1
(21)4814149/29 (22) 16.04.90 (46)30.12.92. Бюл. №48
(71)Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения Энергия
(72)Н.И.Белоусов, В.М.Муханов и Л.Л.До- ндэ
(56)Авторское свидетельство СССР № 479882, кл. F 04 С 2/04, 1973. (54) ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС
(57)Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам, и может быть использовано в авиационной технике в составе насосов откачки конденсата. Цель изобретения - обеспечение работоспособности и повышение надежности в режиме периодического слива рабочей жидкости. Шестеренный насос содержит корпус 1 и установленный в нем качающий узел,
выполненный в виде шестерен 2 и 3, через муфту предельного момента связанный с выходным валом 4, при этом в корпусе размещено устройство для устранения заклинивания шестерен, выполненное в виде волновой зубчатой передачи с двухвенцо- вым гибким колесом 5 и двумя жесткими колесами 6 и 7, снабженной двумя соосны- ми кулачковыми генераторами волн 8 и 9. Жесткое колесо 7 выполнено на подвижной втулке 10, а гибкое колесо 5 имеет венцы 11 и 12, которые выполнены одинаковыми и входят в зацепление с жесткими колесами 6 и 7, причем параметры жестких колес волновой передачи тоже выполнены одинаковыми. Ведомая шестерня 3 снабжена дополнительным зубчатым колесом 16, установленным на ее валу, а на втулке 40 выполнен кольцевой выступ с зубчатым венцом и пазами. 4 ил.
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1991 |
|
RU2027909C1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1990 |
|
RU2018746C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ВОЛНОВЫМ ВНЕШНИМ ЗУБЧАТЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ С УПРАВЛЕНИЕМ ОТ ГИДРОПРИВОДА | 2004 |
|
RU2271283C1 |
ДУБЛИРОВАННЫЙ ВОЛНОВОЙ ПРИВОД | 2008 |
|
RU2377456C1 |
Дифференциал транспортного средства | 1986 |
|
SU1361038A1 |
Привод канатно-угольной пилы | 1984 |
|
SU1191577A1 |
Нагружающее устройство | 1987 |
|
SU1467417A2 |
ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2131544C1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА ДИСКРЕТНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2588560C1 |
ТОРЦЕВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КАЧАЮЩИМСЯ РОТОРОМ | 2019 |
|
RU2720887C1 |
4
О)
-N
N4
Јь
VJ
5
Фиг.1
r-l ,-J
Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в авиационной технике в составе насосов откачки конденсата.
Цель изобретения - обеспечение работоспособности и повышение надежности в режиме периодического слива рабочей жидкости.
На фиг.1 представлен шестеренный насос, продольный разрез; на фиг,2 - разрез фиг,1; на фйг.З и 4 - разрез Б-Б на фиг, при работе насоса без заклинивания (фиг,3) и с заклиниванием (фиг.4) шестерен, Шестеренный насос содержит корпус 1 и установленный в нем качающий узел, выполненный в виде шестерен 2 (ведущий) и 3 (ведомой), через муфту предельного момента связанный с выходным валом 4,.В корпусе размещено также устройство для устранения заклинивания шестерен, выполненное в виде волновой зубчатой передачи с двухвенцовым гибким колесом 5 и двумя жесткими колесами 6 и 7, снабженной двумя соосными кулачковыми генераторами волн 8и9.
Генератор волн 8 соединен с выходным валом 4, а генератор 9 - с ведущей шестерней 2 качающего узла Жесткое колесо б выполнено на корпусе 1, а колесо 7 - на подвижной втулке 10 Гибкое колесо 5 имеет 2 венца 11 и 12, которые выполнены одинаковыми и входят в зацепление с жесткими колесами 6 и 7. Параметры жестких колес волновой передачи тоже выполнены одинаковыми. В корпусе установлены крышки 13 и 14, контактирующие с торцами шестерен 2 и 3. Крышка 14 поджимается к торцам шестерен тарельчатой пружиной 15. Ведомая шестерня 3 снабжена дополнительным зубчатым колесом 16, установленным на ее валу. На корпусе 1 выполнены каналы 17 и 18 для подвода и отвода рабочей жидкости. На втулке 10 выполнен кольцевой выступ с зубчатым венцом 19 с 9 зубьями 20. Зубчатое колесо 16 вх одит в зацепление с зубьями 20 венца 19 втулки 10, причем на этом венце выполнены пазы 21, охватывающие цилиндрическую поверхность, образованную диаметром вершин зубьев колеса 16. В том случае, когда паз 21 находится против колеса 16, обеспечивается беспрепятственное вращение колеса 16 и шестерен 2 и 3. Венец 19 втулки выполнен упругим в радиальном направлении за счет выполнения венца 19 колоколообразным.
