Изобретение относится к области строительства, конкретно, к составам минеральных смесей для оснований дорожных одежд и может быть использовано в дорожном строительстве, преимущественно для автомобильных дорог.
Известна золоминеральная смесь, описанная в статье Тимофеева Б.П. "Влияние подмыльного щелока на прочностные свойства золоминерального материала", опубликованной в сборнике "Совершенствование технологии строительства дорог с применением местных материалов и отходов промышленности", Омск, 1986 г., с .17-22 (1).
В указанной статье приводится золоминеральная смесь следующего состава: гравийно-песчаная смесь - 80%; зола-уноса - 15%, известь (100%-ной активности) - 5%. В этой же статье исследуется влияние подмыльного щелока на прочностные свойства золоминерального материала, при этом подмыльный щелок применяют в пределах 6-8% от известково-зольного вяжущего, т.е. 1,2-1,6% от общей массы золоминеральной смеси.
Недостатком вышеназванной композиции золоминеральной смеси является то, что 80% от общего веса ее составляет довольно дорогая гравийно-песчаная смесь, и лишь 20% составляют известково-зольное вяжущее и подмыльный щелок.
Целью предлагаемого изобретения является значительное увеличение в предлагаемой композиции золоминеральной смеси доли известково-зольного вяжущего и подмыльного щелока суммарно до 45-70% от общего веса золоминеральной смеси и за счет этого получения монолитной массы в основании дорожной одежды.
При этом, в составе предлагаемой золоминеральной смеси используются исключительно отходы производства, такие как: зола-уноса от сжигания каменных углей на тепловых электростанциях, отходы (отсев) щебеночного производства, отходы известкового и карбидного производства (известь-пушонка) и отходы производства моющих средств (подмыльный щелок).
Все эти компоненты предлагаемой смеси накоплены в различных регионах России в огромных количествах. Достаточно отметить, что только в г. Омске от сжигания кузбасских и экибастузских углей в золоотвалах накоплено уже свыше 50 млн. тонн золы, этого количества хватит для строительства свыше 40 тысяч километров автомобильных дорог повышенного класса.
Одновременно ставится цель разработки эффективного и высокопроизводительного способа приготовления золоминеральной смеси, который обеспечивал бы повышенное качество приготовленной смеси, и на этой основе долговечность основания дорожной одежды. При этом ставится цель существенно снизить стоимость затрат на строительство автомобильных дорог на 10-25%.
Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что золоминеральная смесь содержит вместо речного песка - отходы щебеночного производства, а в качестве вяжущего содержит отходы известкового производства и карбидного (известь-пушонку), золу-уноса от сжигания каменных углей и отходы производства моющих средств (подмыльный щелок). При этом в предлагаемой золоминеральной смеси доля известково-зольного вяжущего и подмыльного щелока увеличивается суммарно до 45-70% от общего веса смеси.
Способ же приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд по предлагаемому изобретению заключается в смешивании компонентов в три стадии: на первой стадии производят дозированную подачу из отдельных бункеров на горизонтальный транспортер последовательно и слоями, щебня строительного фракции 5-60 мм, золы-уноса от сжигания каменных углей, отходов щебеночного производства фракции 0-5 мм и отходов известкового производства - извести пушонки, на второй стадии производят перемешивание компонентов пересыпанием четырехслойной массы компонентов с горизонтального транспортера на приемную площадку наклонного транспортера и подачу их с транспортера в бункер перемешивания, а на третьей стадии в перемешиваемую массу непрерывно подают подмыльный щелок в виде водного раствора через дозирующие форсунки при непрерывном перемешивании всей массы до получения требуемой консистенции золоминеральной смеси.
В качестве аналога предлагаемой золоминеральной смеси можно принять состав смеси компонентов, приводимый в источнике информации (1).
Предлагаемое изобретение осуществляют следующим образом. Содержание щебня в предлагаемой смеси заметно сокращают, например, до 18-27%, при этом применяют не только гранитный щебень, а щебень строительный. Речной песок, как правило, содержащий илистые включения, из состава предлагаемой смеси исключают полностью, а вместо него используют исключительно отходы щебеночного производства самых мелких фракций от 0 до 5 мм в объеме по массе от 23 до 33%. В качестве вяжущего в предлагаемой смеси используют отходы известкового и карбидного производства - известь-пушонку от 4 до 12%, в значительных количествах от 33 до 45% используют золу-уноса от сжигания каменных углей на тепловых электростанциях, а также отходы производства моющих средств - подмыльный щелок от 8 до 13%.
