835 6 13 CfJut.f
Изобретение относится к рудничному транспорту, в частности к конструкциям колесных пар рельсового транспортного средства, преимущественно шахтной вагонетки.
Известная колесная пара рельсового транспортного средства содержит колеса, каждое из которых своей ступицей смонтировано на оси посредством двух конических подшипников, зафиксированных на последней посредством торцевой гайки и крышек с уплотиительными устройствами. Наруж- : мые кольца конических подшипников установлены в проточках ступицы колеса с
возможностью взаимодействия направленными друг к другу торцами с кольцевым выступом ступицы, а внутренние - на оси с возможностью взаимодействия направленными в противоположные стороны торцами соответственно с буртом оси и с упругим элементом, расположенным между внутренним кольцом внешнего подшипника и гайкой, установленной на соответствующей
резьбовой концевой части оси. .
Недостатком известной конструкции колесной пары является невозможность обеспечить бесступенчатую регулировку осевого зазора подшипникового узла.
. Кроме того, в известной конструкции колесной пары ухудшены эксплуатационные характеристики. Уплотнения контактным трением на большом диаметре подшипникового узла увеличивает коэффициент сопротивления качению колеса; и в связи с этим на контактной поверхности возникает повышенная температура, которая представляет опасность по взрыву руд ничной среды в угольных шахтах. :
Стопорение гайки-крышки практически неразборное, т.к. при ее отвикчивании лепестки шайбы, работающие на упор, будут деформированы или полностью отломаны.
Цель изобретен ия-повышение ресурса подшипников.
Поставленная цель достигается тем. что на концевых частях оси выполнены торцевые пазы, гайки выполнены с внешними кольцевыми выступами, в которых выполняются зарубки для размещения их в соответ- . v- . ствующих торцевых пазах при стопорении
гайки, а упругие элементы выполнены в виде надетых на соответствующие концевые части оси тарельчатых пружин, при этом в ступицах колес посадочные места для наружных колец внутренних подшипников вы полнены большего диаметра, чем посадочные места для наружных колец внешних подшипников. На оси и в ступице каждое посадочное место для кольца собт вегс1вующего подшипника выполнено с
шириной, меньшей ширины этого кольца на величину его односторонней галтели.
На фиг.1 изображен подшипниковый узел колеса, разрез: на фиг.2 -.вид А-нз
5 фиг.1. г ..:. --ft r: : .; Колесная пэра рельсового транспортного средства содержит колеса 1. установленные на оси 2 при помощи конических подшипников - внешнего 3 и внутреннего 4.
10 которые зафиксированы от осевого перемещения буртами 5 и 6 в ступице, а на оси - лабиринтом 7. тарельчатой пружиной 8. гайкой 9 с зарубкой на внешнем кольцевом выступе 10 с одной стороны и фланцем 11 15 с другой стороны. На обоих концах оси выполнены торцевые пазы 12. Фланец 11 на гайке 9 препятствует сходу колеса 1 с оси 2 при случайном разрушении подшипников 3 и 4. Посадочные места 13 и 14 на оси 2 для
20 внутренних колец конических подшипников и посадочные места а ступице колеса 15 и 16 для наружных колец эгих подшипников выполнены с шириной меньшей ширины этих колец на величину их односторонней
25 галтели.% Кроме того.в ступицах колес посадочные места для наружных колец внутренних подшипников 4 выполнены большего диаметра, чем посадочные места для наружных
30 колец внешних подшипников 3.
Такое конструктивное решение позволяет устанавливать на колесной паре внутренние подшипники больших размеров.чем внешние, т.к. нагрузка на внутренние под35 шипники больше, чем на внешние, что в свою очередь, способствует увеличению ресурса подшипников.
Для защиты от проникновения с внешней среды влага и пыли в подшипниковую
40 полость с внутренней стороны ступищ. колеса 1 установлен лабиринт 17 и манжета
18. Манжета установлена таким образом, что препятствует проникновению влаги и пыли в подшипниковую полость, нр.под дав- 45 лением пропускает смазку в лабиринт. Подшипниковый узел смазывается через канал в ступице колеса, расположенный между подшипниками 3 и 4 закрываемый пробкой
19. которая стопорится пружинной шайбой 50,20. С наружной стороны подшипниковые ; лы колесной пары закрываются крышкой 21. Упругий элемент, выполненный вид тарельчатой пружины 8. обеспечивает пред верительную осеоую нагрузку на подшили - 55 ки 3 и 4 и является компенсатором осевого зазора при износе контактных поверхностей. Бесступенчатое стопорение гайки 9 осуществляется зарубкой кольцевого выступа 10 И отгибкОй ее в торцовый паз 12 оси 2. j4jo позволяет плавно изменять усилие под
жатия подшипников, обеспечивает точность затяжки подшипникового узла, увеличивая его ресурс.; .:-#-Л ;
Выполнение посадочных мест 13 и 14 на оси 2 для внутренних колец подшипников 3 и А и посадочных мест 15 и 16 в ступице колеса 1 для наружных колец этих подшил никое с шириной меньшей ширины этих колец на величину их односторонней галтели исключает образование (выдавливание) буртиков высотой 40-60 мкм DO время эксплуатации и. следовательно, обеспечивает удобство разборки (демонтажа) подшипникового узла колесной пэры при ремонте.
