подшипниках качения и. содержащем секрет замка, закрепленного в полом стержне вилки, новым является то, что в устройство до0 полнительно введены шарики, которые в положении заперто размещены в боковых отверстиях стенки полого стержня вилки враспор между ротором противоугонного устройства и внутренней стенкой головки
5 рамы.
С целью обеспечения безопасности эксплуатации транспортного средства в положении отперто шарики размещены внутри полого стержня вилки, а стенки запирающе0 го ротора противоугонного устройства пере- крывают отверстия под запирающие шарики.
С целью расширения функциональных возможностей и снижения себестоимости,
5 центральный переключатель электрической сигнализации выполнен соосно с противоугонным устройством и ключом зажигания. Отличием предлагаемого противоугонного устройства от прототипа является из0 менение конструкции уже известных узлов, а также введение новых элементов и изменение компоновки. В качестве щеколды, легко деформируемой и трудноуправляемой, применены легкоуправляемые
5 труднодеформируемые шарики шарикоподшипников, которые в закрытом состоянии располагаются враспор в пазах рулевой колонки и ротором устройства и замыкают от вращения пустотелый стержень рулевого
0 управления, т.к. они одновременно расположены в отверстиях стенок его. Ротор замка имеет впадины, охватывающие шарики и препятствующие извлечению элементов противоугонного устройства без открытия
5 его ключом. Соосно с противоугонным устройством установлен центральный переключатель, приводимый в действием одним ключом.
Таким образом, для повышения гаран0 тии от угона и надежности от вывода из строя, роль щеколды выполняют шарики, легкоуправляемые и устойчивые к любой деформации. Они обеспечивают надежную фиксацию рулевой колонки в положении
5 заперто.
На фиг.1 изображено противоугонное устройство; на фиг.2 - противоугонное устройство с фиксацией корпуса замка и запор- ных шариков в пазах или впадинах дополнительного кольца; на фиг.З - сечение
А-А на фиг.1 (в положении заперто); на фиг.4 - промежуточное положение запирающих элементов (сечение А-А на фиг.1); на фиг.5 - противоугонное устройство в положении открыто (сечение А-А на фиг.1); на фиг.б - сечение В-В на фиг.1; на фиг.7 - конструкция ротора противоугонного устройства; на фиг.8 - опора шариков; на фиг.9 - кольцо-обойма; на фиг.10- противоугонное устройство, совмещенное с центральным электропереключателем; на фиг.11 - опора шариков со скосами; на фиг. 12 - корпус электропереключателя; на фиг. 13 - ротор замыкателя контактов электропереключателя; на фиг. 14 - замыкатель контактов.
Противоугонное устройство (фиг.1) содержит запрессованную в рулевой колонке 1 транспортного средства нижнюю обойму
2,например шарикоподшипника № 746905, с располженными в его канавке шариками
3,закрытыми верхней обоймой 4, шарикоподшипник огражден от попадания грязи колпачком 5, на котором сверху расположена траверса 6, несущая одновременно амортизирующую вилку с передним колесом и руль управления (на чертеже не пока- заны). Траверса 6 сцентрирована на пустотелом поворотном стержне 7 и закреплена гайками 8. Ключ 9 зажигания расположен в секрете замка 10. Корпус замка 11 зафиксирован (например, завальцовкой) в поворотном стержне 7, Ротор противоугонного устройства 12 неразъемно связан вдоль оси вращения с секретом замка 10 или может быть выполнен с ним заодно. Во впадинах ротора 12 в положении заперто размещены шарики 13, обеспечивающие неизвлекаемость ротора 12 без его поворота ключом 9 одновременно с секретом замка 10 на 90...180°. Опора шариков 14, в котором сцентрирован ротор 12 своим хвостовиком, зафиксирована штифтом 15.
Для фиксации от проворота корпуса замка 11 (фиг.2) в его канавке расположено резиновое кольцо 16 с большим натягом по внутреннему цилиндру стержня 7. Внутри цилиндра рулевой колонки 1 закреплено (например, сваркой) кольцо-обойма 17 с впадинами под запирающие шарики 13 (в случае, когда эти впадины невозможно выполнить в нижней обойме 2 шарикоподшипников).
В сечении А-А противоугонного устройства (фиг.З) в положении заперто шарики зафиксированы во впадинах нижней обоймы 2 и одновременно расположены между внутренней стенкой рулевой колонки 1 и в полостях стенок полого стержня 7. Они ограждены от попадания внутрь полого стержня 7 образующими поверхностями ротора
12.Для безотказной работы механизма необходимо, чтобы образующая наружного цилиндра стержня 7 отсекала более 0,5 диаметра шариков 13 внутрь пустотелого стер5 жня.
На фиг.4 изображено сечрние А-А с промежуточным расположением элементов запорного устройства; где необходимо условие, чтобы половина диаметра шарика
0 13 отсекалась образующей наружной поверхности ротора 12.
На фиг.5 ротор 12 перекрывает отверстие стержня 7. Шарики расположены внутри поворотного стержня 7.°в°
5 В отверстии ротора 12 (фиг.б) размещены шарики 18, поджатые пружиной 19 и частично западающие в отверстия в пустотелом поворотном стержне 7. Наличие узла обеспечивает фиксацию положения ключа 9
0 в замке зажигания 10 при движении мотоцикла по неровностям дороги.
