Изобретение относится к транспортным средства, в частности можвт быть использовано в автомобилях, погрузчиках, судовозных тележках, самоходных кранах и т д. Колесо обеспечивает перемещение транспортного средства в любом заданном направлении и повышенную проходимость в сложных, экстремальных дорожных условиях.
Известна тележка, содержащая механизм управления, тормозную систему, на этой тележке ведущие оси колес и силовые передачи к ним установлены на раме попарно и взаимно перпендикулярно
Недостатком этого устройства является ограниченная проходимость в сложных и экстремальных дорожных условиях, бой роликов колеса и большие габариты колеса
Целью изобретения является улучшение условий движения транспортного средства на неровной поверхности
Поставленная цель достигается тем, что используется механизм перемещения колеса вдоль приводного вала, выполненный в виде трехзвенного винтового механизма с вращательной и поступательной парами, при этом гайка этого механизма связана с элементами ее блокировки, а винт связан о одной стороны с осью колеса, а с другой - шлицевым соединением с приводным валом, который содержит упор, выполненный в виде пальца, входящего в паз винта где этот упор упирается в выступ шлицы что обеспечивает определенное перемещение винта вдоль приводного вала при взаимодействии с другим упором размещенным со стороны оси колеса.
Для достижения цели используется уст ройстводля затормаживания гайки-шестер ни, например тормозным устройством которое снабжено механизмом регулировки силы торможения или устройством, обеспе чивающим вращение гайки-шестерни влево
дпвспш
00
Ј
или вправо, которое тоже снабжено механизмом регулировки силы, что обеспечивает возможность пробуксовки между зубчатым колесом и в механизмах торможения.
На фиг.1 изображена кинематическая схема расположения механизмов, узлов, коробок передач, валов, систем тормозов транспортного средства, вид сверху; на фиг.2 - конструкция автономного механизма перемещения колеса вдоль приводного вала, вид сверху.
Транспортное средство содержит раму 1. колеса 2 и 3, 4 и 5, у каждого из которых на периферии расположены свободно вращающиеся ролики с осями, лежащими в плоскости колеса, двигатель 28, оси 29, общее сцепление 30, коробку передач 31 для изменения угловых скоростей колес 2 и 3, коробку передач 32 для изменения угловых скоростей колес 4 и 5, цилиндрическую передачу 33, коническую передачу 34, муфту сцепления 35 для включения во вращение и выключения вращения приводного вала 6 колеса 2, муфту сцепления 36 для включения во вращение и выключения вращения гайки-шестерни 13 через зубчатое колесо 26 автономного механизма 44, предназначенного для колеса 2, муфту сцепления 37 для включения во вращение и выключения вращения приводного вала 6 колеса 3, муфту сцепления 38 для включения во вращение и выключения вращения гайки-шестерни 13 через зубчатое колесо 26 автономного механизма 44, предназначенного для колеса 3, муфту сцепления 39 для включения во вращение и выключения вращения приводного вала 6 колеса 4, муфту сцепления 40 для включения во вращение и выключения вращения гайки-шестерни 13 через зубчатое колесо 26 автономного механизма 44, предназначенного для колеса 4, муфту сцепления 41 для включения во вращение и выключения вращения приводного вала 6 колеса 5, муфту сцепления 42 для включения во вращение и выключения вращения гайки-шестерни 13 через зубчатое колесо 26 автономного механизма 44, предназначенного для колеса 5, тормозную систему 43, автономные механизмы 44,
Коробки передач могут устанавливаться для каждого колеса, а вместо зубьев на гайке-шестерне 13 и на зубчатом колеса 26 могут использоваться фрикционные накладки.
Автономный механизм состоит из приводного вала 6, имеющего шлицы, винта 7, содержащего с одной стороны шлицы, а с другой стороны - ось 8 для колеса, подшипников 9, которые закреплены в кожухе 10, в
подшипниках 9 расположен приводной вал 6, который соединен телескопически с винтом 7, а он установлен в подшипниках 11, которые крепятся в кожухах 10 и 12, соединенных между собой жестко, например винтами, гайки-шестерни 13, которая имеет в отверстии резьбу и может быть выполнена со шлицами, гайка-шестерня 13 имеет гнезда, в которые посажены подшипники 11,
0 механизма для затормаживания гайки-шестерни 13, этот механизм крепится жестко винтами 14 своим корпусом 15, выполненным в виде цилиндрического стакана, имеющего дно с отверстием, в котором
5 выполнены шлицы, в стакане корпуса 15 расположена пружина 16, которая одним концом упирается в корпус 15 внутри его, а другим - в поршень 18, в полостях корпуса 15 и пружины 16 установлен шток 17, у ко0 торого часть штока содержит шлицы, а другая часть - винтовую поверхность, на которую навинчен поршень 18, имеющий отверстие с резьбой. На оси 8 крепятся жестко ограничительный упор 19, который со5 стоит из оси и подшипника 19, а другой упор выполнен на другом конце винта 7 е виде шлицы с уступом, упор 20. установленный на приводном валу 6, выполнен в виде пальца, у которого на части поверхности имеется
0 резьба, упор 20 ввинчивается в отверстие с резьбой приводного вала 6 и входит в шли- цевой паз винта 7, паз выполнен с таким расчетом, чтобы в части телескопического соединения приводного вала 6 и у винта 7
5 длина паза обеспечивала требуемое перемещение винта 7 относительно приводного вала 6.