Таким образом, предлагаемая золоминеральная смесь для оснований дорожных одежд имеет состав при следующих соотношениях компонентов, мас.%:
Щебень строительный фр. 5-60 мм - 18-27
Зола-уноса от сжигания каменных углей - 33-45
Отходы щебеночного производства фр. 0-5 мм - 23-33
Отходы известкового производства (известь-пушонка) - 4-12
Подмыльный щелок - 8-13
Способ приготовления предлагаемой золоминеральной смеси осуществляют следующим образом.
Смешивание всех пяти компонентов проводят в три стадии. Первая стадия смешивания включает дозированную подачу из отдельных четырех бункеров, расположенных последовательно друг за другом на горизонтальный ленточный транспортер последовательно и слоями друг на друга соответственно щебня строительного, золы-уноса от сжигания каменных углей, отходов щебеночного производства, а затем отходов известкового производства. В результате, по транспортеру после четвертого бункера движется четырехслойная, предварительно смешанная (на первой стадии) золоминеральная масса-смесь.
Вторая стадия смешивания происходит при пересыпании четырехслойной массы минеральных компонентов смеси на приемную площадку второго, но уже наклонного транспортера, например, для подачи массы компонентов несколько выше первого горизонтального транспортера и засыпку (подачу) с наклонного транспортера в бункер перемешивания.
А третья стадия смешивания золоминеральной смеси включает непрерывную подачу в перемешиваемую массу пятого компонента - водного раствора подмыльного щелока через дозирующие форсунки при непрерывном перемешивании всей массы компонентов до получения требуемой (заданной) консистенции всей массы золоминеральной смеси (готовности смеси к укладке). Перемешивание ведут до полного смачивания всех компонентов известково-мыльным "молочком", и тогда вступают в реакцию схватывания вяжущие вещества.
Затем открывают бункер перемешивания и готовая масса золоминеральной смеси загружается в самосвалы всех типов и доставляется непосредственно на подготовленное основание дороги (площадки, тротуара и т.д.) для укладки. А затем производится укладка, уплотнение и покрытие асфальтобетонной смесью без предварительной обработки битумом. В течение 30 суток золоминеральная масса набирает заданную по рецептуре прочность и превращается в монолит.
Толщина покрытия в плотном теле основания дорожной одежды составляет от 16 до 24 см и укладывается в один прием. Это обусловлено требованием технологии работ по строительству автомобильных дорог от 4-й до 1-й категории, тротуаров, площадок.
Для приготовления предлагаемой золоминеральной смеси применяют компоненты, соответствующие требованиям ГОСТов и СНиП.
Щебень строительный по ГОСТ 8267-93. Марка щебня по морозостойкости должна соответствовать требованиям таблицы 44 СНиП 2.05.02-85.
Отходы щебеночного производства 2-го класса повышенной крупности по ГОСТ 8736-93.
Известь воздушная гидратная 2-го сорта с активностью не менее 60 по ГОСТ 9179-77.
Золы-уноса от сжигания каменных углей, применяемых в сочетании с известью, должны удовлетворять следующим требованиям (табл. 1).
Подмыльный щелок с содержанием натриевого мыла, жирных кислот не более 1%.
Из предлагаемой золоминеральной смеси изготовлены три различных состава смеси, обладающие следующими показателями модуля упругости (табл. 2).
Определение физико-механических показателей образов золоминеральных смесей (ЗМС-1, ЗМС-2, ЗМС-3) производилось после 30-ти суточного хранения во влажных условиях.
Физико-механические показатели при этом соответствовали следующим требованиям (табл. 3).
С использованием предлагаемой золоминеральной смеси и способа ее приготовления в Омской области в разных климатических зонах - Называевском, Марьяновском и Азовском районах построены три опытных участка дороги протяженностью по 1,5 км.
Сотрудниками дочернего унитарного предприятия "Омский СоюзДорНИИ" проведены испытания прочности дорожной конструкции на этих участках автодороги. Испытания проводились с помощью ударной установки УДН - НК.
Испытания показали, что на участке автодороги с традиционной конструкцией (асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании с подстилающим слоем из песка) расчетный модуль упругости составил 137 МПа, а на участке автодороги, где в качестве основания дорожной одежды уложена золоминеральная смесь - расчетный модуль упругости составил 196 МПа, т.е. в 1,43 раза выше.
Расчетный модуль упругости рассчитывался для уровня надежности 0,95. Документ с результатами проведенных испытаний прилагается к материалам данной заявки на двух листах в одном экземпляре.
Предлагаемая золоминеральная смесь имеет перед обычным (дискретным) основанием автомобильной дороги преимущество в использовании в зонах с повышенной влажностью с близким залеганием грунтовых вод.
