Изобретение относится к аваиацион- ной технике, а более конкретно- к топливным системам летательных аппаратов.
Известны системы самолетов, в которых топливо из баков перекачивается электроприводными центробежными насосами, работающими параллельно на общую магистраль. Электродвигатели каждого насоса имеют отдельную электрическую цепь. Насосы включаются с помощью выключателей. Питание током осуществляется от бортовой электросети самолета. Для исключения пе- ретекания топлива через отказавший насос, в топливной магистрали, непосредственно за насосами, устанавливают обратные клапаны. Для контроля за работой насосов на выходе из них, перед обратными клапанами, устанавливаются датчики давления, которые сигнализируют о работе насосов (загораются лампочки). Второй насос устанавливается как в системе подкачки из расходных баков, так и в системе перекачки топлива из основных баков в расходные.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является топливная система принятая за прототип . Система состоит из топливных баков и различных систем, которые обеспечивают беспрерывную подачу топлива к двигателям в нужном количестве. По два электроприводных центробежных насоса, работающих параллельно на общий топливопровод, перекачивают топливо из кессон-баков в расходный бак в определенной последовательности. В свою очередь, два электроприводных центробежных насоса, работающие параллельно на общий топливопровод, подкачивают топливо к маршевому двигателю. Электродвигатели насосов имеют независимые друг от друга электрические цепи, в которых установлены выключатели для управления каждым насосом. После каждого насоса, перед общим топливопроводом установлены обратные клапаны, которые исключают пере- текание топлива через отказавший насос. Между насосами и обратными клапанами установлены датчики давления, в электрическую цепь которых установлены электро- лампочки. Горящие лампочки сигнализируют о работе насосов. Аккумулятор обеспечивает беспрерывную подачу топлива при кратковременных отрицательных перегрузках.
Известное устройство имеет тот недостаток, что избыточная энергия, подводимая к параллельно работающим насосам уменьшает экономичность системы, увеличивает изнашиваемость насосов, снижает их работоспособность, что приводит к снижению надежности системы.
Целью изобретения является повышение экономичности и надежности системы. Цель достигается тем, что топливная система летательного аппарата, содержащая
перекачивающий узел, состоящий из основного и дублирующего топливных насосов с общей топливной магистралью и электроцепями сигнализации давления, силовые элек- троцепи с выключателями насосов,
0 обратные клапаны, снабжена устройством переключения режимов работы насосов, выполненным в виде размещенного в электроцепи каждого насоса нормально замкнутого контактора с выключателем и параллельно
5 подключенного к нему выключателя, при этом обмотка контактора одного насоса включена в электроцепь сигнализации давления другого насоса. Кроме того, в общей топливной магистрали насосов .размещен
0 аккмулятор.
На чертеже приведена принципиальная схема качающего узла топливной системы и электрические цепи управления насосами, где А и Б - насосы качающего узла, установ5 ленные в топливном баке; 1 и 2 - датчики давления; 3 и 4 - обратные клапаны; 5 - общий топливопровод; 6 - аккумулятор;.7 и 8 - электрические цепи сигнализации давления; 9 и 10 - основные электрические цепи
0 управления насосами; 11 и 12 -. обводные цепи; 13 и 14 - выключатели в обводной цепи; 15 и 16-контакторы; 17и 18- выключатели в участке основной цепи, параллельном обводной цепи; 19 и 20 - плато
5 (коробка), где компануются контактор, выключатели и обводная цепь; 21 и 22 - лампочка сигнализации давления; 23 и 24 - , выключатели насосов; 25 - бортовая электросеть.
0 Допустим, что насос А переведен в работающий, а насос Б в дублирующий. В этом случае на плато 19 выключатель 13 должен быть включен, а выключатель 17 - выключен.
5 На плато 20.выключатель 14 выключен и включен выключатель 18.
