Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов и может быть использовано для подготовки водителей транспортных средств (автомобилей).
Известно устройство, позволяющее имитировать изменение контролируемых параметров, содержащее генератор импульсов, коммутатор, делитель частоты и блок индикаторов 11. Недостатком известного устройства является недостаточная точность контроля водителя.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранный в качестве прототипа имитатор нарушений в работе агрегатов трактора, содержащий коммутатор, элементы управления, генератор и блок логики. Имитатор обеспечивает с заданным временем имитацию нарушений работоспособности элементов исследуеь ого объекта, которые отображаются на юнтрольно-измеритель- ных приборах для контроля восприятия зрительным аппаратом водителя 2.
Недостатком известного устройства является низкая точность контроля работы оператора (водителя).
Целью изобретения является повышение точности контроля работы водителя.
Указанная цель достигается тем, что устройство для оценки реакции водителя на повреждение транспортного средства, содержащее коммутатор, первая группа сигнальных входов которого соединена со штатными датчиками параметров, а выходы - с контрольно-измерительными приборами, генератор импульсов, логический узел, две кнопки управления, узел регистрации времени реакции имеет делитель частоты и две группы имитационных датчиков параметров, а логический узел выполнен в виде триггера, причем вход делителя частоты подключен к выходу генератора импульсов, а первый выход - к одному из управляющих входов коммутатора, первый выход триггера соединен с пускоостановоч- ными входами генератора импульсов и узла
СО
с
-ч оо со ел XI о
регистрации времени реакции, другой управляющий вход Коммутатора подключен ко второму выходу триггера, а вторая и третья группы сигнальных входов - к соответствующим группам имитационных датчиков параметров, кнопки управления установлены в цепях раздельных входов триггера, один из которых соединен со вторым выходом делителя частоты.
Сопоставительный анализ с прототи- пом показывает, что заявляемое устройство отличается наличием новых блоков: второго генератора, делителя частоты, электронного узла регистрации времени реакции и имитационных датчиков и их связями с остальными элементами схемы.
На чертеже представлена принципиальная Ъхема устройства для оценки реакции водителя на повреждения транспортного средства.
Устройство для оценки реакции водителя содержит коммутатор 1, обеспечивающий подключение блока переменных резисторов 2 к соответствующим контрольно-измерительным приборам (указателям) 3 вместо штатных датчиков 4. С помощью коммутатора можно отключить любой штатный датчик и вместо него подключить на вход измерительного прибора переменный имитационный резистор. Имитационным резистором можно задавать скорость выхода показаний прибора за допустимые пределы. Переключение со штатных датчиков на имитаторы осуществляется контактами Р1/1 реле R1, а переключение групп имитационных резисторов контактами Р2/1 реле R2. Выбор датчика осуществляется переключателем S4 блока 1.
Логический узел 5 служит для запуска и останова устройства. К одному из входов логического узла через делитель частоты 6 подключен генератор импульсов 7 с регулируемой частотой 0,1 - 100 Гц. ВырабатываА емые генератором 7 импульсы служат для останова узла регистрации времени реакции через заданный промежуток времени. Один из выходов логического узла 5 связан со входом останова первого генератора 8 и второго генератора 7. Первый генератор 8 обеспечивает работу электронного узла регистрации бремени реакции 9, на котором фиксируется врем реакции водителя на неисправность или заданное время имитации, если водитель не заметил отклонений показаний в приборах.
Логический узел собран в виде триггера, который управляет электронным ключом на транзисторе V3. Электронный ключ обеспечивает управление работой реле Р1. Работой реле Р2 управляет генератор 7 с
помощью ключа на транзисторе V2. Ключ V2 связан с выходом 9 делителя частоты 6, Импульс на выходе 9 появляется в два раза быстрее, чем на выходе 11 делителя, Такое
подключение позволяет в процессе имитации подключать сначала первую группу переменных резисторов блока 2, затем через 1/2 заданного времени имитации вторую группу блока 2, а затем импульсом с выхода
0 11 еще через 1/2 заданного времени остановить имитатор. Группы резисторов блока 2 настроены таким образом, что при переходе с одной группы на другую резко возрастает темп изменения показаний
5 контрольно-измерительных приборов. А это ближе соответствует реальным ситуациям. Кнопка S4 служит для запуска устройства, кнопка 32 для его останова и фиксации показаний времени реакции. Кнопка S3 об0 нуляет показания узла регистрации времени реакции при проведении следующего замера.
