Фю2
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, предназначенных для передвижения в сложных дорожных условиях.
Известен движитель транспортного средства, содержащий шарообразное колесо с установленными с возможностью сво- бедного вращения относительно общей геометрической оси сферическими роликами, размещенный в закрепленных на платформе транспортного средства опорах вращения роликов, приводной вал, на конце которого закреплены ролики, и двигатель, кинематически связанный с приводным валом.
Недостатком этого движителя является недостаточная плавность хода при движении транспорта под углом к основным направлениям движения в случае, когда одно или несколько колес находятся в мертвом положении относительно направления движения. В этот период движения транспорта колесом до выхода в зону свободного вращения движется юзом.
Целью изобретения является увеличение плавности хода транспорта. Поставленная цель достигается тем, что приводной вал выполнен телескопическим, на связанной с колесом его подвижной части закреплены упоры, между которыми размещена одна из опор, а между этой опорой и упорами установлены пружины, обеспечивающие перемещение вала параллельно его оси.
Кроме того, каждый вал соединен с винтом, содержащим гайку, закрепленную на раме, для обеспечения смещения колес с валом перпендикулярно его оси.
На фиг. 1 показано расположение колес и их приводов на раме движителя; на фиг. 2 - кинематическая схема движителя.
Движитель состоит из рамы 1 и четырех
устройств для перемещения рамы 2 и 3 для перемещения в направлении, указан ном стрелкой А, и 4, 5 - для перемещения в
перпендикулярном направлении.
Устройство для перемещения рамы состоит из колеса 6, соединенного валом 7 через муфту сцепления 8 с приводом 9. На валу 7 установлены пружины 10, 11, соединенные с валом упорами 12 и 13 и опирающиеся на подшипник 14, являющийся опорой вала 7. Подшипник 14 установлен с возможностью перемещения его вместе с валом 7 в направлении, перпендикулярном оси вала в подшипник 15. Вал 7 соединен с муфтой 8 через телескопическое соединение 16. На ва/iy 7 установлена опора - подшипник 17, который может передвигаться вместе с валом в подшипнике 18с помощью
винта 19с рукояткой винта 19с рукояткой 20 и гайки 21.
Движитель работает следующим образом.
Для движения рамы 1 вперед включают устройство для перемещения рамы 2,3. При необходимости двигаться под углом 45° одновременно включают устройства 4, 5. Изменяя скорость вращения колес можно
осуществлять движение под любым углом к основным направлениям. Движение под углом 90° осуществляется включением устройств 4 и 5.
При движении транспорта под углом к
основному направлению движения в моменты, когда оси вращения роликов колес ориентированы перпендикулярно опорной поверхности, ролики не могут свободно вращаться и стремятся затормозить раму 1.
Этого не происходит, так как рама продолжает движение, а колесом б смещается относительно рамы вдоль оси приводного вала 7 и сжимает пружину 10 или 11 (в зависимости от направления движения рамы),
По мере вращения колеса 6 оси вращения роликов поворачиваются и ролики начинают вращаться, пружина 10 возвращает колесом б относительно рамы 1 в исходное положение. Телескопическое соединение
16 и установка вала 7 между подшипниками, расположенных в подшипнике, позволяют осуществить смещение вала 7 вдоль его оси. Величина смещения не должна быть больше 1 /4 окружности колеса.
При необходимости передвинуть раму в одном из основных направлений, например, вперед с помощью устройств 2 и 3, может оказаться, что колеса устройств 4 и 5 ориентированы осями вращения роликов
перпендикулярно опорной поверхности и их колеса тормозят движение рамы, для того, чтобы придать роликам возможность свободного вращения, рукояткой 20 вращают винт 19 и передвигая подшипник 17 смещают вал 7 и колесо б относительно рамы 1 на величину, обеспечивающую поворот колеса на 1/4 оборота. Перед тем, как сместить вал 7 отсоединяют его от двигателя 9 с помощью муфты 8. После завершения движения вращением винта 19 возвращают колесо 6 и вал 7 в исходное положение относительно рамы 1 и соединяют вал 7 с двигателем 9 муфтой 8. Привод вращения винта 19 может быть как ручным, так и мехйническим.
Формула изобретения 1. Движитель транспортного средства, содержащий шарообразное колесо с установленными с возможностью свободного вращения относительно общей геометрической оси сферическими роликами, размещенный в закрепленных; на платформе транспортного средства опорах с возможностью вращения в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения роликов, приводной .вал, на конце которого закреплены ролики, и двигатель, кинематически связанный с приводным валом, отличающийся тем, что. с целью повышения плавности хода, приводной вал выполнен те
лескопическим, на связанной с колесом его подвижной части закреплены упоры, между которыми размещена одна из опор, а между этой опорой и упорами установлены пружины для поджатия вала параллельно его оси. 2. Движитель по п. 1,отличающий- с я тем, что каждый вал соединен с винтом с гайкой, закрепленной на раме для обеспечения смещения колес с валом перпендикулярно его оси.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1784018A3 |
Колесо для перемещения в любом направлении | 1985 |
|
SU1765029A1 |
Колесо | 1984 |
|
SU1792376A3 |
ШАССИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОПОРНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ С КОЛЕСНО-ШАГОВЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 2015 |
|
RU2628285C2 |
Движитель, шагающий колесными опорами | 2020 |
|
RU2763058C1 |
ЭКСЦЕНТРОИДНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА И СПОСОБЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2394338C1 |
Ведущее колесо малогабаритного транспортного средства | 2018 |
|
RU2692956C1 |
Движитель водного транспорта | 2019 |
|
RU2712356C1 |
Ходовая часть транспортного средства | 1991 |
|
SU1784519A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ДЕРНИНЫ, СТЕРНИ И НЕТОВАРНЫХ ЧАСТЕЙ С КОРНЕЙ В СОЛОДКОВЫХ АССОЦИАЦИЯХ | 2000 |
|
RU2179790C2 |
I
Фиг.1
Ф
А
S
Приводная тележка для продольного и поперечного перемещения | 1978 |
|
SU742241A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1992-12-23—Публикация
1985-01-03—Подача