Насосы в работу включаются выключателями 23 и 24. Ток от бортовой электросети 25 поступает к плато 19 и 20, В плато 19 ток
0 по обводной цепи 11, через включенный выключатель 13 поступает к электродвигателю насоса А, и насос начинает работать, обратный клапан 3 открывается, а обратный клапан 4 насоса Б закрывается. Основная цепь
5 насоса А на участке плато разомкнута выключателем 17. Работающий насос А создает давление и датчик давления 1 замыкает цепь сигнализации и загорается лампочка 21, показывая, что насос А работает. Ток, проходя по цепи сигнализации 7 одновременно поступает и в катушку контактора 16, контактор срабатывает и размыкает основную цепь 10 насоса Б. Ток от бортовой сети 25, поступив к плато 20, через обводную цепь 19 не пройдет, так как выключатель 14 выключен и насос Б останется выключенным. В случае отказа насоса А давление за насосом падает, датчик давления 1 размыкает цепь сигнализации 7, лампочка 21 гаснет, показывая, что насос А не работает, но при этом обесточивается катушка контактора 16, контактор срабатывает и замыкает основную цепь 10 и насос Б вступает в работу. Обратный клапан 4 открывается, а обратный клапан 3 закрывается.
Процесс включения дублирующего насоса Б происходит мгновенно, после падения давления за отказавшим насосом А. но, учитывая инертность, насос Б мгновенно необходимого давления не создаст. Поэтому, возможное падение давления в общем топливопроводе 5, будет сглаживать аккумулятор 6. Это очень важно при подаче топлива к двигателю. В случае перекачки топлива из бака в бак необходимость в аккумуляторе отпадает.
При переводе рабочего насоса А в дублирующий, а дублирующего насоса Б в работающий, необходимо на плато 19 выключатель 17 включить и выключить выключатель 13, а на плато 20 выключатель 18 выключить и включить выключатель 14. Формула изобретения
1. Топливная система летательного аппарата, содержащая перекачивающий узел, состоящий из основного и дублирующего топливных насосов с общей топливной магистралью и электроцепями сигнализации давления, силовые электроцепи с выключателями насосов, обратные клапаны, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности и надежности системы, она
снабжена устройством переключения режимов работы насосов, выполненным в виде размещенного в электроцепи каждого насоса нормально замкнутого контактора с выключателем и параллельно подключенного к
нему выключателя, при этом обмотка электромагнита контактора одного насоса включена в электроцепь сигнализации давления другого насоса.
2. Система по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью сглаживания пульсаций давления при переключении насосов, общая топливная магистраль снабжена аккумулятором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя | 2015 |
|
RU2619518C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТА | 1992 |
|
RU2027641C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2046986C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2364738C1 |
СИСТЕМА РАЗДЕЛЕННОЙ ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ | 1999 |
|
RU2158845C2 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ФЛУКТУАЦИЙ ДАВЛЕНИЯ В УСТРОЙСТВЕ ТОПЛИВНОГО ФИЛЬТРА В ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЕ | 2015 |
|
RU2647885C1 |
СМЕСИТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2313000C2 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА ИЗ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1992 |
|
RU2021168C1 |
ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И ДВИГАТЕЛЬ ЦАГОЛОВЫХ Р.С. И А.Р. | 1997 |
|
RU2168030C2 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ В ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2015399C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно - к топливным системам летательных аппаратов. Цель изобретения - повышение экономичности и надежности системы. Цель достигается тем, что устрой /ZS ство, содержащее основной и дублирующий насосы с общей топливной магистралью 5 и электроцепями 7, 8 сигнализации давления, силовые электроцепи 9,10 с выключателями 23,24 насосов, обратные клапаны 3,4, снабжено устройством переключения режимов работы насосов, выполненным в виде контакторов 15, 16 и подсоединенных параллельно им выключателей 13. 14. При этом обмотка электромагнита контактора одного насоса включена в цепь сигнализации давления другого насоса. При отказе основного насоса датчик давления размыкает цепь 7 (или 8), при этом обесточивается катушка соответствующего контактора (15 или 16), замыкается цепь дублирующего насоса и он вступает в работу. 1 з,п. ф-лы, 1 ил.
Лешинер Л.Б., Ульянова И.Е | |||
Проектирование топливных систем самолетов | |||
М.: Машиностроение, 1975, с.343 | |||
Халат для профессиональных целей | 1918 |
|
SU134A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1990-03-19—Подача