Литература:
1. Тимофеев Б.П."Влияние подмыльного щелока на прочностные свойства золоминерального материала", опубликовано в сборнике "Совершенствование технологии строительства дорог с применением местных материалов и отходов промышленности", Омск, 1986 г., с. 17-22.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПЛОЩАДОК, ТРОТУАРОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ | 1998 |
|
RU2153554C2 |
ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 2007 |
|
RU2350709C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2017 |
|
RU2660969C1 |
Способ устройства слоев дорожных одежд для транспортной инфраструктуры | 2017 |
|
RU2666949C1 |
Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды | 2019 |
|
RU2726095C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ | 2007 |
|
RU2351702C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ ДЛЯ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 2015 |
|
RU2597903C1 |
СМЕСЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2000 |
|
RU2178475C2 |
Способ строительства дорожной одежды | 1990 |
|
SU1784707A1 |
Грунтовая смесь для дорожного строительства | 2020 |
|
RU2754841C1 |
Изобретение относится к строительству, конкретно к составам минеральных смесей для оснований дорожных одежд, и может быть использовано в дорожном строительстве, преимущественно для автомобильных дорог. Золоминеральная смесь для оснований дорожных одежд содержит щебень строительный фр. 5 - 60 мм 18 - 27 мас.%, отходы щебеночного производства фр. 0 - 5 мм 23 - 33 мас.%, золу-уноса от сжигания каменных углей 33 - 45 мас.%, отходы известкового производства - известь-пушонку 4 - 12 мас.%, подмыльный щелок 8 - 13 мас.%. Золоминеральную смесь готовят в три стадии: на первой стадии отдельно отдозированные компоненты последовательно и слоями подают на горизонтальный транспортер, на второй - производят перемешивание компонентов пересыпанием четырехслойной смеси с горизонтального транспортера на приемную площадку наклонного транспортера и подают с транспортера в бункер перемешивания, а на третьей стадии в перемешиваемую массу непрерывно подают водный раствор подмыльного щелока через дозирующие форсунки при непрерывном перемешивании всей массы до получения требуемой консистенции золоминеральной смеси. Технический результат: обеспечивается эффективность и высокая производительность способа получения золоминеральной смеси. Повышается долговечность основания дорожной одежды за счет получения монолитной массы. 2 с.п.ф-лы, 3 табл.
Щебень строительный фр. 5-60 мм - 18 - 27
Отходы щебеночного производства фр. 0-5 мм - 23-33
Зола-уноса от сжигания каменных углей - 33 - 45
Отходы известкового производства - известь-пушонка - 4 - 12
Подмыльный щелок - 8 - 13
2. Способ приготовления золоминеральной смеси для оснований дорожных одежд, включающий смешивание компонентов, отличающийся тем, что смешивание компонентов производят в три стадии: на первой стадии производят дозированную подачу из отдельных бункеров на горизонтальный транспортер последовательно и слоями, щебня строительного фракции 5 - 60 мм, золы-уноса от сжигания каменных углей, отходов щебеночного производства фракции 0 - 5 мм и отходов известкового производства - извести-пушонки, на второй стадии производят перемешивание компонентов пересыпанием четырехслойной массы компонентов с горизонтального транспортера на приемную площадку наклонного транспортера и подачу их с транспортера в бункер перемешивания, а на третьей стадии в перемешиваемую массу непрерывно подают подмыльный щелок в виде водного раствора через дозирующие форсунки при непрерывном перемешивании всей массы до получения требуемой консистенции золоминеральной смеси.
Тимефеев Б.И | |||
Влияние подмыльного щелока на прочностные свойства золоминерального материала | |||
СБ | |||
"Совершенствование технологии строительства дорог с применением местных материалов и отходов промышленности" | |||
- Омск, 1986, с.17 - 22 | |||
SU 491759 А, 28.01.76 | |||
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1991 |
|
RU2057831C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 1996 |
|
RU2101413C1 |
GB 5183354 A, 02.02.93 | |||
СПОСОБ ДОЗИРОВАНИЯ ЖИДКИХ ХИМИЧЕСКИХ РЕАГЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2705977C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОБЫЧИ САПРОПЕЛЯ | 2004 |
|
RU2252988C1 |
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ОБСЛУЖИВАНИЯ АБОНЕНТСКИХ СТАНЦИЙ В БЕСПРОВОДНОЙ СЕТИ ПО СТАНДАРТУ IEEE 802.16 | 2006 |
|
RU2351067C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ИНДУЦИРОВАННЫХ ПЛЮРИПОТЕНТНЫХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК (ИПСК) | 2016 |
|
RU2721266C1 |
Славуцкий А.К | |||
и др | |||
Автомобильные дороги | |||
Одежды из местных материалов | |||
- М.: Транспорт, 1987, с.48 - 52. |
Авторы
Даты
1999-08-27—Публикация
1998-06-22—Подача