Изобретение относится к области автотракторных поездов и может быть использовано при конструировании новых прицепов или модернизации уже выпущенных,
Известен способ предотвращения виляния путем поворота на небольшой угол управляемых колес в сторону противоположную поворота прицепа. Недостатком этого устройства является существенные сложности конструкции.
Известен также способ (прототип) повышения устойчивости прямолинейного движения прицепа путем автоматической блокировки колес между собой после начала виляния, блокировка производится благодаря срабатыванию инерционного датчика. Существенным недостатком прототипа является то обстоятельство, что прицеп с заблокированными колесами трудно вернуть в первоначальное положение в случаи если в момент блокировки ось прицепа расположена под углом к направлению движени я тягача. Кроме того, при этом возникает скольжение шин, а следовательно, и износ
шин и большие нагрузки в сцепных устройствах.
Целью изобретения является повышение критической скорости прицепов при прямолинейном движении.
Цель достигается путем наложения кинематической связи между колесами задней оси до достижения критической скорости прицепа и начала виляния.
На фиг. 1 показано устройство, реализующее предложенный способ, вид сверху; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг.З - прицеп с установленным предлагаемым устройством, вид сбоку; на фиг. 4 - то же, вид сверху.
Пример. Реализация предложенного способа может быть осуществлена при помощи следующего устройства: блокирующий вал 1 несет на обоих концах ролики 2 жестко связанных с валом и которые могут контактировать соответственно с правыми и левыми колесами прицепа. Блокирующий вал установлен в подшипниках 3, помещенных на концах двух рычагов- качалок 4, рычаги-качалки шарнирно
ё
00
s|
00
о
установлены в кронштейнах 5, ось которых смещены от оси колес. Качалки снабжены также дополнительными рычагами 6, которые связаны с тормозными камерами 7, установленными на задней оси. Тормозные камеры связаны с рессиверами 8 прицепов и управляются электромагнитными клапанами 9, ycf§н эпленными на прицепе. Элек- тромагнитньТё клапаны при помощи электропроводки 10 связаны с тумблером, находящийся в кабине водителя (на чертеже не показан).
Работает устройство следующим образом.
Водитель при разгоне автопоезда наблюдает за стрелкой спидометра. При приближении стрелки спидометра к значению критической скорости, т.е. в момент когда автопоезд или тракторный поезд достигнет скорости которая на 5-8% меньше критической скорости включает тумблер. В этот мо- мент электромагнитный клапан 8 открывает доступ сжатого воздуха из ресивера к тормозным камерам 1-. Штоки тормозных камер воздействуют на дополнительные рычаги 6 качалок А. За счет того, что оси кронштейнов 5 не совпадают с осью колес, качалки поворачиваются и ролик 2, будучи первоначально установленные с зазорбм по отношению к колесам, прижимаются к ним. Таким образом осуществляется жесткая кинематическая связь колес между собой.
Жесткая кинематическая связь колёс задней оси благоприятным образом действует на устойчивость прямолинейного движения прицепа. В случаи наложения
жесткой кинематической связи между правым и левым колесами угловой поворот оси будет сопровождаться упругой деформацией шин в тангенциальном направлении.
То есть возникают силы сопротивления такому повороту. В случае совершения такого поворота принудительным образом тангенциальные силы упругости шин совершат отрицательную работу. Известно, что чем
больше сил в механической системе совершающих отрицательную работу, тем выше критическая скорость движения. Таким образом, процесс виляния прицепов будет начинаться при больших скоростях.
Повышения критической скорости автопоезда повышает производительность, снижает возможность дорожно-транспортных происшествий, повышает надежность сцепных устройств.
Форм, ула изобретен и я
1. Способ предотвращения виляний прицепов автотракторного поезда, включающий стабилизацию прямолинейного движения прицепов относительно тягача, о т- л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения критической скорости, задние колеса прицепов кинематически связывают между собой до достижения критической скорости.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что момент связи задних колес определяется соотношением /бл/Укр 0,92-0,95, где Убл - скорость, при которой задние ко- леса прицепов связываются между собой, VKp - критическая скорость.
Ф. J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для поворота прицепа автопоезда | 1990 |
|
SU1773786A1 |
Механизм стабилизации прямолинейного движения одноосного прицепа | 2022 |
|
RU2777866C1 |
Тормоз наката с устройством стабилизации прямолинейного движения одноосного прицепа | 2024 |
|
RU2825212C1 |
АВТОПОЕЗД | 2004 |
|
RU2264943C1 |
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа | 2022 |
|
RU2791633C1 |
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП | 2009 |
|
RU2397905C1 |
Тормоз наката с механизмом стабилизации движения одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2820724C1 |
Буксирное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2022 |
|
RU2791629C1 |
Подкатная тележка для буксировки полуприцепа с устройством стабилизации прямолинейного движения | 2022 |
|
RU2786543C1 |
АВТОТРАКТОРНЫЙ ПРИЦЕП | 2007 |
|
RU2341400C1 |
Изобретение относится к автотранспортной технике, а именно автотракторным поездам. Целью изобретения является обеспечения предотвращения виляния прицепа без черезмерного износа шин и нагрузок в сцепных устройств. Цель достигается путем предварительной блокировки колес прицепа то есть до достижения критической скорости прицепа и начала виляния. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Фиг. 4
Способ предотвращения виляния прицепов автопоезда | 1984 |
|
SU1221005A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1990-03-26—Подача