Шестеренный насос работает следующим образом: при приведении во вращение выходного вала 4 от приводного электродвигателя (на иллюстрациях не показан) начинает вращаться установленный на нем
генератор волн 8. При этом он создает в гибком колесе 5 волну деформации, вращающуюся со скоростью W выходного вала 4, увлекающую за собой генератор волн 9, который также приходит во вращение со скоростью W. При этом деформированное гибкое колесо 5 играет роль муфты, передающей вращение с генератора 8 на генератор 9. Так как венцы 11 и 12, а также число
0 зубьев колес 6 и 7 соответственно выполнены одинаковыми, то колесо 7 остается неподвижным, так же как и колесо 6. Гибкое же колесо 5 совершает (за счет разности зубьев с жесткими колесами) медленное вращение
5 с угловой скоростью
W W:i,
где I - передаточное отношение волновой передачи с неподвижным жестким колесом 6 и подвижным гибким колесом 5, Генератор
0 9, приводит во вращение шестерни 2 и 3, которые перекачивают жидкость из канала 17 в канал 18, при этом колесо 16 при вращении проходит внутри паза 21 и не зацепляется с зубьями 20 венца 19.
5 Такая работа соответствует работе на-- соса без заклинивания. В случае заклинивания шестерен или присыхания их торцов к крышкам 13 и 14 шестерни 2 и 3 неподвижны. При приведении во вращение выходно0 го вала 4 от приводного электродвигателя в этом случае также начинает вращаться установленный на нем генератор волн 8. Однако генератор 9 остается неподвижным, так как он связан с неподвижной в данный момент
5 шестерней 2. Вследствие того, что генератор 8 неподвижен, венец 12 оказывается неподвижно соединен с колесом 7 и приводит его и втулку 10 во вращение со скоростью W, при этом величина М момента на
0 втулке 10 составит
М Мдх1хк, где k - КПД волновой передачи;
Мд - Момент, создаваемый на валу 4 приводным электродвигателем.
5 Венец 19 втулки 10 вращается до тех пор, пока первый из зубьев 20 не войдет в зацепление с зубьями колеса 16. Вследствие значительного момента на втулке 10 значительным будет и усилие на зубе 20, что
0 приведет к преодолению момента сопротивления, заклинивших шестерен и прово- роту колеса 16 и шестерен 3 и 2. После того, как последний (перед пазом 21) зуб 20 выйдет из зацепления с колесом 16, возобнов5 ляется нормальный режим работы насоса. Венец 19 выполнен упругим в радиальном направлении, так как вследствие неопределенного положения колеса 16 при заклини- вании возможен случай, что зуб 20 при подходе к колесу 16 упрется не в боковую
поверхность зубьев, а в вершину зуба, что в случае неподатливого венца привело бы к остановке втулки 10.
Значительная величина развиваемого усилия страгивания позволяет обеспечить надежную работу насоса в автономном режиме без его технического обслуживания.
Формула изобретения Шестеренный насос, содержащий корпус с качающим узлом, выполненным в виде шестерен внешнего зацепления, установленных в цилиндрических расточках корпуса, и устройство для устранения заклинивания шестерен, причем ведущая шестерня через муфту предельного момента соединена с выходным валом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения работоспособности и повышения надежности в работе в режиме периодического слива рабочей жидкости, устройство для устранения заклинивания выполнено в виде волновой зубчатой передачи с двухвенцоФиг. 2
вым гибким колесом, двумя жесткими зубчатыми колесами и двумя соосными генераторами волн, один из которых соединен с выходным валом, другой - с ведущей шестерней, муфта предельного момента выполнена в виде в виде двухзвенного гибкого колеса, одно жесткое зубчатое колесо выполнено в виде венца с зубьями внутреннего зацепления на корпусе, а другое - в виде
зубчатого венца внутреннего зацепления на подвижной втулке, снабженной кольцевым выступом с зубчатым венцом и пазами, при этом ведомая шестерня снабжена дополнительным зубчатым колесом, сопряженным с
зубчатым венцом подвижной втулки, внешний диаметр пазов подвижной втулки выполнен равным внешнему диаметру зубчатого колеса ведомой шестерни, зубчатый венец кольцевого выступа выполнен упругим в радиальном направлении, а , геометрические параметры зубьев двухвен- цового гибкого колеса и жестких колес выполнены одинаковыми.
Б-В
Б-Б
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1990-04-16—Подача