Ротор 12 (фиг.7) снабжен впадинами Р. В положении ротора 12, соответствующем запертому состоянию противоугонного
5 устройства, в них зафиксированы шарики
13,обеспечивающие неизвлекаемость ротора 12 из противоугонного устройства.
Конструкция противоугонного устройства, совмещённая с центральным электро0 переключателем (фиг.10), содержит ротор противоугонного устройства без фиксатора положения ключа, снабженный хвостовиком квадратного сечения, служащий для передачи вращения от ключа через ротор
5 противоугонного устройства 20 к центральному электропереключателю. Для этого изменена конструкция опоры шариков 21 (фиг. 11), в корпусе электропереключателя 22 зафиксированной в стержне 7 штифтом
0 15. На цилиндрической поверхности опоры шариков 21 выполнены скосы для установки ее в корпусе переключателя 22 с одновременной фиксацией от проворота и от перемещения вдоль оси вращения.
5 Для фиксации опоры и удобства обеспечения отдельной сборки центрального электропереключателя в нем выполнен паз в виде ласточкина хвоста. В корпусе электропереключателя 22 выполнены также гнезда
0 со сквозными отверстиями под контакты 24, а также углубления для фиксации положения ротора противоугонного устройства 20. Ротор центрального электропереключателя 25 (фиг. 13) снабжен пазом для взаимодейст5 вия с ротором противоугонного устройства 20. Пружина сжатия 26 поджимает замыкатель контактов 27 (фиг. 14), размещенный на роторе электропереключателя 25. Гнезда, выполненные на дне корпуса электропереключателя 22, позволяют фиксировать положение ротора 20 от вибрации с помощью замыкателя контактов 27.
Противоугонное устройство работает следующим образом.
Из положения заперто (фиг.З) в положение отперто (фиг.5) противоугонное устройство переводится поворотом ключа 9 (фиг.1) сначала на угол 30...100° против часовой стрелки с последующим поворотом руля на 30...100°. При вращении штока - пустотелого поворотного стержня 7 шарики 13 выходят из впадины нижней обоймы шарикоподшипника 2, занимая промежуточное положение (фиг.4). При дальнейшем повороте до 180° ключа 9 против часовой стрелки до упора в секрете замка 10 шарики будут выведены из отверстий в поворотном стержне 7 и перекроются стенкой юбки уа- тора 12, оказавшись внутри поворотного стержня 7 (фиг.5). Это необходимо для обеспечения безопасности во время движения. - Команды заперто и отперто легко выполняются и ощущаются рукой на руле и ключе без специальной фиксации положения руля и ключа дополнительными устройствами.
Перед постановкой руля на блокировку противоугонным устройством необходимо произвести легкое покачивание руля и нажатием на ключ произвести необходимую команду общим поворотом ключа на 180 .
Формула изобретения
1. Противоугонное устройство для велосипеда, включающее полую головку рамы с расположенным внутри головки полым стержнем вилки, сцентрированным по отношению к головке рамы в упорных подшипниках качения и содержащее кодовое устройство замка, закрепленное в полом стержне вилки, и фиксирующий элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения
возможности снятия противоугонного устройства без ключа кода замка, фиксирующий элемент выполнен в виде запирающих шариков, расположенных в положении Заперто в боковых отверстиях стенки полого
стержня вилки в распор между стенками впадин на внутренней поверхности полой головки рамы и стенками впадин запирающего ротора, находящемся внутри, полого стержня вилки.
2. Устройство по п.1, от л ича ющее- с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, соосно с противоугонным устройством установлей центральный электропереключатель.
«ч.
г .
«о
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ ПЕРЕДНЕЙ ВИЛКИ МОТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2126758C1 |
Узел передней вилки мотоцикла | 1982 |
|
SU1142353A1 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2011 |
|
RU2475383C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2027628C1 |
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2004 |
|
RU2281867C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2022861C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2282545C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2047513C1 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОУГОННОЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2214336C1 |
МАГНИТНЫЙ БЛОК КАК СРЕДСТВО БЛОКИРОВКИ МАГНИТНОГО КОДОВОГО ЗАМКА | 2010 |
|
RU2443841C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности - к противоугонным устройствам. Цель изобретения - исключение возможности снятия противоугонного устройства без ключа секрета замка и расширение функциональных возможностей. Устройство содержит полую головку рамы транспортного средства с расположенным внутри головки полым стержнем вилки, сцентрированным по отношению к головке рамы в упорных подшипниках качения, а также секрет замка, закрепленный в полом стержне вилки. Новым является то, что оно содержит запирающие шарики, расположенные в положении заперто в боковых отверстиях стенки полого стержня вилки враспор между стенками впадин на внутренней поверхности полой головки рамы и стенками впадин запирающего ротора; заводящегося внутри полого стержня вилки. Соосно с противоугонным устройством установлен центральный электропереключатель, выполняющий команды от поворота одного и того же секрета замка. 1 з.п. ф-лы, 14 ил.
x
I
fcj
X
X
TJ
г/
U
-ФZ
«1J
угпф
CS828ZI
«41
и
§3
4-4
Фиг. 13
Фиг. 1k
Узел передней вилки мотоцикла | 1982 |
|
SU1142353A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Патент США NJ 3660995, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-11-15—Подача