Изобретение относится к области вагоностроения.
Известно устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, содержащее шкворень, соединяющий кузов с тележкой посредством двуплечего рычага с тягами.
Недостатками этого известного устройства являются низкая надежность вследствие увеличения угла закрутки резинометаллических шарниров в местах соединения тяг двуплечего рычага с тележкой при больших вертикальных перемещениях кузова, а также увеличение неравномерности распределения нагрузки по колесным парам во время разгона или торможения при больших статических прогибах пружин центрального подвешивания кузова вагона.
Известно устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, содержащее шкворень, жестко связанный со средней частью горизонтальной оси, закрепленной на кузове посредством резинометаллических шарниров, закрепленный жестко на раме тележки цилиндрический стакан, через размещенный в нем сферический шарнир, связанный со шкворнем, и ограничитель поворота шкворня в поперечной плоскости тележки (2).
Недостатками этого известного технического решения являются сложность конструкции и большая материалоемкость.
Цель изобретения - упрощение конструкции устройства связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой,
Указанная цель достигается тем, что в устройстве связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, содержащем шкворень, жёстко связанный со средней частью горизонтальной оси, закрепленной на кузове посредством резинометаллических шарниров, закрепленный жестко на раме тележки цилиндрический стакан, через размещенный в нем сферический шарнир связанный со шкворнем, и ограничитель поворота шкворня в поперечной плоскости тележки, сферический шарнир неподвижно закреплен на шкворне с возможностью вертикального перемещения относительно стакана, при этом ограничитель поворота шкворня выполнен в виде отдельных упоров, смонтированных на раме тележки с противоположных сторон шкворня.
На фиг. Т изображено устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, общий вид: на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.З - схема перемещений сферического шарнира при увеличении загруженности кузова и повороте шкворня в поперечной плоскости тележки.
Устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой содержит шкворень 1, жестко связанный со средней частью горизонтальной оси 2,
связанной с кронштейнами 3 кузова 4 через резинометаллические шарниры 5 с гайками 6. На нижнем конце шкворня 1 неподвижно закреплен при помощи гайки 7 сферический шарнир 8, наружное кольцо 9 которого размещено внутри цилиндрического стакана 10 с возможностью вертикального перемещения, Цилиндрический стакан 10 жестко закреплен в отверстии поперечной балки 11 рамы 12 тележки. Внутренняя полость 13
5 шкворня 1 через горизонтальные отверстия 14 соединена с кольцевой полостью 15, образованной между наружной поверхностью наружного кольца 9 сферического шарнира и внутренней поверхностью цилиндриче0 ского стакана 10. Эти отверстия 14 предназ- начены для подвода смазывающей жидкости к трущимся поверхностям сферического шарнира. На поперечной балке 11 рамы 12 размещены также боковые упоры
5 16 для ограничения поворота шкворня 1 в поперечной плоскости тележки. Упоры 16 смонтированы на раме тележки с противоположных сторон шкворня. Между кузовом 4 и рамой 12 тележки установлены пружины
0 17 вторичного подвешивания. На дне стакана 10 находится смазывающая жидкость. На фигурах представлены размеры: а - величина поворота шкворня.1 в поперечной плоскости тележки, Ь- длина вертикальной оси
5 от геометрического центра сферического шарнира 8 до точки ее пересечения с геометрической осью горизонтальной оси 2.
Устройство работает следующим образом,
0 При движении рельсового транспортного средства поперечное перемещение кузова 4 осуществляется за счет поворота горизонтальной оси 2 шкворня в резинометаллических шарнирах 5 и качения шкворня
5 1 между боковыми упорами 16. Так как расстояние между горизонтальной осью 2 и геометрическим центром сферического шарнира 8 постоянное, то и угол закрутки резинометаллических шарниров 5 остается
0 постоянным, А вертикальное перемещение кузова 4 происходит при сжатии пружин 17 вторичного подвешивания под действием груза кузова, при этом шкворень 1 со сферическим шарниром 8 на нижнем конце пере5 мещается внутри цилиндрического стакана 10, расстояние от геометрического центра сферического шарнира 8 до поверхности головки рельсов (ho) уменьшается на Д h до величины hi. При разгоне или торможении тележки сила F от цилиндрического стакана
10 через сферический шарнир 8 передается на шкворень 1, который связан с кузо- вом 4 через горизонтальную ось 2. С увеличением массы кузова величина h0 уменьшается, что позволяет уменьшить опрокидывающий момент от силы F и более равномерно распределить нагрузку по колесным парам тележки. Угол поворота шкворня 1 в поперечной плоскости тележки «при перемещениях A h будет постоян- ным и может быть определен из выражения a aRCtg-g.
Применение данного технического решения позволяет упростить конструкцию устройства связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, а также повысить надежность и увеличить срок службы сферического и резинометалличе- ских шарниров.
Формула изобретения Устройство связи кузова репьсового транспортного средства с тележкой, содержащее шкворень, жестко связанный со средней частью горизонтальной оси, закрепленной на кузове посредством резино- металлических шарниров, закрепленный жестко на раме тележки цилиндрический стакан, через размещенный в нем сферический шарнир, связанный со шкворнем, и ограничитель поворота шкворня в поперечной плоскости тележки,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, сферический шарнир неподвижно закреплен на шкворне с возможностью вертикального перемещения относительно стакана, при этом ограничитель поворота шкворня выполнен в виде отдельных упоров, смонтированных на раме тележки с противоположных сторон шкворня.. . :
Использование: изобретение относится к вагоностроению. Сущность изобретения: устройство содержит шкворень Т-образной формы, выполненный в виде вертикальной оси 1 и горизонтальной оси 2, связанной с кронштейнами 3 кузова 4 через резиноме- таллические шарниры 5. Сферический шарнир 8 установлен неподвижно на конце вертикальной оси 1 и подвижно внутри цилиндрического стакана 10 с возможностью перемещения геометрического центра шарнира 8 вниз в зависимости от загруженности кузова. Вертикальная ось 1 установлена с возможностью взаимодействия с одним из боковых упоров с образованием постоянного угла относа между ними независимо от величины перемещения. 3 ил. е
.BuffA
Фие.З
Многоосная тележка железнодорожного транспортного средства | 1985 |
|
SU1237520A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1993-01-23—Публикация
1991-01-04—Подача