Устройство работает следующим образом. При нажатии кнопки S1 запускаются
5 первый 8 и второй 7 генераторы. Сигнал высокого уровня на выходе триггера в логическом узле 5 подается на базу транзисторного ключа V3, ток которого включает реле Р1 и обеспечивает подключение к указате0 лям 3 первой группы резисторов блока 2 вместо штатных датчиков 4. Показания указателей начинают изменяться с небольшим темпом. По прошествии 1/2 времени, заданного резистором R4 генератора 7, на вы5 ходе 6 появляется импульс, который через ключ V2 переключает группу переменных имитационных резисторов блока 2 с первой на вторую. При этом возрастает темп изменения показаний указателей. По истечении
0 времени, заданного испытателем, появляется импульс на выходе 11 делителя 6, который останавливает работу устройства. Если водитель обнаружил отклонение в показателях раньше заданного времени, то он фик5 сирует время своей реакции нажатием на кнопку останова S2. При этом генераторы 7 « 8 останавливаются, время реакции фиксируется, а логический узел подает на базу традзистора V3 низкий уровень напряже0 ния, подключая тем самым к указателям вмзсто блока переменных имитационных резисторов штатные датчики. Для повтора эксперимента необходимо обнулить показания узла регистрации времени реакции
5 кнопкой S3 и произвести запуск устройства кнопкой S1.
Использование данного устройства для оценки реакции водителя на повреждение транспортного средства повышает точность контроля работы водителя и позволяет обьективно оценить эффективность взаимодействия водителя с контрольно-измерительными приборами. : V
Ф о рмул а и зоб рете ни я 1. Устройство для оценки реакции води- теля на повреждение транспортного сред- ства, содержащее коммутатор, первая группа сигнальных входов которого соединена со штатными датчиками параметров, а выходы - с контрольно-измерительными приборами, генератор импульсов, логический узел, кнопку запуска, кнопку реакЦи и водителя и узел регистрации времени реакции, отличи ющее с я тем, что, с целью повышения точности, в него введены дели- те ль частоты и две группы имитационных датчиков параметров, а логический узел выполнен в виде триггера, причем вход делителя частоты подключен к выходу генератора импульсов, а первый выход к одному из управляющий входов коммутатора, первый выход триггера соединен с пус- коостановочными входами генератора импульсов и узла регистрации времени реакции, другой управляющий вход коммута- тора подключен к второму выходу триггера,
а вторая и третья группы сигнальных входов - к соответствующим группам имитационных датчиков ;п араметров, кнопки запуска и реакции1 водителя установлены соответственно в цепях первого и второго раздельных входов триггера, последний из которых соединен с вторым вьгходом дели- телячастоты, ; ;:.
2.Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е ё- с я тем, что узел регистрации времени реакции выполнен в виде последовательно включенных генератора стабильной частоты, счетчика импульсов; дешифратора и блока индикации.
3.Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е- й я тем, что коммутатор состоит из двух реле сЪбмотками, включенными на его управляющих входах, и четырехгалетного переключателя, отдельные галеты которого установлены на сигнальных входах и выходах коммутатора, при этом переключающие контакты реле соединены между собой с. возможностью отключения от контрольно- измерительных приборов штатных датчиков и поочередного подключения к ним имитационных резисторов первой и второй групп.
ГТ 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Цифровая система для программного управления двигателем | 1986 |
|
SU1320793A1 |
Устройство для контроля субблока логического блока | 1986 |
|
SU1327111A1 |
Устройство для контроля работы оператора | 1989 |
|
SU1709370A1 |
Устройство для определения состава растворов | 1990 |
|
SU1818579A1 |
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Реле оборотов | 1982 |
|
SU1064200A1 |
Устройство для контроля временных параметров электрических реле | 1984 |
|
SU1265702A1 |
Устройство для обработки и передачи информации учета товарной нефти | 1983 |
|
SU1129625A1 |
МНОГОКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН | 1991 |
|
RU2037190C1 |
Система для программного управления | 1985 |
|
SU1325409A1 |
Использование: аппаратура для подготовки водителей транспортных средств (автомобилей). Сущность изобретения: устройство содержит коммутатор, штатные датчики параметров, элементы управления, генератор импульсов и логический узел. Новым в устройстве является то, что оно снабжено делителем частоты и двумя группами имитационных датчиков параметров, а логический узел выполнен в виде триггера. В процессе функционирования устройства на специальном указателе отображается изменение параметра, характеризующего работоспособность элемента от допустимого до предельного. При этом электросекундомер отсчитывает время реакции водителя на имитацию повреждения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Составитель С.Чередниченко
Техред М.МоргенталКорректор А.Козориз
Устройство для контроля работы оператора | 1987 |
|
SU1425763A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Иофинов С.А | |||
и др | |||
Контроль работоспособности трактора | |||
Л,: Машиностроение, 1985, с | |||
Система механической тяги | 1919 |
|
SU158A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1990-09-27—Подача