Транспортное средство и автономный механизм работают следующим образом.
0 При передвижении транспортного средства в направлении, указанном стрелками А. приводятся во вращение колеса 2 и 3, каждое своим приводным валом 6 через винт 7, ось 8, которая вращается вместе с гайкой5 шестерней 13. При перемещении транспортного средства в направлении стрелок Б приводятся во вращение колеса 4 и 5, каждое своим приводным валом 6 через винт 7. ось 8, которая вращается вместе с гайкой0 шестерней 13. При перемещении транспортного средства под углом 45° приводятся во вращение все колеса с равными угловыми скоростями. При перемещении транспорт- ного средства под другими углами, напри5 мер под углами 4°, 7°, 10°, 16°, 21° и т д . колеса приводятся во вращение с разными угловыми скоростями за счет коробок передач 31 и 32.
При возникновении сложных дорожных условий, например на сыпучем топком пунктах и т.д., одно колесо транспортного средства или колеса пробуксовывают в этом случае одно колесо или колеса перемещаются вдоль своих приводных валов 6 наружу или вовнутрь рамы 1.
Для этого гайка-шестерня 13 затормаживается под действием давления известными способами через поршень 18 и шток 17 Колесо перемещается вдоль приводного вала на определенное расстояние или до упора. При выходе колес на твердую поверхность участка дороги или до предела перемещения винта 7, поршень 18 отключается от воздействия на него давления, вследствие чего поршень 18 и шток 17 возвращаются в исходное положение под действием пружины 16. Эта пружина 16 выполняет еще одну и основную функцию1 она обеспечивает пробуксовку гайке-шестерне 13 за счет того, что сила давления пружины 16 регулируется навинчиванием или отвинчиванием поршня на штоке 17.
Для перемещения, например колеса 2 вдоль приводного вала в обратном направлении вовнутрь или наружу рамы транспортного средства, приводится во вращение гайка-шестерня 13 (или осуществляется ее затормаживание) от двигателя 28, через ось 29, общую муфту сцепления 30, коробку передач 31, цилиндрическую передачу 33, муфту сцепления 36, вал 27 и зубчатое колесо 26, которое содержит фланец 25 с фрикционной накладкой, это зубчатое колесо
закреплено свободно на вал 27, у которого на одном конце выполнены шлицы и резьба на поверхность шлицов свободно насажен диск 24, который содержит фрикционную
накладку фланец зубчатого колеса 26 и диск 27 образуют муфту сцепления, на вал 27 со стороны шлицов и резьбы насажена пружина 23, а на винтовую поверхность навинчена гайка 22, которая стопорится винтом 21
ф о р м у л а и з о б р е те н и я
1 Транспортное средство, содержащее приводные колесные узлы, обеспечивающие вненаправленное перемещение, установленные на раме транспортного средства
и связанные между собой приводными органами, при этом приводные валы соседних колес взаимно перпендикулярны, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий движения транспортного средства
на неровной поверхности, колесные узлы снабжены автономными механизмами перемещения колес вдоль их приводных валов
2. Транспортное средство по п. 1, о т л ичающееся тем, что механизм перемещения колеса вдоль приводного вала выполнен в виде трехзвенного винтового механизма с вращательной и поступатель- йой парами, при этом гайка этого механиз0 ма связана-с элементами ее блокировки, а винт связан с одной стороны с осью колеса а с другой шлицевым соединением - с приводным валом
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движитель транспортного средства | 1985 |
|
SU1782848A1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837486A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837576A1 |
БЕСФЛАТТЕРНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ПРИВОДА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ИХ ВРАЩЕНИЯ | 2016 |
|
RU2618661C1 |
Система централизованной синхронизации переключения передач | 2019 |
|
RU2719704C1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2015038C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСЦЕПЛЕНИЯ ПОДВЕСНОГО ЛОДОЧНОГО МОТОРА | 2018 |
|
RU2776006C2 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2018736C1 |
Винтовой пресс мамедбакова | 1976 |
|
SU672059A1 |
Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в автомобилях, погрузчиках, судовозных тележках, самоходных кранах и т д и позволяет обеспечивать перемещение его в любом за- дакном направлении, Цель изобретения - улучшение условий движения транспортного средства по неровной поверхности. Транспортное средство содержит установленные на раме 1 приводные колесные узлы 2, 3, 4, 5, связанные между собой приводными валами 6, при этом приводные валы соседних колес перпендикулярны друг другу Каждое колесо снабжено автономным механизмом перемещения колеса вдоль его приводного вала 6 Механизм перемещения выполнен в виде трехзвенного винтового механизма с вращательной и поступательной парами Гайка этого механизма связана с элементами ее блокировки, а винт 7 связан с одной стороны с осью 8 колеса, а с другой имеет шлицы для соединения с приводным валом 6 1 з п.ф-лы, 2 ил
tf
f
f5
20
27
фиг 2
12
W
24 22
Приводная тележка для продольного и поперечного перемещения | 1978 |
|
SU742241A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1989-03-24—Подача