Внедрение данного изобретения позао- г.яет значительно упростить техобслуживание колесных пар шахтных вагонеток, снизить затраты на ремонт, увеличить срок службы подшипникового узла.
Формула изобретения
1. Колесная пара рельсового транспортного средства, содержащая ось и ходовые колеса, каждое из которых смонтировано на оси посредством двух конических подшипников, наружные кольца которых установле- ны в проточках ступицы колеса с возможностью взаимодействия направленными друг к другу торцами с кольцевым
выступом ступицы, а внутренние - на оси с возможностью взаимодействия направленными в противоположные стороны торцами соответственно с буртом оси и с упругим элементом, расположенным между внутренним кольцом внешнего подшипника и гайкой, установленной на соответствующей резьбовой концевой части оси. отличающаяся тем. что. с целью повышения ресурса подшипников, на концевых частях оси выполнены торцевые пазы, гайки выполнены с внешними- кольцевыми выступами, в которых выполнены зарубки для размещения их в соответствующих торцевых пазах при стопорении гайки, а упругие элементы выполнены в виде надетых на соответствующие концевые части оси тзрельчатых пру жин. при этом в ступицах колес посадочные места для наружных колец внутренних подшипников выполнены большего диаметра. чем посадочные места для наружных колец внешнихпрдшипнмко лЩ г;- ;Щ; 5 ;& 2. Колесная пара по п.1,отл и ч а V ща flea тем, что на оси ив стутце каждое посадочное место для кольца соответствующего подшипника выполнено с шириной меньшей ширины этого кольца на величину его одноторонней галтели.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНАЯ ПАРА ВАГОНА С ФРИКЦИОННО-УПРУГОЙ СВЯЗЬЮ МЕЖДУ КОЛЕСАМИ | 2012 |
|
RU2512829C2 |
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2022 |
|
RU2793289C1 |
ТЕЛЕЖКА С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ И СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ ШИРИНЫ КОЛЕИ | 2020 |
|
RU2803900C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603386C1 |
Колесная пара рельсового транспортного средства | 1980 |
|
SU893590A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ( ВАРИАНТЫ ) ДЛЯ УСТАНОВКИ НА ШЕЙКУ | 2006 |
|
RU2395732C2 |
УСИЛЕННЫЙ СТУПИЧНЫЙ УЗЕЛ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОДВОДА ВОЗДУХА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ПОДКАЧКИ КОЛЁС В ДВИЖЕНИИ | 2017 |
|
RU2657716C1 |
СЪЕМНИК КОЛЬЦЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1992 |
|
RU2028933C1 |
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ БУКСА | 2017 |
|
RU2677213C1 |
БОРТОВОЙ РЕДУКТОР СНЕГОБОЛОТОХОДА | 2023 |
|
RU2811169C1 |
Использование: колесные пары рельсовых транспортных средств. Сущность: колесная пара рельсового транспортного средства содержит колеса 1. установленные на оси 2 при помощи конических подшипников - внешнего 3 и внутреннего 4. которые зафиксированы от осевого перемещения буртами 5 и 6 в ступице, а нэ оси - лабиринтом 7. тарельчатой пружиной в. гайхой 9 с зарубкой на внешнем кольцевом выступе с одной стороны и фланцем 11 - с другой стороны. На обоих концах оси выполнены торцевые пазы. Фланец 11 на гайке 9 препятствует сходу колеса 1 с оси 2 при случайном разрушении подшипников 3 и 4. Посадочные места 13 и 14 на оси 2 для внутренних колец конических подшипников и посадочные места в ступице колеса 15 и 16 для наружных колец этих подшипников выполнены с шириной, меньшей ширины этих колец на величину их односторонней галтели. Кроме того, а ступицах колес посадочные места для наружных колец знут.ншних подшипников 4 выполнены большего диаметра, чем посадочные геста для наружных колец внешних подшипников 3. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. /
Вид А
Колесная пара рельсового транспортного средства | 1987 |
|
SU1648805A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Кузнечная нефтяная печь с форсункой | 1917 |
|
SU1987A1 |
Авторы
Даты
1993-01-30—Публикация
1988-10-11—Подача