Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве одежд автомобильных дорог,
Известен способ строительства дорожной одежды, включающий устройство основания из золоминеральный смеси с органической добавкой - сульфитно-дрожжевой бражкой, уплотнение его и укладку по свежеуплотненному основанию холодной асфальтобетонной смеси.
Недостатком указанного способа является невысокое сцепление основания с покрытием.
Целью изобретения является повышение сцепления .основания с покрытием.
Это достигается тем. что в способе строительства дорожной одежды, включающем устройство основания из золоминеральной смеси с органической добавкой, уплотнение его и укладку по свежеприготовленному основанию холодной асфальтобетонной смеси, в качестве органической добавки используют подмыльный щелок с содержанием жирных кислот менее 1 %, в количестве 1,0-1,5% от массы золоминеральной смеси.
Подмыльный щелок в естественном виде является отходом производства синтетических моющих средств и представляет собой жидкость с плотностью 1,1 г/ем с включением пастообразных агрегатов жирных кислот в количестве до 4% от массы щелока. Его использование в таком виде в качестве добавки затруднено, так как невозможно добиться однородности при перемешивании с водой, а также подачи добавки по трубопроводам, при которой имеет место закупорка труб и кранов вследствие осадка жирных кислот. Поэтому его применяют в разогретом до 60-80% состоянии, при этом происходит плавление жирных кислот, или приготовляют в диспергаторе эмульсию на основе щелока, также с предварительным его нагревом.
Используемый же в описываемом способе подмыльный щелок с содержанием
сл С
X 00
О
vj
жирных кислот менее 1 % получают следующим образом.
Жидкую фракцию отстоя подмыльного щелока получают следующим образом, под- мыльный щелок заливают в емкость-отстойник и выдерживают в ней не менее 2 суток, а затем производят слив через сливное устройство, расположенное выше осадка, образовавшегося во время отстоя. Осадок удаляется смывом водой через отверстие в дне емкости-отстойника и сбросом в канализацию. Эмульсия, полученная путем отстаивания прдмыльного щелока однородна и с течением времени не расслаивается и не дает осадка. Ввиду достаточно малого равномерного распределения по всему объему количества дисперсных частиц жирных кислот, исключается отрицательное влияние на процессы.структурообразования золомине- рального материала.
Полученный таким образом подмыль- ный щелок имеет следующий состав, мас.%: NaC110-15, NaOH 1.2-1.7, NaaCOa 0,2-0,26, жирные кислоты 0,6-1,0, вода остальное.
Для осуществления описываемого способа испйтгьзовали следующие материалы: песчано-гравийная смесь по ГОСТ 25607-83, известь - по ГОСТ 9179-77, зола - по ГОСТ 25818-03, ГОСТ 25592-83, вода затворения, подмыльный щелок с содержанием жирных кислот менее 1 %.
Способ устройства дорожных одежд осуществляли следующим образом.
В смеситель цикличного действия загружали песчано-гравийную смесь в количестве 74,5 мас.%, известково-зольное вяжущее (известь - 3,6%, зола - 14,4 % ) - -18 мас.ч %. Одновременно в смеситель подавали воду затворения в количестве 7,5 мас.% и подмыльный щелок с содержанием жирных кислот менее 1% в количестве
1,25% от массы смеси. Смесь перемешивали в течение 75 сек до получения однородной массы. Готовую золоминеральную смесь с помощью автогрейдера распределяли в основание дорожной одежды слоем толщиной 15 см и уплотняли пневмокатка- ми.
После испарения с поверхности основания свободной воды устраивают по свежеуплотненному основанию покрытие из холодной асфальтобетонной смеси.
Опыт проводили по прототипу и описываемому способу. Полученные данные приведены в табл.1.
Как видно из данных табл.1 предлагав
мый способ устройства дорожной одежды улучшает сцепление асфальтобетонного покрытия с основанием в 1,5 раза по сравнению с прототипом.
В табл.2 представлено по примерам
влияние использования при устройстве дорожной одежды подмыльного щелока с содержанием жирных кислот менее 1% на достижение цели.
Из табл.2 видно, что оптимальным количеством подмыльного щелока с содержанием жирных кислот менее 1% является 1-1,5%, при этом повышается сцепление между слоями дорожной одежды.
Формула изобретения
Способ строительства дорожной одежды, включающий устройство основания из золоминеральной смеси с органической добавкой, уплотнение его и укладку по свежеуплотненному основанию холодной асфальтобетонной смеси, отличающий- с я тем, что, с целью повышения сцепления основания с покрытием, в качестве органической добавки используют подмыльный
щелок с содержанием жирных кислот менее 1 % в количестве 1,0-1,5% от массы золоминеральной смеси.
Таблица
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПЛОЩАДОК, ТРОТУАРОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ | 1998 |
|
RU2153554C2 |
ЗОЛОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И СПОСОБ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2135681C1 |
Способ устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры | 2017 |
|
RU2666949C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ | 2007 |
|
RU2351702C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 2015 |
|
RU2597903C1 |
ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 2007 |
|
RU2350709C1 |
Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды | 2019 |
|
RU2726095C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2017 |
|
RU2660969C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕСЧАНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА | 2014 |
|
RU2599658C2 |
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2013 |
|
RU2524081C1 |
Использование: дорожное строительство. Сущность изобретения: способ строительства дорожной одежды заключается в устройстве основания из золоминеральной смеси с добавкой подмыльного щелока с содержанием жирных кислот менее 1 % в количестве 1,0-1,5% от массы золоминеральной смеси, уплотнении его и укладки по свежеуплотненному основанию холодной асфальтобетонной смеси. Способ обеспечивает высокое сцепление основания с покрытием.
Сравнительные данные известного и предлагаемого способов устройства дорожной
одежды
Таблица 2
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Автомобильные дороги, М.: 1986, с.34-35, 38-39, 53-55 |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1990-10-10—Подача